Поиск по сайту

Работа по методу проектов с детьми дошкольного возраста


Авторcтво: Якимова Людмила Владимировна, методист; Герасимова Наталья Алексеевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Интегрированный метод обучения сам по себе является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена здесь основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Особую актуальность приобретает этот метод в связи с выходом федеральных государственных требований к структуре Основной образовательной программы дошкольного образования, в которой сказано, что «Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования».

В практике работы нашего детского сада метод проектов используется несколько лет. Переход на проектный метод проходил постепенно и был обусловлен включением в детскую деятельность проблемных ситуаций, детского экспериментирования, организации тематических и комплексных занятий, активной совместной деятельности и, как правило, осуществлялся по следующим этапам: занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования, комплексные блочно-тематические занятия, интеграция (частичная, полная);

Метод проектов выступал и как форма организации образовательного пространства и как метод развития творческого познавательного мышления

В начале это был творческий проект и назывался «Каникулы». Это было задолго до того, как были введены Новогодние и Рождественские каникулы на государственном уровне. Целью этого проекта было, во-первых, дать возможность детям отдохнуть от интеллектуальных нагрузок, оставив только творческую деятельность и коррекционные лечебные занятия; а во-вторых, стояла задача объединить коллектив педагогов, детей и родителей интересной совместной деятельностью. Теперь «Каникулы» – наша главная и любимая традиция. К каникулам начинаем готовиться уже в ноябре-декабре, пишутся сценарии, шьются костюмы, ищутся таланты, составляются программы, проходят репетиции, готовятся афиши, пригласительные билеты и т.д.

Весь январь мы «отдыхаем»: спектакли, постановки, конкурсы, праздники, Рождественские газеты, выставки и традиционно, в последнюю пятницу января Большой гала-концерт родителей для детей. Со временем в проекте появились номинации «дети – детям», «родители – детям», «педагоги – детям».

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Первые шаги в этом направлении сделали педагоги, работающие с детьми старшего возраста. Появились удивительные проекты «Цветы», «Минералы – сокровища земли», «Экзотические фрукты».

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Мы учим наших детей самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развиваем творческое мышление.Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Кардинально изменяется роль педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом. Самым сложным является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если дети «идут не туда».

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Так, например, появился проект «Минералы сокровища земли». Алеша Т. принес в группу коллекцию минералов, которую он собирал с папой, увлеченно рассказывал и показывал детям камни. Дети целый день ходили за ним хвостом, задавали вопросы. Оказалось, что и логопед наш, Татьяна Петровна по первой профессии – геолог и может многое не только рассказать, но и показать детям свою коллекцию, привезенную из экспедиций.

На все вопросы детей, а их оказалось очень много, воспитатель предложила детям подумать: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу)? В каких источниках можно найти информацию? (Приложение №1)

В детском саду систематически проводятся акции по благоустройству и уборке территории детского сада, оформлению участка. С помощью родителей создали альпийскую горку, кто камушки привез, кто землю, а уж растениями дачники нас просто удивили - и весной, и летом, и осенью глаз от горки не оторвать

Проект «Цветы» возник из совместной деятельности детей, родителей и сотрудников детского сада по благоустройству участка и созданию цветников. Дети плохо знали названия растений и почему именно они так названы, условия роста и способы ухода. На основе изученных проблем детей и была поставлена цель проекта.

· Педагоги помогли каждому ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу (целеполагание);

· Разработали план достижения цели (обсуждение с родителями);

· Привлекли специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта: музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;

· Составили план-схему проекта (приложение №2);

· Организовали сбор и накопление материала;

· Домашние задания для самостоятельного выполнения;

· Продумали формы презентация продуктов;

· Запланировали итоговое мероприятие «Бал цветов»;

Сегодня каких только экзотических фруктов не увидишь на прилавках магазинов. Дети вопросы задают родителям, педагогам, а что мы можем им ответить? Собрались все вместе и решили: каждый выберет какой-то фрукт, все о нем разузнает и со всеми поделится своими познаниями. Сколько литературы дома прочитали, сколько в Интернете просидели, сколько картин знаменитых художников посмотрели, сколько газет выпустили, и рисовали, и лепили, шили костюмы, пробовали на вкус и путешествовали по континентам. А самое главное вместе с родителями все это делали, всей семьей.

Планирование воспитательно-образовательной работы. Проектная деятельность.

Тема проекта «Экзотические фрукты»

Цель проекта: научить детей работать в группах, планировать деятельность, самостоятельно получать информацию, используя доступные средства, делать презентацию полученного продукта.

Задачи: 1.Познакомить детей с экзотическими фруктами: внешним видом, вкусовыми качествами, полезными свойствами, родиной произрастания;

2. Учить, совместно с родителями, находить информацию о фруктах в книгах, журналах, Интернете;

3. Обмениваться полученной информацией с товарищами по группе, анализировать ее. договариваться о формах публичного представления своего продукта, воплощать полученные знания в творческих работах (рисунках, коллажах, лепке, аппликации и т.д.

4. Расширять кругозор, словарный запас детей: лайм, киви, ананас, папайя, маракуйя, авокадо, карамболь, инжир, гранат, фейхоа, хурма; Африка, Америка, тропики, Индия, Название итогового мероприятия: В гостях у короля Граната» Бал фруктов.

Формирование собственного творческого продукта: выставка творческих работ об экзотических фруктах, коллажи, меню блюд, доклады, газеты, сообщения о фруктах, изготовление костюмов для бала, приготовление фруктовых салатов, коктейлей;

Дата проведения итогового мероприятия.

Ф.И.О. ответственного за итоговое мероприятие: Герасимова Н.А.

Для педагогов, работающих в проекте, важной составляющей является планирование проекта. Важно определить проблему (круг вопросов) проекта и пути их решения (проектирование, планирование), определить цели и задачи развития, обучения, воспитания, продумать педагогическое сопровождение ребенка в деятельности.

Перед тем, как запустить очередной проект мы собираемся вместе (весь коллектив группы, методист, родительский комитет) и обсуждаем возникшую проблему или идею. Каждый высказывает свои предложения и пожелания, тут же набрасывается примерный план-схема проекта, распределяются «роли»

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Этапы проекта

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1 этап

1. формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. вводит в игровую ситуацию.

3. формулирует задачу.

1.вхождение в проблему.

2. вживание в игровую ситуацию

3. принятие задачи

4. дополнение задач проекта

2 этап

4. помогает в решении задачи.

5. помогает спланировать деятельность

6. организует деятельность

5. объединение детей в рабочие группы.

6. распределение амплуа.

3 этап

7. практическая помощь (по необходимости)

8. направляет и контролирует осуществление проекта.

7. формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

9. подготовка к презентации.

Презентация продукта.

8. продукт деятельности готовят к презентации.

9. представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

На первом этапе необходимо:

  • Определить вид проекта, изучить тематику проекта;
  • Определить цели и задачи развития обучения, воспитания;
  • Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта;
  • Составить план – схему;
  • Продумать, каким образом можно включить детей и родителей в проект, заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • Какие смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
  • Необходимые материалы
  • Вопросы к детям по предлагаемому проекту? Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на наши вопросы?
  • Оценка. Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей)
  • Предложения по расширению и совершенствованию проекта

На втором этапе необходимо:

  • Организовать группы
  • Поставить цели, задачи проекта
  • Распределить обязанности внутри группы
  • Предложить возможные способы презентации

На третьем этапе необходимо:

  • Организовать сбор необходимой информации и оформление ее в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования;
  • Ознакомиться с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме

Четвертый этап – презентация продуктов детской деятельности

  • Презентация готовых продуктов

Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на его отдельных этапах.

Проект - это 5 «П»: проблема, проектирование, поиск (путей решения), продукт (не путать с результатом), презентация продукта.

Результат - это исполнение целей, опыт деятельности, рост ребенка в интеллектуальном, социальном плане. Продукт - это то, что можно увидеть, можно взять, потрогать, обменять, применить в реальной практической деятельности.

Наш небольшой опыт работы в проектах показал, что очень важно:

· При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений
  • Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • С какими предметами научиться работать для достижения цели.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь использовались следующие формы работы:

Консультации по темам:

Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников; Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников;

Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы: Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс; Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности;

Примерные проекты в работе с кадрами:

1. Проект « Валеологическое сопровождение педагогического процесса в ГДОУ детский сад №133 компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения»

2. Проект «Неделя детской книги»:

3. Проект «Зимние каникулы»;

4. Проект «Прогулка»

5. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

6. Проект «Очки»

7. Социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.



Литература:

  1. Алексеева О.П. «Кем быть?»: проект по ознакомлению детей с трудом взрослых/ Ребенок в детском саду. 2005. №3
  2. Атемаскина Ю.В. Формирование положительного образа родного дома: проект «Родной дом». Дошкольное воспитание. 2006.№10
  3. Боровлева А.проект: Пожарная безопасность. Дошкольное воспитание.2007.№4
  4. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспитание. 2003. №3. Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.
  5. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы. Дошкольное воспитание. 2005. №3. Проект: «Дети Сталининграда»; «Мир похож на цветной луг»
  6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.
  7. Климова С. Проект: «Мир бумаги». Обруч. 2005. №1
  8. Комратова Н. Проектная деятельность: культура и экология. Дошкольное воспитание. 2007. №1.
  9. Куликовских Н. Проект «Создание книги». Дошкольное воспитание 2007.№6
  10. Киселева Л.С. Т.А. Данилова и др «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Мсква. 2003 год. Изд. Аркти
  11. Ларионова Г. Проект: «Миниатюрный сад к празднику». Обруч. 2004.№3
  12. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ». Справочник старшего воспитателя. 2009. №9
  13. Данюкова А.И., Леонова Н.Г. Проект: «Календарь интересных дат». Справочник старшего воспитателя. 2009. №5
  14. Тимофеева Л.Л. Проект: «Мультфильм своими руками». Дошкольная педагогика. 2010. Апрель.

15. Пантелеев Г. Детский дизайн: опыт работы по проектированию в ДОУ. Дошкольное воспитание. 2006.№5

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авторы – составители: Л.С.Киселева,
  2. Меркулова Т.В.Дубинина Е.А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010год.
  3. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ

Научно-практический журнал Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007.№1

19. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6


Поделиться: