Авторcтво: Хлопотнева Виктория Владимировна, воспитатель; Васильева Ольга Борисовна, воспитатель, Шипкова Вера Николаевна, воспитатель, Каменная Анна Сергеевна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 91 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
В качестве ведущего вида деятельности на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяет творческую игру. При этом в системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности (Л.В. Артемова, Л.П. Стрелкова, Н.А. Реуцкая и др.)
Данный вид творческой игровой деятельности рассматривается в качестве одного из условий накопления, обобщения и закрепления полученного социального и эмоционального опыта (Л.Б. Баряева, А. Зарин и др.).
Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение нравственных норм, но и проникся к ним соответствующим отношением, для того чтобы они стали критериями эмоциональных оценок своих и чужих поступков, т.е. основой социально-нравственной ориентации, необходимо, чтобы моральные представления закреплялись в практическом опыте его деятельности. Таким видом деятельности может выступать и театрально-игровая, где ребенок через проживание роли и «судьбы» сказочного или реального персонажа может получить различный опыт общения, взаимодействия с окружающими, а также положительный, социально-одобряемый опыт поведения.
Таким образом, театрально-игровая деятельность дает возможность развивать моральные и эмпатические способности ребенка, обогащает его эмоционально-чувственный опыт. Наряду с этим составляющей театрализованной деятельности, любого из ее видов (игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр и др.) в дошкольном возрасте становится игровой образ и его содержание, которое требует от ребенка не только и не столько внешнего перевоплощения, а эмоционального переживания, чувственного вхождения в содержание исполняемой роли.
Театрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.
Специфические средства на каждом из этапов педагогической технологии, имеющиеся в распоряжении театрализованной деятельности имеют увлекательное содержание, являются близкими и понятными детям, что позволяет активизировать и обогащать личный опыт детей и способствовать развитию их личности.
Театрализованная деятельность основана не только на восприятии ярких зрительных образов, подкрепленных интересным содержанием, но и на самостоятельной детской деятельности, что позволяет ребенку проявить свою внутреннюю позиции, свое отношение к происходящему, мысли и чувства. Происходит самореализация, самовыражение и саморазвитие личности ребенка. Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.
Протекание театрализованной деятельности в условиях реализуемой педагогической технологии позволяет наблюдать и оценивать динамику развития дошкольников. А также анализировать эффективность использования содержания театрализованной деятельности и разных игровых форм его реализации. Постоянно обогащать и дополнять его, используя проблемные ситуации-импровизации, в активизации самостоятельных взаимоотношений детей друг с другом.
Театр как вид искусства дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Поэтому мы рекомендуем родителям как можно чаще посещать театральные представления. Но, к сожалению, решение этого вопроса зависит не только от педагога. Зато развитие ребенка в театрализованной деятельности зависит от них целиком и полностью.
Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. С помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки при этом используют игрушки и фигурки плоскостного театра.
В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному. Дети пятого года жизни в процессе театральной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.
Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувство детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности. А благодаря декорациям (некоторые из них дети изготавливают сами), костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Но, несмотря на широкое использование театрализованных игр в системе воспитания детей, в нашем дошкольном учреждении данная деятельность нуждалась в совершенствовании. Педагоги в своей деятельности ограничены временными рамками в организованном взаимодействии с детьми, нет возможности детально прорабатывать роли с каждым ребенком. Нет достаточной возможности в полной мере охватить весь детский коллектив. Обычно исполнение роли берут на себя более активные и бойкие дети, а робкие и застенчивые больше раскрываются в играх-имитациях, где нет речевого сопровождения и не нужно выступать на публике. При этом также недостаточно разнообразно были представлены виды театра (пальчиковые куклы, перчаточные куклы или театр би-ба-бо, а также использование взрослых и детей в качестве актеров). В музыкально-досуговой деятельности театрализованная деятельность также была представлено недостаточно и в основном использовалась как одна из частей праздника или досуга, где опять-таки не все дети имели возможность раскрыться, самореализоваться и проявить свои творческие способности.
В связи с произведенным анализом данной ситуации, был созван методический совет, на котором было принято решении о развитии и улучшении сложившейся системы работы в театрально-игровой деятельности, а также решение о создании творческой группы педагогов, которые смогут изменить пассивную ситуацию и разработать методику активизации детей: включения во взаимодействие всех детей, начиная с раннего возраста. А также включение детей-зрителей в процесс развития сюжета..
В творческую группу вошли Хлопотнева Виктория Владимировна, Глазкова Варвара Константиновна, Шипкова Вера Николаевна и Васильева Ольга Борисовна. В ходе создания нашей творческой группы были учтены индивидуальные особенности каждого из педагогов – артистизм, умение увлечь большое количество детей, использование современных педагогических технологий в соответствии с новыми требованиями, харизма, умение работать в группе, творческий потенциал и умение воплощать в жизнь совместные проекты. По договоренности нами были распределены сферы создания необходимых условий для реализации и воплощения идеи по преобразованию театрально-игровой деятельности в нашем учреждении.
Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо расширить виды театра, которые мы будем использовать для активизации детей в данной деятельности, ведь знакомство с различными видами кукол расширяет потенциал использования технологии и способствует более яркому самовыражению ребенка.
Виды театра:
-театр картинок (на ковролине)
-театр игрушек (набор обычных игрушек – мягкие игрушки, фигурки игрушек-зверюшек из пластмассы, резиновые игрушки)
-настольный театр: плоскостной ( фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.
-пальчиковый театр (бумажный, матерчатый, вязаный, глиняный)
-перчаточный театр (театр би-ба-бо)
-куклы на основе (основа такой куклы – гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла (гапит является «позвоночником» куклы).
-ростовые куклы(ребенок одевает на себя куклу, руки куклы одеваются на руки ребенка, ноги куклы, являются ногами ребенка, голова у таких кукол обычно больше, чем все туловище, управление такими куклами доставляет детям огромную радость).
Также нами более широко используются средства и методы театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, игры-имитации, игры-этюды, режиссерские игры, игры-инсценировки, показ старшими детьми представлений для младших).
В свою очередь коллективно было принято решение о создании условий для интегрирования этого вида в деятельности с другими образовательными областями:
- игры природоведческого содержания (в младшем возрасте – «Подбери домик для животного», цель такой игры выяснить где живут дикие и домашние животные и поселить понравившуюся игрушку либо в лесу, либо рядом с домом человека. В старшем возрасте с помощью моделей выяснить основные отличия насекомых от других животных, и произвести классификацию разложить картинки с изображениями животных на группы: рыбы, птицы, звери и насекомые).
- игры математического содержания ( В младшем возрасте с ребятами подобрать посуду и мебель для героев сказки «Три медведя», с детьми среднего и старшего возраста, используя дидактическую игру «Прозрачный квадрат», выложить силуэт понравившегося персонажа спектакля. С детьми подготовительной группы – составление собственной сказки и рассказывание ее с помощью математических игр).
- словесные игры (речь с движением – начиная с раннего возраста, на материале русских народных потешек, составление рассказа по картине и додумывание сюжета сказки в среднем возрасте, изменение концовки сказки разгадывание различных кроссвордов с детьми старшего возраста).
- игры- эстафеты и хороводные игры.
Технология включения всех детей в театрально-игровую деятельность – это главное отличие от театрализованной деятельности, проводимой музыкальными руководителями и педагогами на группе. В ходе работы по данной проблемы мы выделили сильные стороны и наиболее действенные методы активизации детей:
- дети обыгрывают проблемные ситуации предложенные в ходе сказочного сюжета («Поможем найти дорогу домой Машеньке» с помощью заданного алгоритма, можно дать возможность пройти по этой «дорожке» каждому ребенку).
- обыгрывание различных вариантов окончания или продолжения сказок (дети придумывают, что еще могло произойти с персонажами сказки, рассуждение детей о том как он бы поступил на месте персонажа, как он вышел из этой ситуации).
- мини-инсценировки детьми старшего возраста для детей раннего и младшего возраста (разыгрывание сюжетов народных сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).
- игры-имитации – детям дается возможность перевоплощения, раскрепощения, за счет того что он берет на себя роль, а не действует как он сам, такое опосредованное самовыражение позволяет снять зажатость, робость и неуверенность в себе.
В результате данной деятельности воспитатели отметили, что дети переносят элементы театрализованных игр в другие игры, а со временем и сами стали организовывать свои мини-театры. Происходит развитие эмоций и эмпатии в процессе «проживания» роли ребенком, выполняемых действий им самим и персонажем одновременно.
Приобретается социальный опыт взаимодействия и общения, как со сверстниками, так и с детьми младшего возраста, и конечно же с взрослыми. Умение не только выразить свое отношение к той или иной роли, но и оценка выполнения этой роли им самим или другими детьми («Мне понравился медведь, потому что он добрый, а лиса – хитрая...», «Я хочу быть Золушкой, потому что она красивая и вышла замуж за Принца», «А я хочу быть Золушкой, потому что у нее платье и туфли красивые»).
Список используемой литературы:
1. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном процессе» – СПб: СОЮЗ, 2007 .
2. «Маленькие граждане большого города»- СПб: СОЮЗ, 2007
3. Акулова О.В. «Театрализованные игры детей среднего дошкольного возраста»/ Дошкольник 4-5 лет в детском саду. – СПб, Детство-Пресс, 2007
4. Акулова О.В. «Театрализованные игры»/ Дошкольник 5-7 лет в детском саду. – СПб, Детство-Пресс, 2010
5. Гайворонская Т.А. «Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности» - СПб: СОЮЗ, 2007
6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.
7. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.- М, 2001
9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М, 2005
Поделиться: