Авторcтво: Григорьева Светлана Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ №115 Выборгского район Санкт-Петербурга |
Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная
чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
В соответствии со ст. 18 п.1 закона «Об образовании» РФ родители являются первыми педагогами своих детей, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, т.е. максимальная ответственность за развитие и воспитание ребенка возлагается на родителей, а дошкольные образовательные учреждения создаются им в помощь.
Нужно отметить, что коррекционно-развивающая работа в логопедической группе не эффективна без участия родителей. Поэтому в начале года мы разрабатываем план взаимодействия сотрудников и родителей в различных ее современных формах – и традиционных (дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки, сочинения родителей на заданную тему и др.) так и не традиционных (творческие мастерские, мастер-классы, журнал «Мой ребенок», альбом-эстафета «Чем занять ребенка в выходной день», «Семейный калейдоскоп» (рассказы о ребенке, семье, семейном воспитании).В целях оказания практической помощи родителям при организации, например, познавательной деятельности, в группе существует тетрадь обратной связи, которая знакомит родителей с темами, целями, задачами занятий, основных содержанием, которое осваивает ребенок, какие навыки и умения приобретает. Вообще, надо сказать, что сотрудничество с родителями – это поле для постоянной работы мысли, анализа и переосмысления взглядов, бытующих у педагогов. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, эффективными, чтобы оказывать поддержку и помощь семьям в воспитании детей, необходимо, прежде всего, самому педагогу много знать о семье как об общественном институте, главной задачей которого является взращивание, воспитание и развитие детей, о семейных отношениях. Педагогу следует уважительно относиться к семейным ценностям, знать семьи своих питомцев, принимать и уважать строй жизни каждой семьи, если в основе его нравственные ценности, ее традиции, мнения и чувства семей, даже если они не совпадают с его собственными. Сегодняшнее мое понимание таково, что надо быть менее категоричными в оценке семейных ценностей и личных особенностей родителей. Задача моя, как педагога состоит в необходимости формирования эмоционально насыщенного образа родного дома, дети должны получить представления о доме, как об общечеловеческой ценности. Мое твердое убеждение состоит в том, что воспитывать у ребенка любовь к родному дому, родителям, родственникам необходимо. Любить человека надо учить с первых лет жизни (даже если перед глазами у ребенка не совсем приглядная картина). Важным условием для формирования эмоционально- насыщенного образа родного дома и детского сада, который, по сути, должен являться вторым домом для ребенка, является эмоционально благополучная атмосфера, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, отсутствие суровых форм наказаний. Поэтому мы часто в группе «секретничаем», делимся впечатлениями. Дети очень любят слушать рассказы о моей семье, об интересных случаях, которые происходили с детьми, ранее посещающих группу, нравится им и самим рассказывають о своих семьях. Воспитывая в ребенке желание быть радушным и гостеприимным, заботливым хозяином, развивая способность согласовывать собственные замыслы с планами семьи, готовность объединить усилия, договариваться, а в итоге, развивая социальную компетентность я практикую занятия, где дети учатся делать салаты, стряпать булочки, делать печенье. Дети гордятся результатами своего собственного и общего труда.
Одной из форм сотрудничества в коррекционно-развивающей работе является разработанное мной дидактическое пособие «Я дарю тебе словечко»
Цели:
1.Расширять активный словарный запас детей.
2.Воспитывать интерес к родному языку.
3.Учить быть любознательным, побуждать к активным личностным проявлениям.
4.Развивать речевое общение.
5.Привлекать родителей к активному участию в коррекционном процессе.
6.Обогащать эмоциональную сферу ребенка позитивными переживаниями, корректировать некоторые проблемы коммуникативного развития.
Описание пособия.
На выходные дни родителям вместе с ребенком предлагается выбрать какое-то слово, смысл которого ребенку не ясен или ясен частично (например: водолаз, антенна, акваланг, закат и т.п.)
Родителям нужно:
1.Обсудить слово с ребенком.
2.Найти картинку на это слово, наклеить на лист 10х10 см или на этом листочке нарисовать этот предмет или явление с ребенком красками или карандашами.
3.Картинка вклеивается в большую книгу и пишется объяснение слова ребенком.
Ценность пособия:
1.В последнее время отмечается низкий словарный запас у детей. Данное пособие решает эту задачу.
2.Пособие является долговременной традицией. Начав работу в младшей группе, записывая первые слова детей, при выпуске из детского сада может быть несколько книг сл словами, которые изучили дети.
3.Пособие создается совместными усилиями-ребенка-родителя-педагога, возникают партнерские отношения в коррекционном процессе.
Пособие многофункционально:
1.У детей малый словарный запас, часто он однообразен, дети смутно понимают смысл большинства слов, которые они произносят. Мы побуждаем узнавать все новые и новые слова, уметь объяснять их.
2.При работе с этим пособием у родителей возникает больше поводов для позитивного познавательного общения со своими детьми.
3.Активные высказывания детей на разные темы корректируют некоторые проблемы в коммуникативном развитии: ребенок преодолевает застенчивость, замкнутость, активные дети направляют свою энергию в позитивное русло и т.д.
Следует отметить, что успех этой работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители к выполнению «домашнего задания». Важно, чтобы родители создали доброжелательную обстановку, с интересом и увлекательностью объясняли новое или малознакомое слово, творчески подходили к заданию.
Поделиться: