Авторcтво: Горская Татьяна Олеговна, учитель начальных классов МБОУ Средней общеобразовательной школы №1 Светогорска |
Характер развития общества зависит от гражданской позиции человека. Воспитание является ключевым ориентиром развития страны. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, минуя состояние и качество его внутренней жизни. Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания, который ожидают от нас семья, общество и государство. В целях решения данной задачи в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы, включающая следующие результаты:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, имеющий потребность в дальнейшем саморазвитии;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
- владеющий технологиями: поиска и систематизации информации, решения логических задач, выполнения практических действий.
В моей педагогической практике ключевым направлением работы с учащимися стало: воспитание любви к родному краю и своей стране. Эта тема пронизывает все образовательное содержание, все учебное пространство школы. Тема интегрирована во все виды деятельности обучающегося: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную, что значительно расширяет задачи предметных областей.
Воспитание любви к родному краю, своей стране
Чаще всего формами организации данной работы являются: экскурсии, мини-экспедиции, конференции, круглые столы, диспуты, ролевые игры, беседы, убеждения, олимпиады, соревнования, викторины, КВН, поисковые и научные исследования, коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми, фотовыставки, тематические мероприятия, и конечно, проектная деятельность, на которую я обращаю основное внимание.
Рекомендации по ее организации даны в Примерных программах начального общего образования (см. стандарты второго поколения). Такая работа помогает решать не только воспитательные задачи, но также формирует ключевые компетенции учащихся.
Какие же компетенции формирует проектная деятельность?
Таким образом, в ходе проектной деятельности у учащихся формируется способность самостоятельно добывать знания в любых источниках информации, закладываются положительные нравственные качества. Проектная деятельность даёт более глубокие знания в предметных областях, многие учебные темы можно изучать применительно к местным условиям (рельеф, климатообразующие факторы, водные ресурсы, типы почв, животный мир и т. д.).
Как известно, когда ребенку сообщают готовые знания, он лишается необходимости и возможности делать свои открытия, упражняться в творчестве. Разные предметные знания, полученные учениками, зачастую очень плохо связаны между собой. Проектная деятельность даёт возможность применить полученные знания на практике, связав их воедино, наполняет смыслом жизнь и деятельность детей.
Проектная деятельность позволяет объединить и разные активные формы работы: экскурсии с исследовательскими вопросами, мини-экспедиции, встречи с интересными людьми города, участие в международных семинарах, коллективные творческие дела. В виду специфики начального обучения нельзя затягивать коллективные дела надолго, так как дети хотят быстро видеть результат, так как они не любят долго готовиться и ждать. В связи с этим, традиционно, образовательный процесс в начальных классах предполагает большое количество конкретных дел, практических мероприятий.
За последние три года мною совместно с учащимися было организовано более тридцати интересных дел. Вот только некоторые из них, наиболее заинтересовавшие детей: гидро-биологическое исследование озера Ясного, проект-исследование «Как раньше называлась улица, на которой ты живёшь?», создание каталога деревянных зданий, разработка виртуальных экскурсий, путешествие по улицам города, названных в честь героев Калевалы, встреча с первыми жителями нашего города (финнами).
За этот период создано много тематических презентаций, фотоматериалов, проведено значительное количество встреч, игр, праздников для детей и взрослых.
Проектные технологии используются мною в работе поэтапно.
Перед началом любого проекта я провожу диагностику, которая позволяет определить уровень готовности учеников и правильно выстроить последующую образовательную и воспитательную работу в классе. Ниже представлен фрагмент диагностики, которая может быть использована как в начале, так и в конце учебного года.
Диагностика уровня сформированности краеведческих знаний
(из пособия Э. Л. Мельник и Л. А. Корожневой «Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика». Модернизация общего образования. Изд. КАРО, С-Пб, 2003 г.)
Уровни
Период
|
1 уровень низкий
Учащиеся исполь-зуют знания,
полученные на
уроке окружающего
мира
|
2 уровень средний
В работе учащихся
появляются
взаимосвязи
|
3 уровень высокий
Прослеживается
взаимосвязь,
присутствует сюжет
|
Начало
работы
2007 год
|
65,00%
|
31,00%
|
4,00%
|
Продолжение
работы
20011год
|
16,00%
|
64,00%
|
20,00%
|
Во второй таблице показано как изменилось отношение учащихся к уроку окружающего мира после четырёхлетнего периода обучения.
Отношение
к уроку
|
Очень нравится
|
Нравится
|
Не определили
отношения
|
Начало работы 2007 год
|
16,60%
|
50,00%
|
33,30%
|
Продолжение
работы 20011год
|
48,00%
|
44,00%
|
8,00%
|
Развитие
познавательных
навыков
|
|
Учитывая, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно, важная роль на всех этапах проектирования принадлежит педагогу. Работу начинаю с того, что формирую проблему для себя. Рассмотрим ситуацию на примере проблемы «влияния загрязнённой воды на окружающую среду». Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать идею будущего исследования. Незаметно я подвожу их к формулировке самой проблемы: «Через неделю мы опять отправляемся в поход к озеру, можно ли использовать озерную воду для приготовления чая?» Как же увидели проблему ученики? Следующим образом: «Озеро Ясное — любимое место отдыха нашего класса. Там мы купаемся, готовим еду. Какой же водой мы пользуемся? Как это узнать»? Дети самостоятельно определили и цель исследования: изучить качество воды в озере Ясном и сделать выводы о его экологическом состоянии.
После консультаций со школьными биологами дети смогли сформулировать гипотезу: если в воде будут обнаружены водные организмы первой или второй групп (справочники-определители водных насекомых помогли выполнить исследование), то вода в озере чистая, и её можно использовать при отдыхе на озере. Если водные организмы относятся к третьей или четвёртой группам, то вода в озере загрязнена и необходимо информировать об этом население.
Были поставлены задачи: выяснить, какие водные насекомые обитают в озере Ясном, по специальным определителям узнать, в какой воде обитают данные насекомые, сделать выводы о качестве воды в озере, и если вода окажется загрязненной – исследовать причины загрязнения, информировать население о наших выводах через оформление стенда.
Далее вместе с учащимися был составлен план исследования, но у меня всегда есть свой «невидимый» план совместной работы., включающий основные образовательные и воспитательные задачи.
«Невидимый» план проекта
1. Закреплять знания по теме «Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком».
2. Отрабатывать умение давать краткую характеристику водоему родного края на основе наблюдений.
3. Закреплять умение устанавливать взаимосвязь живых организмов с неживой природой.
4. Представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших таблиц, планов. Читать простейшие таблицы, планы и карты, продолжить формировать умения: фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, анализировать, выделять существенное.
5. Закреплять умение видеть экологические проблемы родного края
6. Выработать умение применять теоретические знания во время
наблюдений и экспериментов, то есть на практике
7. Развивать интерес к изучению родного края, побудив учащихся к написанию докладов по теме, созданию презентации, участию в создании газеты для всей школы, желание защитить данную презентацию в районном конкурсе «Я исследователь».
Проекты помогают каждому ученику найти своё место в коллективе, в том числе – место лидера, своё занятие, которое показывает его как ученика с лучшей стороны. Интересно и то, что лидерство может меняться в течение всего обучения. Так, в первом классе было 2-3 лидера, в третьем - 4, а в четвертом – их стало 8. Эти дети умеют организовать работу, проконтролировать её выполнение, проверить результативность. Для осуществления задачи воспитания лидера, большое внимание на протяжении всего проекта уделяется мною развитию самостоятельности и активности детей.
Самая высокая степень самостоятельности учеников — на этапе практического применения имеющихся знаний и умений, поэтому она должна быть очень хорошо организована. На этом этапе я осторожно консультирую, даю новые знания, если возникла необходимость, репетирую презентацию, а дети работают активно и самостоятельно, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов.
1 этап
Организация проекта
(постановка
цели и задач и
сследования,
выбор методов,
составление плана
исследования)
|
|
Степень самостоятельности
|
|
2-3 этап
Исследование
(Сбор информации.
Применение знаний
На практике)
|
|
Ученики заняты и и во внеурочное время. Например, при работе над проектом «Почему улица носит название Лев Кантарович»? Я консультирую, помогаю направлять учебную деятельность учащихся в методически нужное русло, используя следующие задания:
1. Прочитать текст, выделенный учителем (вырезка из местной газеты 1956 года об открытии нового детского сада ), постараться понять содержание.
2. Расспросить бабушек и дедушек в городе о том, как протекала жизнь на этой улице, начиная с 1936 года.
3. Искать информацию о том, как менялась улица с годами. Прочитать об этом в газетах (вырезки находятся в городской библиотеке).
4. Узнать, как развивались военные события на этой улице, обратившись в дом Ветеранов.
5. Пройти с фотоаппаратом и сфотографировать места с сохранившимися зданиями.
6. Начать набирать на компьютере текст.
7. Привлечь в помощь родителей, старших братьев и сестер.
На заключительном этапе исследования ученики проводят само-диагностику своей работы на основе составленных мною таблиц, например такой:
|
Я активно
участвовал в
исследовании на
протяжении
всего проекта
|
Я принял участие
в исследовании.
Мне помогали
|
Я не очень
доволен своей
работой, в дальнейшем
буду активнее
|
1 участник
|
|
|
|
2 участник
|
|
|
|
3 участник
|
|
|
|
4 участник
|
|
|
|
5 участник и т.д.
|
|
|
|
К 4-му классу, даже самый слабый ребенок четко знает и может прокомментировать: что у него получалось хорошо, а что плохо, когда он ленился, когда ему было трудно и почему.
В ходе исследования, мною и детьми создаётся, как правило, много сопутствующих методических материалов – продуктов творчества учащихся: стенды, стенгазеты, информационные листы, сборники задач, игры по станциям, загадки, кроссворды, имеющие не только знаниевый, но также воспитательный эффект.
Материалы, наработанные нами продукты проектирования я широко использую в международной деятельности. Так, в прошлом учебном году мой опыт работы представлялся на встрече общества российско-финляндской дружбы в Финляндии в городе Иматра, в школе Восточной Финляндии, в докладе по теме «История Энсо – Светогорска 1940 – 1990 гг.». В презентации говорилось о событиях, которые происходили в нашем городе в эти годы. Хроника событий чередовалась с воспоминаниями людей – с живым словом, использовалось много фотографий – очень старых и современных, на фоне которых прослеживалась судьба большого числа знакомых многим зданий, улиц, предприятий края. Я рассказала о работах моих учеников, поделилась нашими находками и открытиями, интересными исследованиями. Финны были очень тронуты тем, что наши дети с таким интересом относятся к их истории.
Проводимая нами совместная работа действительно воспитывает у учащихся активную жизненную позицию. Дети стараются быть в гуще событий, принимают участие во всех городских мероприятиях. Работа учеников не имеет смысла, если не становится достоянием общественности. Поэтому мы с детьми всегда делимся опытом с коллегами и учащимися, результаты исследовательских работ публикуются на стендовом материале, выкладываются на школьный сайт, работает лекторий, на занятия которого приходят поочерёдно целые классы. Учащиеся выступают перед другими учениками с защитой проектов, участвуют в конкурсах. Мы выступаем на местном телевидении, рассказывая светогорцам о своих исторических и экологических находках.
В заключении приведу несколько высказываний, в том числе участников курируемого мною кружка «Краеведение»: «Мне нравится узнавать то, чего не знаю. Я научилась защищать тему проекта, а с помощью команды, вместе - у нас получается ещё лучше» (Губер Даша); «Я люблю выступать с защитой исследования в районных конкурсах. Там можно поделиться с другими своими знаниями и самим можно много узнать от других» (Бормин Георгий); «Я научилась слушать собеседника» (Мананкова Ева), «Я стал ещё больше любить природу. Мне интересно узнавать новое о нашем городе.(Чулков Денис); «Благодаря исследовательской работе, я узнал многое о моём городе и крае, научился работать с компьютером, правильно оформлять текст. Мне очень нравится узнавать новое и делать открытия (Соболев Семен).
В своей работе я стремлюсь закрепить полученный позитивный результат. В ходе такой работы приумножаются детские таланты. Учащиеся моего класса регулярно занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах. Участие во Всероссийском конкурсе «Я исследователь» в 2009 году принесло победу в номинации «Лучший эксперимент» (районный уровень). В 2010 году во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию мои ребята заняли 2 и 3 место в школе. В 2010 году учащиеся выступили с защитой проекта «Их именами названы» (о герое-пограничнике Льве Кантаровиче) и стали призёрами в научно-практической конференции «Мой край в судьбе России» (районный уровень). В 2011 году в районном конкурсе «Я — исследователь» выступали с защитой проекта «Как раньше называлась улица, на которой ты живёшь»? Наградой стал диплом победителя в номинации «Лучший творческий коллектив».
Поделиться: