Поиск по сайту

Проектная деятельность как условие совершенствования воспитательной работы в школе первой ступени


Авторcтво: Горская Татьяна Олеговна, учитель начальных классов МБОУ Средней общеобразовательной школы №1 Светогорска


Характер развития общества зависит от гражданской позиции человека. Воспитание является ключевым ориентиром развития страны. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, минуя состояние и качество его внутренней жизни. Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания, который ожидают от нас семья, общество и государство. В целях решения данной задачи в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы, включающая следующие результаты:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, имеющий потребность в дальнейшем саморазвитии;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

- владеющий технологиями: поиска и систематизации информации, решения логических задач, выполнения практических действий.

В моей педагогической практике ключевым направлением работы с учащимися стало: воспитание любви к родному краю и своей стране. Эта тема пронизывает все образовательное содержание, все учебное пространство школы. Тема интегрирована во все виды деятельности обучающегося: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную, что значительно расширяет задачи предметных областей.

Воспитание любви к родному краю, своей стране






15_9.jpg





Чаще всего формами организации данной работы являются: экскурсии, мини-экспедиции, конференции, круглые столы, диспуты, ролевые игры, беседы, убеждения, олимпиады, соревнования, викторины, КВН, поисковые и научные исследования, коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми, фотовыставки, тематические мероприятия, и конечно, проектная деятельность, на которую я обращаю основное внимание.

Рекомендации по ее организации даны в Примерных программах начального общего образования (см. стандарты второго поколения). Такая работа помогает решать не только воспитательные задачи, но также формирует ключевые компетенции учащихся.

Какие же компетенции формирует проектная деятельность?

15_10.jpg

Таким образом, в ходе проектной деятельности у учащихся формируется способность самостоятельно добывать знания в любых источниках информации, закладываются положительные нравственные качества. Проектная деятельность даёт более глубокие знания в предметных областях, многие учебные темы можно изучать применительно к местным условиям (рельеф, климатообразующие факторы, водные ресурсы, типы почв, животный мир и т. д.).

Как известно, когда ребенку сообщают готовые знания, он лишается необходимости и возможности делать свои открытия, упражняться в творчестве. Разные предметные знания, полученные учениками, зачастую очень плохо связаны между собой. Проектная деятельность даёт возможность применить полученные знания на практике, связав их воедино, наполняет смыслом жизнь и деятельность детей.

Проектная деятельность позволяет объединить и разные активные формы работы: экскурсии с исследовательскими вопросами, мини-экспедиции, встречи с интересными людьми города, участие в международных семинарах, коллективные творческие дела. В виду специфики начального обучения нельзя затягивать коллективные дела надолго, так как дети хотят быстро видеть результат, так как они не любят долго готовиться и ждать. В связи с этим, традиционно, образовательный процесс в начальных классах предполагает большое количество конкретных дел, практических мероприятий.

За последние три года мною совместно с учащимися было организовано более тридцати интересных дел. Вот только некоторые из них, наиболее заинтересовавшие детей: гидро-биологическое исследование озера Ясного, проект-исследование «Как раньше называлась улица, на которой ты живёшь?», создание каталога деревянных зданий, разработка виртуальных экскурсий, путешествие по улицам города, названных в честь героев Калевалы, встреча с первыми жителями нашего города (финнами).

За этот период создано много тематических презентаций, фотоматериалов, проведено значительное количество встреч, игр, праздников для детей и взрослых.

Проектные технологии используются мною в работе поэтапно.

Перед началом любого проекта я провожу диагностику, которая позволяет определить уровень готовности учеников и правильно выстроить последующую образовательную и воспитательную работу в классе. Ниже представлен фрагмент диагностики, которая может быть использована как в начале, так и в конце учебного года.

Диагностика уровня сформированности краеведческих знаний

(из пособия Э. Л. Мельник и Л. А. Корожневой «Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика». Модернизация общего образования. Изд. КАРО, С-Пб, 2003 г.)

Уровни

Период

1 уровень низкий

Учащиеся исполь-зуют знания,

полученные на

уроке окружающего

мира

2 уровень средний

В работе учащихся

появляются

взаимосвязи

3 уровень высокий

Прослеживается

взаимосвязь,

присутствует сюжет

Начало

работы

2007 год

65,00%

31,00%

4,00%

Продолжение

работы

20011год

16,00%

64,00%

20,00%

Во второй таблице показано как изменилось отношение учащихся к уроку окружающего мира после четырёхлетнего периода обучения.

Отношение

к уроку

Очень нравится

Нравится

Не определили

отношения

Начало работы 2007 год

16,60%

50,00%

33,30%

Продолжение

работы 20011год

48,00%

44,00%

8,00%

Развитие

познавательных

навыков

Учитывая, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно, важная роль на всех этапах проектирования принадлежит педагогу. Работу начинаю с того, что формирую проблему для себя. Рассмотрим ситуацию на примере проблемы «влияния загрязнённой воды на окружающую среду». Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать идею будущего исследования. Незаметно я подвожу их к формулировке самой проблемы: «Через неделю мы опять отправляемся в поход к озеру, можно ли использовать озерную воду для приготовления чая?» Как же увидели проблему ученики? Следующим образом: «Озеро Ясное — любимое место отдыха нашего класса. Там мы купаемся, готовим еду. Какой же водой мы пользуемся? Как это узнать»? Дети самостоятельно определили и цель исследования: изучить качество воды в озере Ясном и сделать выводы о его экологическом состоянии.

После консультаций со школьными биологами дети смогли сформулировать гипотезу: если в воде будут обнаружены водные организмы первой или второй групп (справочники-определители водных насекомых помогли выполнить исследование), то вода в озере чистая, и её можно использовать при отдыхе на озере. Если водные организмы относятся к третьей или четвёртой группам, то вода в озере загрязнена и необходимо информировать об этом население.

Были поставлены задачи: выяснить, какие водные насекомые обитают в озере Ясном, по специальным определителям узнать, в какой воде обитают данные насекомые, сделать выводы о качестве воды в озере, и если вода окажется загрязненной исследовать причины загрязнения, информировать население о наших выводах через оформление стенда.

Далее вместе с учащимися был составлен план исследования, но у меня всегда есть свой «невидимый» план совместной работы., включающий основные образовательные и воспитательные задачи.

«Невидимый» план проекта

1. Закреплять знания по теме «Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком».

2. Отрабатывать умение давать краткую характеристику водоему родного края на основе наблюдений.

3. Закреплять умение устанавливать взаимосвязь живых организмов с неживой природой.

4. Представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших таблиц, планов. Читать простейшие таблицы, планы и карты, продолжить формировать умения: фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, анализировать, выделять существенное.

5. Закреплять умение видеть экологические проблемы родного края

6. Выработать умение применять теоретические знания во время

наблюдений и экспериментов, то есть на практике

7. Развивать интерес к изучению родного края, побудив учащихся к написанию докладов по теме, созданию презентации, участию в создании газеты для всей школы, желание защитить данную презентацию в районном конкурсе «Я исследователь».

Проекты помогают каждому ученику найти своё место в коллективе, в том числе – место лидера, своё занятие, которое показывает его как ученика с лучшей стороны. Интересно и то, что лидерство может меняться в течение всего обучения. Так, в первом классе было 2-3 лидера, в третьем - 4, а в четвертом – их стало 8. Эти дети умеют организовать работу, проконтролировать её выполнение, проверить результативность. Для осуществления задачи воспитания лидера, большое внимание на протяжении всего проекта уделяется мною развитию самостоятельности и активности детей.

Самая высокая степень самостоятельности учеников — на этапе практического применения имеющихся знаний и умений, поэтому она должна быть очень хорошо организована. На этом этапе я осторожно консультирую, даю новые знания, если возникла необходимость, репетирую презентацию, а дети работают активно и самостоятельно, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов.

1 этап

Организация проекта

(постановка

цели и задач и

сследования,

выбор методов,

составление плана

исследования)

Степень самостоятельности

Учитель

2-3 этап

Исследование

(Сбор информации.

Применение знаний

На практике)

4 этап

Результаты


Ученики заняты и и во внеурочное время. Например, при работе над проектом «Почему улица носит название Лев Кантарович»? Я консультирую, помогаю направлять учебную деятельность учащихся в методически нужное русло, используя следующие задания:

1. Прочитать текст, выделенный учителем (вырезка из местной газеты 1956 года об открытии нового детского сада ), постараться понять содержание.

2. Расспросить бабушек и дедушек в городе о том, как протекала жизнь на этой улице, начиная с 1936 года.

3. Искать информацию о том, как менялась улица с годами. Прочитать об этом в газетах (вырезки находятся в городской библиотеке).

4. Узнать, как развивались военные события на этой улице, обратившись в дом Ветеранов.

5. Пройти с фотоаппаратом и сфотографировать места с сохранившимися зданиями.

6. Начать набирать на компьютере текст.

7. Привлечь в помощь родителей, старших братьев и сестер.

На заключительном этапе исследования ученики проводят само-диагностику своей работы на основе составленных мною таблиц, например такой:


Я активно

участвовал в

исследовании на

протяжении

всего проекта

Я принял участие

в исследовании.

Мне помогали

Я не очень

доволен своей

работой, в дальнейшем

буду активнее

1 участник




2 участник




3 участник




4 участник




5 участник и т.д.




К 4-му классу, даже самый слабый ребенок четко знает и может прокомментировать: что у него получалось хорошо, а что плохо, когда он ленился, когда ему было трудно и почему.

В ходе исследования, мною и детьми создаётся, как правило, много сопутствующих методических материалов – продуктов творчества учащихся: стенды, стенгазеты, информационные листы, сборники задач, игры по станциям, загадки, кроссворды, имеющие не только знаниевый, но также воспитательный эффект.

Материалы, наработанные нами продукты проектирования я широко использую в международной деятельности. Так, в прошлом учебном году мой опыт работы представлялся на встрече общества российско-финляндской дружбы в Финляндии в городе Иматра, в школе Восточной Финляндии, в докладе по теме «История Энсо – Светогорска 1940 – 1990 гг.». В презентации говорилось о событиях, которые происходили в нашем городе в эти годы. Хроника событий чередовалась с воспоминаниями людей – с живым словом, использовалось много фотографий – очень старых и современных, на фоне которых прослеживалась судьба большого числа знакомых многим зданий, улиц, предприятий края. Я рассказала о работах моих учеников, поделилась нашими находками и открытиями, интересными исследованиями. Финны были очень тронуты тем, что наши дети с таким интересом относятся к их истории.

Проводимая нами совместная работа действительно воспитывает у учащихся активную жизненную позицию. Дети стараются быть в гуще событий, принимают участие во всех городских мероприятиях. Работа учеников не имеет смысла, если не становится достоянием общественности. Поэтому мы с детьми всегда делимся опытом с коллегами и учащимися, результаты исследовательских работ публикуются на стендовом материале, выкладываются на школьный сайт, работает лекторий, на занятия которого приходят поочерёдно целые классы. Учащиеся выступают перед другими учениками с защитой проектов, участвуют в конкурсах. Мы выступаем на местном телевидении, рассказывая светогорцам о своих исторических и экологических находках.

В заключении приведу несколько высказываний, в том числе участников курируемого мною кружка «Краеведение»: «Мне нравится узнавать то, чего не знаю. Я научилась защищать тему проекта, а с помощью команды, вместе - у нас получается ещё лучше» (Губер Даша); «Я люблю выступать с защитой исследования в районных конкурсах. Там можно поделиться с другими своими знаниями и самим можно много узнать от других» (Бормин Георгий); «Я научилась слушать собеседника» (Мананкова Ева), «Я стал ещё больше любить природу. Мне интересно узнавать новое о нашем городе.(Чулков Денис); «Благодаря исследовательской работе, я узнал многое о моём городе и крае, научился работать с компьютером, правильно оформлять текст. Мне очень нравится узнавать новое и делать открытия (Соболев Семен).

В своей работе я стремлюсь закрепить полученный позитивный результат. В ходе такой работы приумножаются детские таланты. Учащиеся моего класса регулярно занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах. Участие во Всероссийском конкурсе «Я исследователь» в 2009 году принесло победу в номинации «Лучший эксперимент» (районный уровень). В 2010 году во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию мои ребята заняли 2 и 3 место в школе. В 2010 году учащиеся выступили с защитой проекта «Их именами названы» (о герое-пограничнике Льве Кантаровиче) и стали призёрами в научно-практической конференции «Мой край в судьбе России» (районный уровень). В 2011 году в районном конкурсе «Я — исследователь» выступали с защитой проекта «Как раньше называлась улица, на которой ты живёшь»? Наградой стал диплом победителя в номинации «Лучший творческий коллектив».


Поделиться: