Авторcтво: Дружина Мария Михайловна, к.п.н., учитель физики ГБОУ № 683 Приморского района Санкт-Петербурга |
Школьная физика отличается от других предметов учебного плана наличием в учебной программе практико-ориентированных уроков, носящих ярко выраженный исследовательский характер. Именно такой вид деятельности является основополагающим для изучения данного предмета и, тем самым, заслуживает большого внимания к методике изложения учебного материала при проведении уроков данного типа.
Исходя из того, что педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это – на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов, можно утверждать, что сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Разработанный и апробированный урок-исследование «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» для учащихся 8 класса при базовой программе изучения физики демонстрирует сочетание наглядности, диалоговости, возможности высокого темпа, который напрямую зависит от заложенных базовых знаний учащихся о количестве теплоты, отлаженности действий учащихся, их владения навыками экспериментатора и проблемный характер урока.
В качестве оформления урока выбрана созданная презентация в программе PowerPoint, в которой представлены статичные слайды, подобранные по нарастающему уровню их заполнения и усложнения. Данная форма представления информации для учащихся, постановке проблемы исследования и возможности предположить ожидаемый результат при дальнейшем его подтверждении или опровержении является доступной и наглядной для учащихся с различным уровнем усвоения данного предмета.
Целью урока является научить учащихся применять полученные на предшествующих уроках знания о количестве теплоты на практике. В качестве оборудования, необходимого для проведения исследовательской работы будем использовать калориметр, термометр, стакан с горячей водой, стакан с холодной водой, измерительный цилиндр. За основу табличного представления информации можно принять представленную таблицу в учебнике «Физика-8» А.В. Перышкин и Н.А. Родиной.
Учитывая разноуровневый характер усвоения учебного материала и индивидуальные особенности учащихся, необходимо обозначить минимум и максимум тех целей, которых необходимо достичь при завершении урока. К минимальным целям можно отнести такие как:
1. Сформировать практические умения работать с термометром, измерительным цилиндром и калориметром.
2. Научить определять цену деления измерительных приборов (термометр, измерительный цилиндр).
3. Научить планировать самостоятельную исследовательскую деятельность.
4. Воспитывать аккуратность, последовательность в действиях, наблюдательность.
К максимальным целям относятся:
1. Научить выдвигать гипотезы,
2. Развивать культуру речи, умение четко выражать свою мысль и оформлять в сжатой письменной форме.
3. Проводить анализ полученных результатов, делать сжатый устный вывод и его запись с помощью физических обозначений и символов;
Выполнение данной исследовательской работы в целом показывает, какой уровень подготовки и представления результатов достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Таким образом, порядок оценивания результатов урока производится по следующим критериям. Недостаточный уровень – нет подготовки к уроку (отсутствует предварительное оформление работы в тетради для лабораторных работ, нет заранее заготовленной отчетной таблицы для отражения записей о результатах эксперимента). Низкий уровень – выполнение работы и получение численных значение эксперимента при постоянной помощи со стороны учителя. Средний уровень – выполнение вычислений с помощью расчетной формулы при частичной помощи со стороны учителя. Высокий уровень – самостоятельное выполнение лабораторного исследования, формулирование основных выводов и их краткая символьная запись.
Существует большое количество источников информации для учителя при проведении подготовки к урокам физики, носящим исследовательский характер. Учитывая особенности возможностей исследовательской деятельности, проблемный характер изложения материала урока, особенности возрастных и личностных особенностей учащихся, а так же стремление к созданию деловой, комфортной обстановки данного урока при учете выстраивания позитивных, партнерских отношений с учащимися данной возрастной группы мною были выбраны следующие литературные источники:
1. Дружина М. М. Становление опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Дис. канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2002 212 c.
2. Ланина И. Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике М. Просвещение, 1991.
3. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1985.
4. Лукашик В.И.Сборник задач по физике. М.: Просвещение, 2008.
5. Медникова Н.А., Скулов П.В. Проблемное обучение на уроках физики. Реферат
6. Физика. 8 класс. Учебник. Перышкин А.В. 13-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2010. - 192 с.
Приложения
1. Ход урока
2. Слайды презентации
Поделиться: