Поиск по сайту

Сценарий логопедического досуга «Путешествие в город Красивой речи»


Авторcтво: Даниленко Евгения Феликсовна, учитель-логопед ГБДОУ №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга


Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели к идее проведения логопедических досугов. Такая нетрадиционная форма совместной деятельности с детьми вызывает у них живой интерес, помогает психологически подготовить к дальнейшим выступлениям на праздниках, а у логопеда появляется возможность решать задачи развития речи у детей, автоматизировать поставленные звуки в интересной и непринужденной для детей обстановке. Я хочу предложить Вашему вниманию сценарий логопедического досуга «Путешествие в город Красивой речи».

Сценарий логопедического досуга «Путешествие в город Красивой речи»

Задачи:

· Закреплять умение различать гласные и согласные звуки; определять место звука в слове; выполнять звуковой анализ слов, придумывать слова на первый или последний звук слова.

· Развивать творчество, мышление во время придумывания слов-антонимов, прилагательных

· Продолжить работу над формированием и коррекцией правильного звукопроизношения, умением правильно произносить скороговорки, слышать свое произношение.

· Формировать у детей желание принимать участие в досуге, создавать эмоциональный, положительный настрой при выполнении заданий и упражнений.

Оборудование: кубики с изображением символов гласных и согласных звуков; куб с красочными предметными картинками; набор картинок для игры «Цепочка слов»; корзинка с различными предметами; фланелеграф; изображение ключа, разрезанное на несколько частей.

Оформление зала: у центральной стены – ширма с изображением сказочного города Красивой речи, которое закрыто шелковой занавесью; интерьер комнаты – мягкое кресло, журнальный столик с настольной лампой.

Ход досуга:

На кресле сидят мама с дочкой. Звучит мелодия «Колыбельной» (муз. Р. Паулса). Мама читает книгу «Путешествие в город Красивой речи»: - Жила-была девочка. Она говорила так, что ее плохо понимали, она неправильно произносила некоторые звуки. Малышка узнала, что за высокими горами есть город Красивой речи. Девочка решила пойти туда, чтобы исправить свою речь. Дорога была т р у д н о й …

Мама: - Ну вот, Женя, на сегодня достаточно. Эту историю мы дочитаем завтра.

Женя: - Мама, а можно я немного посмотрю картинки в книжке?

Мама: - Можно. Только недолго, а то уже пора ложиться спать.

Мама уходит. Женя рассматривает картинки в книге, начинает зевать и, отложив книгу, засыпает в кресле.

Гаснет свет. Громче звучит колыбельная песня. Жене снится сон.

Под музыку появляется Фея.

Фея: - Я Фея из города Красивой речи. (Обращается к детям) Тшшш, тише Женя спит.

Ей снится прекрасный сон. Хотите узнать какой? Но чтобы попасть в Женин сон, выполните мое задание: придумайте слова-родственники к слову «сон».

Дети придумывают: Соня, сонный, уснула, спит, сонливый, сновидения, заснул, засоня,

выспаться, проснуться и др.

Фея дотрагивается волшебной палочкой до каждого ребенка, дети подходят к ней, берут Женю за руки, и Фея предлагает отправиться в сказочное путешествие.

Фея: - Какое путешествие без веселой песенки?

Дети идут по залу и поют песню (на мелодию из м/ф «Волшебник изумрудного города»):

Мы в город Чистой речи

Идем и ждем мы встречи

Со звуками, словами,

Они ведь там живут.

И есть у нас желание,

И есть у нас старание,

И в город Чистой речи

Мы начинаем путь.

Дети вместе с Феей подходят к дорожке, обозначенной с одной стороны – красной лентой, а с другой – синей. На дорожке лежат кубики с символами гласных и согласных звуков.

Воспитатель (встречает детей): - Здравствуйте! Куда вы идете?

Воспитатель, чтобы найти путь к городу, предлагает детям выполнить задание: «расчистить дорогу» - разложить кубики по обеим сторонам дорожки (гласные звуки к красной ленточке, а согласные – к синей) и назвать их.

И г р а «Бросайка»

Дети встают в круг, по очереди бросают куб с картинками. Все дети придумывают слова на первый звук выпавшей картинки. Например, выпала картинка «солнышко» дети придумывают слова на звук «С».

И г р а «Цепочка слов»

Дети получают по картинке. Они должны составить цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Например, капуста – ананас – санки и т.д.

Воспитатель: - Молодцы! Эта цепочка покажет вам дорогу дальше.

Фея вместе с детьми продолжает путь с песней:

Мы в город Чистой речи

Идем и ждем мы встречи

Со звуками, словами,

Они ведь там живут.

И есть у нас желание,

И есть у нас старание,

И в город Чистой речи

Мы продолжаем путь.

Логопед: - Здравствуйте, куда путь держите?

А теперь пришел черед,

Сыграть в игру «Наоборот».

Игра «Наоборот».

Л

огопед предлагает детям в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … («близко»)

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … («низко»)

Скажу я слово «уронил» - … («поднял»)

Скажу я слово «потерял» - …(«нашел»)

Что скажешь ты на слово «ложь» - … («правда»)

И вдруг скажу я слово «друг» - …(«враг»)

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … («храбрец»)

Теперь «начало» я скажу,

Ответьте все … («конец»).

Логопед берет корзину с разными предметами и говорит:

Здесь в корзинке есть предметы,

Все из вас получат свой.

Рассмотри предмет, потрогай

И подумай, он какой?

Дети получают разные предметы и придумывают прилагательные к этим предметам.

Логопед достает из корзинки клубок и говорит:

- Этот клубок не простой, он покажет вам дорогу дальше.

Клубок катится и приводит детей на полянку «Веселого отдыха».

Дети встают врассыпную по всему залу и под песню ансамбля «Дюна» «Картавый марш» исполняют танец.

После отдыха дети продолжают путь.

Воспитатель: - Здравствуйте! Садитесь-ка на пригорке, расскажем скороговорки.

Кто из вас знает, что такое «скороговорка»?

1-ая девочка (тянет руку): - Я знаю! Это моя сестра Наташа. Она очень быстро говорит, строчит как пулемет – триста слов в минуту!

2-ая девочка: - И нет, Сашенька, «скороговорка» - это шуточная фраза, которую трудно выговорить. Вот послушай: «Во дворе – трава, на траве – дрова».

1-ая девочка: - Зачем?

2-ая девочка: - Что зачем?

1-ая девочка: - Зачем дрова на траву положили? Ведь зеленую травку жалко – она засохнет! Неужели нельзя было найти другое место во дрове…ой, во дворе? Эта скороговорка мне не нравится! Вспомни другую!

2-ая девочка: - А я больше скороговорок не помню. Хорошо, попробую сама придумать. Вот послушай: «Филипп пилой липу перепилил».

1-ая девочка: - Зачем?

2-ая девочка: - Что зачем?

1-ая девочка: - Зачем он репу перепилил…ой, липу перепилил…

Ну, для чего Филипп дерево разрезал?

2-ая девочка: - Не знаю. Может быть, опять на дрова?

1-ая девочка: - Ага! А потом дрова – опять на траву!.. Придумай лучше другую скороговорку. Только такую, чтобы природу не портить!

2-ая девочка: - Ладно, не будем портить природу. Вот слушай:»Липа, Поля, Валя липу поливали». Ну как?

1-ая девочка: - Какая «лимпополя»?

2-ая девочка: - Не «лмпополя», а три девочки – Липа, Поля и Валя поливали липу.

1-ая девочка: - Зачем?

2-ая девочка: - Чтобы быстрее выросла.

1-ая девочка: - Понятно. Вот эта скороговорка хорошая, добрая.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете скороговорки? Попробуйте быстро сказать.

Дети пытаются быстро говорить разные скороговорки.

Воспитатель: - Молодцы! Вы преодолели самое трудное препятствие. Можете смело продолжать свой путь. Счастливого пути!

Дети подходят к фланелеграфу, читают на нем слово «КЛЮЧ».

Девочка Женя: - Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

И обычный ключ д в е р н о й.

Фея предлагает детям подумать, какой ключ понадобится им, чтобы открыть ворота в город Красивой речи.

Дети выкладывают на фланелеграфе из частей Золотой ключик.

Под музыку открывается занавес и перед детьми появляется город Красивой речи.

Фея поет: Со звуками играли,

Слова вы подбирали,

И в город Чистой речи

Вы можете входить.

Давайте же теперь, друзья,

Не забывать о звуках!

Давайте будем четко,

Красиво говорить!

Дети получают от Феи в подарок книги. Фея уходит.

Снова комната. Девочка Женя спит в кресле. Она просыпается, потягивается, берет книжку-подарок и выходит на середину зала.

Женя: - Какой замечательный сон мне приснился! (смотрит на книжку)

А может быть, это был не сон?!

Практика показала, насколько эффективными являются различные варианты организации совместной деятельности с детьми с использованием логопедических игр; литературных или придуманных персонажей; сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, поездок, приключений; игр-драматизаций; элементов логопедической ритмики.


Поделиться: