Авторcтво: Фесенко Инна Юрьевна, музыкальный руководитель ГБДОУ №2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга |
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
На протяжении 5 лет я углубленно веду работу с одаренными детьми по музыкальному воспитанию в своем детском саду № 2 города Кронштадта. Проблема организации работы с музыкально-одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.
Главная задача нашей работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, усваивают дополнительный материал. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше. Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали кружковую работу по театрализованной деятельности. Моя инициатива в создании театра была поддержана родителями воспитанников, педагогами нашего ГДОУ, я отметила живой интерес с их стороны к этому виду искусства.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразнее. Я убеждена, что выбранное мною направление перспективно, что творческая одаренность детей проявляется и эффективно развивается в условиях театрализованной деятельности. Я использую в своей работе с одаренными детьми широкий выбор видов театрализованной деятельности: это постановка спектакля, отработка этюдов, художественных эскизов декораций и костюмов, музыкальное оформление спектакля, изготовление реквизита.
Совместное творчество детей, педагогов и родителей проявляется в организации и проведении ежегодных театральных сезонов, постановке спектаклей таких как: "Кошкин дом" С.Я.Маршака,
"Наши добрые соседи", - продолжение сказки "Кошкин дом", и спектаклей, поставленных по русским народным сказкам: "По-щучьему велению", "Заюшкина избушка", "Царевна-лягушка", "Гуси-лебеди" и многих других.
При постановке какого-либо спектакля я постоянно работаю с детьми над всеми видами музыкальной деятельности; это и пение, и слушание музыки, и музыкально-ритмические движения.
Необходимо знать, что талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни", поэтому необходимо постоянно наблюдать за детьми, отслеживать динамику развития ребенка. В наш детский сад уже долгое время ходят дети, приехавшие с ближнего зарубежья, они не достаточно владеют русским языком, но очень тянутся к русской культуре, им очень нравится русская народная музыка. Дети откликаются на звучащую русскую народную песню и напевают. Я обратила внимание на этих детей и начала заниматься с ними индивидуально, обучая игре на музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках, флейте). При постановке любого спектакля, я отвожу им роль музыкантов, которые так же заняты в постановках. Я поддерживаю увлечения детей в разнообразной деятельности и стараюсь вызвать у детей эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке. Я понимаю, что дети эмоционально тонко чувствуют переживания взрослых, персонажей сказок, и проявляют интерес к русскому искусству.
Работа с детьми другой национальности неотъемлемая часть в работе театральной студии. Создать между взрослыми и детьми атмосферу радости, способствующую творческому развитию ребенка, одновременно и легко и трудно. Родители посещают вместе со своими ребятами занятия по театрализации, и на таких совместных встречах всегда царит взаимопонимание, совместное творчество взрослых и детей, что иногда не хватает в их повседневных отношениях. В последние годы отмечается возросший интерес родителей детей вновь поступающих в детский сад к театрализованной деятельности. Мы вовлекаем родителей в мероприятия, которые способствуют максимальному погружению их в жизнь детского сада.
Для детей старшего возраста был проведен интересный праздник "Давайте познакомимся". Родители знакомились с семьями прибывших детей с ближнего зарубежья. Активные ребята пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, чем очень радовали гостей, а вновь прибывшие дети были застенчивы, робки, и это понятно – ведь они впервые встретились у нас в зале. Но и они тоже выполняли эти же движения но только со своими родителями. «Хоровод дружбы» объединил всех и вызвал большую радость у детей.
В нашем детском саду традиционно проводятся выставки совместного творчества детей и их родителей: поделки к сказкам, шитье костюмов, изготовление масок.
Как показывает опыт, дети любят, когда их родители принимают активное участие в постановке совместного спектакля.
Мы решаем проблему приобщения родителей из ближнего зарубежья к нашей русской культуре. Работая с их одаренными детьми, мы привлекаем и их к постановке сказок, заручаемся их поддержкой и вместе планируем постановки детских произведений. Этим родителям мы объясняем, что их дети успешно продвигаются в музыкальном воспитании, проникаясь культурой того народа среди которого они живут в данное время, для них мы организовали настоящие «русские посиделки». Мамы и папы представляли русскую кухню, угощали друг друга своими блюдами, делились рецептами. За чашкой чая беседовали о русской культуре, показывали с помощью жестов известные русские народные сказки.
На второй встрече родителям были предложены разные задания: сочинить сказку по картинкам, рассказать ее детям, попробовать побывать в роли персонажей сказки. На этом вечере встреч родители выполняли творческие задания, делились опытом. Родители благодарны за организацию таких мероприятий.
Одно из главных условий достижения успеха в постановке спектакля – это увлеченность и профессионализм педагогов, и их готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства.
Цель моей работы со всеми родителями – повышение их интереса к нашей русской культуре. Я продумываю и планирую с ними встречи, которые провожу 3 раза в месяц, в удобное для мам и пап время. Мы вместе распределяем роли по желанию взрослых и детей, родители активно включаются в процесс изготовления декораций. Всю тяжелую работу берут на себя папы (клеят, пилят, забивают гвозди) для приготовления реквизита. Мамы и наши педагоги расписывают декорации, афиши, пригласительные билеты. Осуществление всех идей было бы невозможным, если бы в нашем ГДОУ не работал творческий коллектив единомышленников. Это воспитатели Ванина Екатерина Александровна, Верещагина Ирина Александровна, Гречуха Елена Валентиновна. Благодаря этой совместной работе у нас появились предметы русского быта к сказкам: чугунок, рубель, ухват. Подготовка к спектаклю проходит вместе с родителями, это особо значимо для детей, так как заинтересованность и участие в процессе близких людей создает для ребят особую атмосферу. Совместное творчество при подготовке к любой сказке, будь то создание костюма, разучивание дома стихотворения или роли формирует у детей такие качества как: инициативность и желание создавать что- то свое, а также настраивает на выступление.
При многоплановом взаимодействии музыкальных руководителей, воспитателей, педагогов, администрации ГДОУ и детей создается детский праздник.
Все мы, взрослые и дети, знаем чуть ли не наизусть сказку "По-щучьему велению". Но она от этого отнюдь не надоедает более того, продолжает волновать людей. Эту сказку можно играть в любом театре: в кукольном, в театре на пальчиках, в обычном, когда дети облачаются в костюмы. Начиная подготовку к постановке спектакля, воспитатель заранее читает эту сказку в группе, слушает аудиозаписи со сказкой, смотрят ее на диске. Мы стараемся пропустить текст этой постановки через разные формы педагогического процесса: (изодеятельность, тестопластика,). В процессе подготовки к спектаклю, я работаю над развитием пластики и красоты движений, а также над умением по-разному передавать эмоциональное состояние героев, умение имитировать голоса персонажей через вокальное исполнение, развиваю творческие способности.
На примере сказки "По-щучьему велению" я хочу представить тот проект системы работы по созданию детского музыкального спектакля, который прошел в нашем детском саду.
1. Самое первое, мы собираемся и выбираем сказку, которую хотелось бы показать детям, в которой родители бы проявили свои способности в изготовлении реквизита, и мы остановились на сказке "По-щучьему велению".
2. Дальше мы знакомимся с музыкальным оформлением спектакля, работаем над развитием слухового внимания.
3. Работа над персонажами.
Начиная работу над персонажами, педагог опирается на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ему предлагается показать, как он представляет себе данный персонаж. Хорошо представив и поняв своего героя, озвучивает его.
4 . Работа над ориентировкой в пространстве.
5. Развиваем речь, память, воспитываем черты характера: трудолюбие, отзывчивость, преодоление лени, развитие умения свободного высказывания о сказке.
6.Обыгрывание сказки не придерживаясь текста, своими словами по действиям (сцена у царя, встреча со щукой, сцена дома у Емели).
7. Создание атмосферы народного гуляния, используя различные музыкальные инструменты - трещотки, балалайки, дрова, коробочки, бубенцы.
8. Работа над певческими способностями ребенка.
9. Участие детей в изобразительной деятельности, изготовление пригласительных билетов.
10. Развитие фантазии, прочтение одного действия сказки, разыгрывание этого отрывка.
Пофантазировать, как может закончиться эта сказка. Сделать выводы: Какую пословицу придумать к сказке, если дети затрудняются, даем это задание для родителей.
пословица: "На щуку надейся, а сам не плошай".
11.Репетиция фрагментов драматизации по сказке совместно с родителями.
Каждый высказывает свое мнение, об увиденном и услышанном и после этого обсуждения, внесения поправок, состоится премьера спектакля.
После просмотра музыкальной сказки сыгранную детьми, взрослые решили показать ее своими силами теперь только для них, в новогодние каникулы они представили ее для просмотра.
Ребята получили дополнительные эмоции, так как взрослые исполнили эту сказку по-своему, с другой интонацией, движениями, жестами, костюмами.
Давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых незначительных. Как сказал в свое время К.Д. Ушинский: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего узнать его тоже во всех отношениях".
Поделиться: