Поиск по сайту

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках химии как способ активизации самостоятельной работы учащихся


Авторcтво: Кузьмина Олеся Викторовна, учитель химии ГОУ школы № 103 Выборгского района Санкт-Петербурга; Екимова Тамара Анатольевна, учитель химии ГОУ школы № 103 Выборгского района


Современные условия диктуют необходимость получения комплекса экологических, экономических и юридических знаний в системе глобального образования. Знания создают мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Таким образом мыслящий человек является знающим, начитанным и эрудированным. Он может находить собственное решение проблемы и подкреплять его разумными и обоснованными доводами, а так же доказывать, что выбранное им решение является рациональнее других.
При традиционном обучении знания, умения и навыки можно, в основном, получить под руководством учителя, но они не будут продуктивны. Информация, полученная на основе собственного интереса и поиска истины, является более практичной. При этом учащиеся критически слушают, воспринимают, осмысливают, анализируют и творчески применяют новые знания. Для решения этой проблемы находят новые возможности осмысления информационного поля, создают схемы, которые упорядочивают и наделяют определенной структурой эту информацию. Поэтому рационально использовать при проведения уроков технологию «Развитие критического мышления». При этом мы уходим от стереотипности мышления.
Одной из главных задач современной школы является развитие умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в информационном поле. Информация является отправным пунктом критического мышления. Оно начинается с постановки вопросов и выявления проблем, которые надо решить. Критическое мышление стремится к аргументации. Центром аргументации является утверждение, поддерживающееся доводами, которые необходимо подкреплять доказательствами. Все это ученик может использовать при общении с одноклассниками в процессе изучения предложенной информации. Обмен аргументами, доказательствами повышает коммуникативную активность учащихся. У каждого общающегося формируются свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Каждый имеет возможность самостоятельно найти и доказать свое решение по предложенным вопросам. Таким образом, самостоятельность, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. При правильно продуманной методике проведения самостоятельной работы с информацией, ускоряется темп формирования умений и навыков, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных интересов. Интерес возникает и поддерживается тогда, когда изучаемый материал понятен и усвоен, а это обеспечивается успешностью действий учащихся. А также, таким образом, построенная методика позволяет ускорить темп изучения материала, увеличив тем самым время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и работ творческого характера, что позволяет преодолеть перегрузку учащихся.
Учащиеся отличаются характером, типом мышления, темпераментом, эти отличия характеризуют их индивидуальность. Именно эти особенности учитываются в выборе средств и путей в реализации общеобразовательных целей.
Все эти условия можно соединить воедино при использовании технологии «Развитие критического мышления».
Мы предлагаем разработку урока «Природные источники углеводородов» в 10 классе, используя технологию «Развитие критического мышления».

1. Стадия вызова (пробуждения интереса).


Перед аудиторией представлены образцы товаров, изготовленных из материалов, полученных после переработки природных источников углеводородов (резиновый мяч, пластмассовые игрушки, автопокрышки, косметические средства, бытовая химия и т.д.) Учащиеся отвечают на вопросы теста-утверждения занимательного характера «Верите ли вы…»
• Из мазута получают крем для рук?
• Из нефти можно получить черную икру?
• В газовые плиты подается ароматизированный природный газ?
• Каменный уголь – это смесь веществ?
И т. д.

Предварительно класс делится на группы, которые будут изучать предложенные разделы: природный и попутный нефтяной газ, нефть, коксохимическое производство. Для каждого раздела необходимо рассмотреть: нахождение в природе, состав, физические свойства, переработка природных источников углеводородов, применение полученных при переработке веществ, экологические и экономические вопросы, связанные с добычей и переработкой сырья

2. Стадия осмысления

Группы самостоятельно изучают информацию по предложенным разделам, совместно составляют «Кластеры» (графические структурирующие информационные схемы), переносят их на электронный носитель. Этот материал передается на экран, и группа комментирует созданные ими «Кластеры». Представители других групп критически воспринимают предложенную информацию, анализируют ее, задают дополнительные вопросы.

3. Стадия рефлексии (предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации)

Учащимся предлагают вновь ответить на вопросы теста, предложенного в начале урока. После проверки выясняется, что большинство ранее неверных ответов оказались правильными. Таким образом, за время работы произошло переосмысление информации, в результате целостного осмысления и анализа полученного материала.
В итоге с помощью данной технологии учащиеся должны овладеть способами интегрирования информации, выработать свое мнение, строить логические цепи доказательств и что немало важно, уметь корректно общаться с окружающими людьми.


Литература

1. И.В.Муштавинская, Е.В. Иваньшина. Уроки естествознания, - СПб.: СПбГУПМ, 2003
2. А.И.Артеменко. Органическая химия и человек. - М.:Просвещение,2000
3. М.Колтун. Земля.-М.: МИРОС,1994
4. М.В.Кларин. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии - М.,2004


Поделиться: