Поиск по сайту

Русская народная кукла в воспитании детей


Авторcтво: Капральная Татьяна Александровна, воспитатель ГБДОУ №119 Фрунзенского района, Санкт-Петербурга


За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.
Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и многие другие виды старинных кукол. Куклы делали из бересты, золы, дерева, но в основном это были тряпичные куклы из лоскутов ткани. Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал!». Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. CIMG5700.JPGНе смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции. Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Традиционная народная кукла на протяжении многих-многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
CIMG5701.JPGСлавяне делали кукол в основном в зимнее время, так как летом у них не было времени, ведь они работали в поле, занимались хозяйством, ходили в лес, заготавливали сено. А вот зимой, сидя у теплой печки, бабушки и мамы вместе с детьми «мотали» куколок. Доставали из сундуков ткани, старые одежды, лен и красные нитки. В те времена не было ножниц и ткани приходилось рвать вручную. В основном, использовалось много белой ткани, красной и черной. Ведь красный цвет символизирует солнце, тепло и радость, белый – чистоту, а черный – ночь. Но это не значит, что не было летних куколок, они были, только намного меньше видов, чем зимних. А все потому, что и праздников летом меньше, чем зимой. Сколько бы ни было сделано кукол, каждая получалась по-своему красивая, неповторимая. У каждой куклы обязательно должен быть фартук, платье с длинным рукавом или сарафан, платок на голове. Каждая кукла перематывалась красной ниткой на поясе и крест-накрест на груди, для того, чтобы злые силы не проникли в нее. Обязательно нитка завязывалась на 2 узла. Маленькие девочки начинали делать кукол с пяти лет, сначала самых простых, а подрастая – более сложных и затейливых. Куклы, сделанные детьми, оценивались взрослыми, при этом они подсказывали, что и как лучше сделать. Почти у всех кукол должна была быть коса, ее можно было сделать как из ниток, так и из разноцветных ленточек. Плетя косу, как бы вплетали в нее то, что хотели бы получить от этой куклы. Нельзя было делать куклу с плохим, скверным настроением, иначе вся отрицательная энергия поселится в куколку. Кукол нельзяCIMG5702.JPG было разбрасывать по избе, оставлять на улице, ведь она являлась практически членом семьи. Ожидая рождения ребенка, женщина делала куклу и затем помещала ее в колыбель к младенцу, кукла служила и оберегом, и игрушкой. Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. В колыбель можно было помещать не более пяти кукол, там они служили погремушками, их можно было связать между собой и закрепить за разные стенки колыбели. Когда малыш начинал сжимать палец у мамы, для него делалась специальная узелковая кукла размером с ладонь взрослого. Когда малыш начинал ходить, примерно в 1 год, ему дарили куклу, которая называлась «Отдарок на Подарок», в нее вкладывали пряник или леденец.
Куклы были в каждом доме, и делались в основном женщинами. Размер мог быть разным: маленькие – размером с ладонь и большие – до локтевого сустава. Куклы делались ко всем русским праздникам, на Новый год, Святки, Масленицу, Коляду, Рождество, Свадьбу, Пасху, Троицу и др. И к свадьбе дочери мать обязательно должна была сделать куклу своими руками с любовью. Свадебный пирог тоже украшался небольшими фигурками кукол жениха и невесты. Невесте давали в руки куклу, которую подносили на подносе. Маленькая куколка была замотана как младенец, и невеста должна была осмотреть и развернуть подношение, это являлось символом того, что потомство в новой семье будет крепкое, здоровое.
CIMG5705.JPGПо традиции, первую куклу, сделанную своими руками, никому нельзя было дарить, она должна остаться в семье. У кукол не было лица, говорили, что «если будут глаза – значит, будет видеть, если будет рот – значит, надо кормить». А по другой версии считалось, что «кукла без лица недоступна для вселения в нее злых сил». Выбрасывать кукол было нельзя, считалось, что это большой грех. Их складывали в сундук и передавали из поколения в поколение, хранили на чердаке. Так они дошли и до наших времен. В настоящее время народные куклы возвращаются в жизнь человека, и это после того, как их вытеснили современные игрушки.
Кукла « День и Ночь».
Эта кукла являлась оберегом жилища. Ее помещали на кухне, вешали у окна, а когда утром хозяйка дома вставала, она шла на кухню, переворачивала куколку светлой стороной к себе и нашептывала ей разные пожелания для всех своих домочадцев. Например, чтобы день прошел удачно, чтоб ничего не случилось и все были здоровы. А вечером, когда все ложились спать, куклу переворачивали темной стороной к себе и просили, чтобы ночь прошла спокойно. Одна сторона куклы делалась из светлых тканей, светлое платье, фартук, лицо. А другая сторона соответственно делалась темной.
«Кукла-мотанка».
Эта кукла являлась оберегом для человека. Она появилась более 5000 лет назад, еще в те времена, когда люди начали выращивать лен. «Кукла-мотанка» часто использовалась в ритуалах, говорят, что она защищала от неприятностей и бед. Так как она была небольшого размера, ее можно было носить с собой.
Кукла «Бессонница».
Еще до рождения ребенка будущая мать должна была сделать куклу из лоскутков, которая затем служила оберегом для малыша. С ней ребенок рос, учился ходить и говорить.
Эта кукла делалась для того, чтобы в семье был всегда достаток и все были сыты.
Кукла-Крупеничка.
Когда крестьяне собирали урожай, они и делали эту куклу. Отсюда и пошло название «Крупеничка», так как вовнутрь куклы насыпали крупу (зерно) - гречу, пшеницу. Наряжали в красивый наряд и бережно хранили в красном углу – это тот угол, где находились иконы в доме. Существовала примета, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год должен быть плодородным и сытным. Но если в семье наступал голод, то людям приходилось брать зерно из куклы и использовать в пищу. В народе песенку сложили: «Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость- сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!»
Кукла Ангел.
Как правило, ангелов делали под Рождество. В основном их изготавливали из лоскутов белой ткани, это было одним из правил. Ведь белый цвет считался на Руси символом чистоты, невинности. Ангелов дарили всем, и детям, и взрослым, родным и знакомым. Ни одна Рождественская ярмарка не обходилась без этих куколок. Сейчас допускается изготовление ангелов из разных тканей, но обязательно нежно перемотать туловище золотой тесьмой крест-накрест.
Кукла Берегиня дома.
Еще одна кукла пришла к нам из глубины веков. Эта кукла делалась в виде столбика, и использовались для нее лоскуты из тех вещей, которые для семьи несли в себе какую-то память, например: старенькое бабушкино нарядное платье или парадная рубаха деда, ленточки и кружева. Ну, а если кукла делалась в подарок кому-то, то лучше было взять для нее новые лоскуты ткани, чтобы они не несли в себе никакой энергетики.
Кукла Масленица.
Все знают, что на праздник Масленицы делают чучело из соломы, и в процессе праздника сжигают на костре, сжигая вместе с нею все обиды, несчастья, недуги. Конечно, для народных гуляний она делалась (и сейчас делается) в человеческий рост, а для дома кукла должна была быть не более 20 см. Она делалась из лыка, на деревянной палочке, а лицо – из ткани. Если уличную Масленицу сжигали, то домашнюю – нет. Для нее шили красивый наряд и помещали в красный угол. Она символизировала крепкое потомство и достаток семьи.
Кукла Коляда.
«Коляда, Коляда, отворяй ворота, пришла Коляда накануне Рождества!»
Наверное, еще кто-то из старшего поколения помнит эти слова из своего детства, когда зимним вечером накануне Рождества гурьба детворы ходила по дворам и распевали частушки и песни, а хозяева угощали их сладостями, пирогами, а иногда даже давали монетку. Именно на этом празднике и использовалась кукла Коляда. Веселые ряженые с гармошками и балалайками в руках, носили эту куклу с собой на Коляду и пели от ее имени. Считалось, что если дверь не отворили и ничем не угостили колядующих, то не будет благополучия и достатка в этом году в семье, поэтому многие семьи в этот вечер не покидали своего жилища, а ждали прихода Коляды. Заранее пекли пироги, пряники, делали леденцы на палочках. С приходом Коляды в дом наступало согласие, покой и счастье в доме. Считалось, что если ряженые не пришли к кому-то в дом накануне праздника, это было плохим знаком, могли ожидать эту семью неблагополучие и неудачи в будущем году. Кстати, колядки до сих пор проходят в русских деревнях и современные дети с большим удовольствием вспоминают древние обычаи.
Кукла – Бабочка.
Говорят, что когда-то в виде бабочки представляли душу человека, дети учились делать эту игрушку для младших братьев и сестер. Бабочка очень легка в изготовлении и при желании ее мог сделать любой ребенок.
Кукла Отдарок на Подарок.
Вручение подарка – очень древний обычай, как для взрослого, так и для ребенка. На Руси была поговорка «Подарки любят Отдарки!» Это значит, что тот, кто дарил такую куколку, как бы благодарил дарящего за подарок. Если куколку дарили дети своим родителям, то они произносили такие слова «Спасибо маменьке да папеньке, за то, что на ноги меня поставили».
Кукла Веснянка.
Весна – время радости, к весне делали много разных кукол, и обрядовых, и для игры детям. Веснянка – это небольшая куколка величиной с ладонь, ее делали на Пасху и дарили детям. Куколка делалась на ниточке, чтобы ребенок, наигравшись, мог повесить ее себе на пуговицу, чтобы не потерять и бежать дальше играть на улицу. Как ни странно, но это была куколка одного дня, вечером испачканную за день куколку сжигали в печке.

Народная тряпичная кукла также имела огромное значение не только у русского простого народа, но и у русских художников и поэтов. Прекрасное, и в то же время простое стихотворение написала автор М. А. Пожарова.
Тряпичная кукла.
Свернута из тряпки
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше:
Руки – словно лапки.
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл.
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит.
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Многие художники написали картины, где мы можем увидеть образ куколки, например: М. Игнатьев « Няня», К. Лемох « Варька», В. Максимов « Мечты о будущем», « Материнство», Ж. Б. Грез « Девочка с куклой», С. Кожин « Масленица на Руси», А. Ремнев « Масленица», и много других картин.
Также народные куклы оставили свой след и в русских народных сказках « Василиса Прекрасная», «Терешечка» и на удивление нам в индийской сказке « Кукла», и норвежской сказке « Куколка в траве». И я думаю, что и во многих других произведениях, о которых мы можем только догадываться.
Использовать народную куклу в совместной деятельности с детьми можно, начиная с раннего возраста, главное, чтобы было желание у воспитателя. Если воспитатель заинтересован изготовлением кукол, историей происхождения, то привить любовь детей к куклам не составит большого труда, это можно делать на протяжении всего учебного года. Например, когда маленькие детки плачут, приходя в детский сад, особенно в период адаптации, можно попробовать дать в маленькую ручку ребенка маленькую куколку, которая отвлечет его на какое- то время от мыслей о маме, так как у него в руке будет что-то новое и интересное, что прежде он никогда не видел.
Конечно, с детьми среднего и старшего возраста все намного проще, так как в их деятельности больше времени уделяется изучению и проведению народных праздников и традиций. В основном все дети в саду в течение всего года отмечают детские дни рождения, так почему бы вместо дорогих бесполезных игрушек не подарить бы ребенку самодельную куклу, которую сами же дети и сделают. От нее будет намного больше пользы, чем от той, которую ему купят в магазине. Довести до родителей информацию о пользе самодельной куклы будет совсем не сложно, если, например, сделать коллаж или папку-раскладушку с выдержками и красивыми картинками и фотографиями. Тем более, как мне кажется, что нельзя не влюбиться в народную куклу, даже если увидел ее впервые.
Постепенно, дети прикипят любовью к народной кукле и будут с нетерпением ждать, когда же их научат чему-то новому. Если же воспитатель по каким-либо причинам не может изготавливать куклу с детьми, то можно сделать один экземпляр, который будет использоваться на протяжении того праздника, к которому готовятся дети, изучают материал. Например, к Новому году сделать куклу День и Ночь, поместить ее в группе, рассказать о ней, найти подходящие сказки, стихи, песенки и т.д.
Дети совместно с воспитателем всегда делают подарки для родителей, бабушек и дедушек ко всем праздникам, именно здесь можно заменить аппликацию или другой вид ручного труда, и приготовить в подарок куколку – к Рождеству – Ангела, на Пасху – Веснянку, на День Матери – Пеленашку или другую куколку. Такой подарок приятно принимать, хранить, образуется тесный контакт между матерью и ребенком.
Также, в образовательной программе очень много лексических тем, куда можно внедрить изучение и изготовление народной куклы, например: изучая народный костюм, дети через куклу могут узнать каким он был и о предназначении каждой детали в костюме. В теме «Осень» дети могут узнать о том, какие куклы делались осенью, какие материалы использовались (зерно, лен) и т.д.
Дети могут самостоятельно обыграть куколок в театрализованной деятельности, в различных этюдах и сценках, дать им имена, поставить цель и проиграть ситуацию. Также можно использовать куклу при чтении художественной литературы, например, в сказке «Василиса Прекрасная» куколка ожила, помогала Василисе по хозяйству, утешала и давала советы.
Куклы могут предназначаться в группе детского сада для улучшения дисциплины детей, можно сказать детям, что куколка не любит, когда не убирают игрушки, когда громко кричат и так далее, в общем можно придумать множество историй и небылиц, насколько развита ваша фантазия. Дети могут разговаривать с куклой, когда им грустно или они скучают по дому, рассказывать ей свои истории и многое другое.
Можно попробовать использовать народную куклу при воспитании трудного ребенка, который зачастую бывает в каждой группе, очень часто он не может найти себе друзей, долго заниматься одним видом деятельности, не идет на контакт с воспитателем, так может быть именно это занятие поможет и ребенку, и воспитателю сблизиться, найти общий язык.
Схемы, рисунки, интересные факты даны вам в помощь в литературе: Е. Берстенева, Н. Догаева «Кукольный сундучок», Г. Дайн « Русская тряпичная кукла», И. Котова, А. Котова «Русские обряды и традиции».
Помогая детям, мы сами научимся древнему ремеслу, а значит, легко найдем общий язык с детьми. А это залог будущей любви и понимания, такого необходимого в жизни, как взрослым, так и детям.
Куклы ручной работы пользуются популярностью и в наши дни и переживают свое второе рождение, занимая свое место в наших квартирах. Мы более трепетно и бережно к ним относимся. Ведь кукла, сделанная своими руками, имеет особый смысл, в нее вложена душа.


Поделиться: