Поиск по сайту

Никогда не знает меры счастье…


Авторcтво: Соболева Любовь Александровна, ветеран педагогического труда ГОУ СОШ № 534 Выборгского района Санкт-Петербурга


1 сентября 2009 года.

Больница Мечникова (ныне Святого Петра). Спешу с букетом белых роз в хирургическое отделение. Поднимаюсь на 2 этаж. Сидит в коридоре, ждет. Ему 78.

-Цветы кому?

-Тебе.

-Зачем?

-Первое же сентября!

-Ну и что?

-Я принесла цветы своему любимому учителю, мы же с тобой познакомились 50 лет назад 1 сентября.

Тогда я не знала, что это последнее 1 сентября, которое мы встретили вместе. Где могла ученица 7 класса 119 восьмилетней школы Выборгского района встретиться с молодым учителем? Конечно, на уроке, уроке русского языка. Ученица, правда, прилежная, любит учиться. А учитель… Молодой? Не очень. Симпатичный? Так себе. В толстых очках. Но голос красивый, звучный, мужской. Говорит с шутками, непривычно для нас.

Первый диктант. Одна пятерка в классе. Конечно, у меня. Приятно. Похвалил. Обратил внимание. Звали его Геннадием Павловичем, было ему 28 лет. Наша маленькая школа на Выборгской набережной была удивительная, украшенная лепниной. Это чей-то, видимо, особняк, который со временем снесли, а зря – красивый был: светлые кабинеты, актовый зал, столовая, пионерская комната, кабинеты биологии, химии, физики, библиотека, столярная и слесарная мастерские (занимались и девочки, и мальчики), спортивный зал.

Что я помню из тех лет?

Учителей, конечно. Строгая учительница математики Гапонова Александра Дмитриевна. Обожала ее. Учителя русского языка - молодая красивая блондинка - Зайцева Тамара Тимофеевна разрешала Иванову Саше пересказывать на уроке замещения роман Беляева «Голова профессора Доуэля». Мы слушали, затаив дыхание…

- строгая интеллигентная, но часто болеющая Сарлай Ирина Александровна. Она была сердечница, и во время болезни мы с девочками навещали ее дома. Еемамаугощала нас чаем. Ирина Александровна обычно лежала в постели и беседовала с нами. Ей мы рассказывали и о школе, и о себе, и о своих семьях.

Однажды, на мой день рождения она подарила книгу О. Форш «Одеты камнем», чем я очень гордилась.

Классным руководителем был незабвенный Киселев Федор Васильевич, учитель физкультуры. Он знал семьи всех учеников. На выходные разрешал нам брать школьные лыжи, и мы с удовольствием ездили в Зеленогорск кататься.

Директор Капышева Ирина Степановна, биолог, однажды устроила предметный урок «Внутреннее строение рыбы», на котором мы на своих партах препарировали речных окуней и раскладывали их органы на листе с надписями: сердце, печень, кишечник и т.д. До сих пор помню этот урок!

О каждом из учителей могла бы я рассказать что-то интересное. Это были люди, преданные школе и нам, детям. Они красиво себя держали, не спешили, были очень вежливыми с нами и друг с другом.

В 7-8 классах мы считались старшеклассниками, хотели общаться, танцевать, радоваться. Учила нас танцевать мама одного из учеников бесплатно и чуть ли не месяц по вечерам. Где танцевать? На вечерах, конечно.

Они проходили так. Концерт художественной самодеятельности обязательно, школьная форма обязательно, потом танцы. Все учителя присутствуют, сидят рядком вдоль стеночки, наблюдают. Но вот вальс. Представьте себе, мальчики приглашают учительниц, девочек приглашают и новый учитель литературы, и учитель рисования, и учитель физкультуры. И наступил счастливый день, когда на вечер разрешено было прийти не в школьной форме. Моя мама постаралась (она была портнихой) и сшила мне скромный, но не типовой наряд, который произвел впечатление как на девочек, так и на мальчиков. Меня приглашали танцевать нарасхват (чего раньше не было), девочки обижались, но вот и он… Я танцую вальс с Геннадием Павловичем. Сердечко замирает. Второй знак внимания, как в фильме «Золушка».

Этот учитель с университетским (дневным) образованием покорил нас, учеников. Заработал драмкружок, нашлись актеры, художники-оформители, осветители, рабочие сцены. Издавался поэтический альманах со стихами учеников.

После уроков спешили в пионерскую, где порой до позднего вечера горел свет, а мы с упоением репетировали, рисовали декорации, клеили, шутили, учились дружить. Ставились на сцене и рассказы Чехова, и «Песни о войне», и даже спектакль из 4-х действий «Судьба барабанщика».

sob1.jpgГеннадий Павлович принес на уроки литературы поэзию, новую литературу шестидесятников. Мы, конечно, сами ее не читали, но знали новые имена из рассказов учителя. Это были ориентиры для нашего будущего развития. С этим учителем ездили на экскурсии, посещали театры, и по сей день мы, дети рабочей Выборгской стороны, благодарны ему за то, что «он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжжена» (мы до сих пор дружим и встречаемся).

Учась у таких учителей, хотелось быть похожими на них. Я точно буду учительницей! – думала я и поступила после окончания 8 классов в 1961 году в Ленинградское педагогическое училище им. Некрасова. Но связь со школой не прервалась (была все-таки председателем совета дружины, членом районного пионерского штаба) - приходила в школу, там работали близкие мне люди, там училась моя младшая сестра, там был Геннадий Павлович. Мы встречались, он приглашал меня в театр, кино, много интересного рассказывал, посещали литературные вечера в Лектории на Литейном, бывали на встречах с писателями Виктором Конецким, Булатом Окуджавой и другими, на поэтических вечерах. Так формировались мои взгляды не только на искусство, но и на жизнь.

В 1963 году наши семьи разрешили (после семейных советов) нам пожениться. Разница в возрасте - 15 лет. Но мы прожили в счастливом браке 46 лет, родили и вырастили двух дочек – Ксению и Веру.

Выйдя замуж за учителя, я попала сразу на большой педсовет и в семье, и в коммунальной квартире, где жила семья.

Мать мужа, моя единственная, строгая, справедливая свекровь Комлякова Вера Ивановна – завуч школы № 100 Выборгского района и учитель географии – мягко и строго повела меня и по жизни, и по педагогическим тропам. От нее я узнала многих учителей района, с ней была на первых районных Днях учителя, которые проводились тогда в Выборгском ДК с кофе, пирожными, докладом, концертом. Видела, как уважительно относятся к ней коллеги. Ее знали многие, т.к. она была одновременно и методистом района по географии. До последних лет своей работы в школе ходила с ребятами в походы, вела краеведческую работу. Человек принципиальный, неконфликтный, преисполненный чувства долга, прекрасный специалист, она стала и для нас примером служения школе. Одной семьей в одной квартире мы прожили 33 года до самой ее смерти в возрасте 89 лет. Вера Ивановна вырастила наших дочерей и, когда читала им сказку «Царевна-лягушка», объясняла девочкам, что есть боярские дочери, есть купеческие, а вы – учительские.

И действительно, старшая внучка ее – Ксения Геннадьевна Комлякова – уже заканчивает свой 26 учебный год в качестве педагога, учителя математики гимназии № 105.

Что характерно для учителей Комляковых? Во-первых, мне кажется, это внимательное, добросердечное и неравнодушное отношение к ученикам, какими бы они не были. Во-вторых, профессионализм, знание своего дела. В-третьих, широта взглядов и интересов, желание прийти на помощь, умение прощать.

sob2.jpgЗаглянем в «педагогическую» коммуналку. Адрес: Старопарголовский пр., д. 47 ( ныне пр. Мориса Тореза). Под этим номером числилось два двухэтажных деревянных дома с печным отоплением, принадлежавших РОНО Выборгского района. Значит, в каждой из 13 квартир жило по 2-3 учительских семьи. В нашей квартире из трех комнат проживали мы (учитель географии, учитель литературы и учитель начальных классов), соседи справа ( учитель математики, учитель французского языка, библиотекарь Публичной библиотеки, двое детей), соседи слева ( муж и жена – бухгалтеры РОНО, старший сын – воспитатель интерната и учитель литературы и еще двое взрослых детей). Всего 6 учителей. Вечером на большой кухне начинались умные педсоветы обо всем на свете. Надо учесть, что среди жильцов - 5 умных мужчин.

Было интересно, умно и остроумно. Бывало, что библиотекарь Володя приносил из Публички что-то интересное, и тогда за ночь это должно было быть прочитано в каждой комнате (семье), что и происходило. Так порционно, кусками, за несколько ночей был прочитан в машинописном варианте «Крутой маршрут» Е. Гинзбург.

В 1968 году дома были расселены, мы разъехались по квартирам, но всегда поддерживали дружеские отношения.

sob3.jpgНо продолжу о себе. Выйдя замуж, я не сменила фамилию, по молодости считая, что нечего прикрываться чужими педагогическими лаврами – лаврами свекрови, и осталась Соболевой.

В апреле 1965 года окончила четырехлетнее обучение в педучилище им. Некрасова и с осени приступила к работе учителем начальных классов в 92 средней школе Выборгского района. Мне было 19 лет. Класс сборный – 2 «д». Школа работала второй год. Я попала в настоящий крепкий педколлектив, где старшие помогали начинающим, где была дисциплина, требовательность и при этом веселые учительские вечера. Учителя обязаны были приходить на праздники с супругами. Руководила школой Фролова Ариадна Васильевна строго, мудро, профессионально (вышла из завучей). Я проработала там 7 лет, но могу назвать всех ярких, незабываемых учителей старшего и младшего поколений. Некоторые из них стали методистами АППО и работниками образования городского уровня (Шмелькина М.И. (физика), Юдовская А.Я.(история), Некрасов В.Б.(математика), Карпина Л.М.(английский язык), Уманская Г.И.(завуч)).

Молодых было довольно много, постепенно разлетевшись, мы стали учителями-методистами, завучами, учителями высшей категории.

За время работы в 92 школе я окончила заочно ЛГПИ им. Герцена, родила дочку Ксению, ставшую продолжательницей нашей педагогической династии. Это ли не счастье!

В это время мы жили еще в той же квартире - педагогической коммуналке, но уже на проспекте Мориса Тореза. Рядом с домом, в школе № 124, работал муж. В это время он увлекся туристской работой со школьниками. Походы были на Селигер, в Пушкинские Горы, на Урал в Ильменский заповедник, велосипедные походы по Эстонии, Латвии, Белоруссии и Украине (от Бреста до Одессы). За организацию туристских походов Геннадию Павловичу неоднократно объявлялись благодарности.

По окончании института в 1972 году я перешла на работу в 534 школу, в которой проработала 36 лет. Была учительницей начальных классов и в течение 19 лет заместителем директора по УВР, по экспериментальной работе, учителем русского языка.

Кто поразил сразу? Это директор – Б. М. Красник. Его манера разговора, его интерес к учителю как к личности, его расспросы о каких-то, казалось бы, не имеющих отношения к работе вещах, удивили меня и порадовали.

Далее я тут же, как и все учителя школы, была втянута в экспериментальную работу по теме «Формирование познавательных интересов учащихся » под руководством профессора Г. И. Щукиной. Изучались интересы учащихся, начались открытые уроки для студентов института Герцена, для учителей района, города, для участников семинаров, завучей, директоров школ, для проверяющих методистов из Министерства просвещения РФ.

Мы не варились в собственном соку. Учителя были прикреплены к аспирантам Щукиной и вместе с ними работали над общими темами, выступали на заседаниях лаборатории. У меня, например, была тема «Трудовое воспитание учащихся в системе Сухомлинского». Среди аспирантов были В. Липник, Н. Роботова и другие, ставшие известными в среде педагогов учеными. В этот же первый год началась работа первых классов по теме «Развитие познавательных интересов учащихся младших классов на уроках внеклассного чтения». Руководила работой доцент ЛГПИ им. Герцена Дружинина Наталия Михайловна. Я только что окончила институт, слушала ее лекции, сдавала ей экзамены, и вот она у меня в классе. Началось сотрудничество с этим прекрасным человеком, бесподобным знатоком детской литературы. В течение трех лет – 1,2 и 3 классы – она еженедельно присутствовала на уроках внеклассного чтения, проводившихся по ее методике. Это были лучшие годы в моей учительской работе. Ученики и родители были вовлечены в процесс чтения детской научно-популярной литературы, поиск ответов на интересные вопросы из дополнительных источников, помогали детям вести и оформлять читательские дневнички. Встречаясь со мной порой через много лет, родители вспоминали эту совместную работу. Однажды в Областной детской библиотеке мне сказали, что в библиотеку пришли (это 1972-1973 г.) мама с сыном искать ответ на вопрос: «Какая птица и зверек одинаково называются?». Попробуйте ответить (но это не носорог). Тогда же с помощью Наталии Михайловны появились наборы детских книжек-коллективок на весь класс, что очень помогало в работе. Работа с детской литературой под ее руководством продолжалось более 6 лет. В результате все учителя полюбили детскую литературу, научились правильной методике проведения этих трудных уроков, создали для всей начальной школы библиотеку книг-коллективок, которыми можно пользоваться и по сей день.

Далее мы пригласили к сотрудничеству Иванова И. П. с его методикой «Коллективных творческих дел». В работе с учащимися учителю активно помогали все родители или большинство их. Например, прием в октябрята. В школе торжественная линейка, поздравления, правила октябрят, звездочки. А дома тоже детей надо поздравить. Договорились с родителями, кто какую звездочку ведет к себе домой для продолжения праздника. Дома будут игры, викторины, концерты, чаепития, подарки (обычно книги).Я, как учитель, приглашена тоже. Но звездочек 7, и я должна успеть за вечер побывать в 7 домах, что и было сделано, т. к. тогда ребята жили неподалеку. Меня удивили букеты в вазах на праздничных столах. Это были самодельные красные звезды на стебельках.

Однажды на одном из вечеров встречи выпускников мальчики (им было уже по 30 лет с хвостиком) вдруг сказали, что они научились в школе и вышивать, и из бисера плести. А я уже и забыла, что сама их этому учила. Время шло к 8 марта. Надо готовить подарки. Поскольку бисероплетение увлекло всех, мы решили сделать для мам, бабушек, сестер и по одной хорошей вещице для учительниц школы. И вот 8 марта утром мальчики 3 класса встречают в гардеробе учителей, держат рамку, затянутую туго тканью с прикрепленными к ней бисерными цветами, бабочками, стрекозами. Входят учительницы, каждую поздравляют, просят из коробочки вытянуть номерок и по нему получить подарок. Это был наш сюрприз для учительниц и счастье для ребят.

За долгие годы работы в 534 школе было много пережито, перечувствовано, сделано.

sob4.jpgПроработав 19 лет завучем, я стремилась вести учителей начальных классов, моих единомышленников, коллег, дорогами передового педагогического опыта. Мы всем МО бывали в школах города у лучших учителей по личной договоренности с ними, а не по разнорядке. Посещали лекции-практикумы Ш. А. Амонашвили, учились «очеловечивать» среду; у Лысенковой учились учить качественно, все годы работали с факультетом педагогики и методики начального обучения ЛГПИ им. Герцена. Нашими наставниками были Т. Г. Рамзаева, И. К. Блинова, Н.М. Дружинина, Г. Н. Солонько, Г.В. Бельтюкова, О.А. Ивашова и другие. С ними мы готовились к открытым урокам и были счастливы.

К тому времени директором стала Лариса Николаевна Костыря.

Были проведены интересные семинары: «Дифференцированный подход к учащимся начальных классов» (консультанты-психологи ЛГПИ им. Герцена Л.В. Андреева, И.А. Михаленкова, Л.С. Мотылева. Мотылева Л.С. также трижды читала лекции для родителей учащихся); «Совершенствование форм и методов современного урока – основа реформы» (консультанты – методисты АПО Шукейло В.А., Иванова И.В.); «Новые педагогические технологии» (консультанты АПО М.Б. Багге и О.А.Смирнова); «Международный семинар по охране зрения» (консультировались на дефектологическом факультете у профессора Феоктистовой); «Математика в начальной школе. Учебники Л. Петерсон» (консультант О.А.Иванова, ЛГПИ) и другие.

Много внимания уделяли работе с детьми с нарушениями в развитии, их адаптации к школе. В этом нам помогали психологи А. Р. Сейсян, И. А. Алексеева, М. И. Килошенко

Я счастлива, что судьба привела меня в 534 школу. Где сложился прекрасный, творческий, чуткий коллектив учителей начальных классов. Мы все жили школой.

Своими творческими достижениями считаю активную жизненную позицию, стремление к самообразованию, умение объединить коллектив общей работой и желание щедро делиться опытом.

Для этого дважды оканчивала годичные курсы по русскому языку и литературе (5-9 классы), курсы логопедов, различные курсы повышения квалификации. Имела всегда высшую квалификационную категорию как заместитель директора по УВР и как учитель. У меня есть печатные работы. Имею Почетную грамоту Министерства просвещения РСФСР, Почетную грамоту Министерства просвещения СССР, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ».

Наградами считаю и победы моих учеников на городских и районных предметных олимпиадах.

В 2008 году в возрасте 62 лет вышла на пенсию, очень сомневалась, правильно ли делаю. Тяжело переживала этот шаг, исключивший любимую работу. Трудно привыкала к новому режиму – заботе о больном муже, помощи дочерям, активному участию в воспитании внучек, но не жалею ни о чем. Кто, если не я, передаст семейные традиции, прочтет вслух лучшие книжки, выслушает жалобы и восторги, сходит в театр, в музей, на экскурсию, просто погуляет в парке и расскажет о блокаде, о своей долгой работе учительницей, рассмотрит вместе с внучками Сашей и Ниной семейные альбомы, научит их добру и любви?

Может быть, одна из них станет учительницей и понесет зажженный нами факел, горящий уже 146 лет в Ленинграде – Санкт-Петербурге (общий стаж династии), из них сто лет в Выборгском районе.

Я – счастливый человек! Жизнь не кончается!

Поделиться: