Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2009 году
Беляева С.В., методист по информатике и ИКТ ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга
Структура экзаменационной работы по Информатике и ИКТ Общее число заданий в экзаменационной работе – 32. Экзаменационная работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит 18 заданий: 13 заданий базового, 4 задания повышенного и 1 задание высокого уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Часть 1 содержит задания из основных тематических блоков, кроме заданий по телекоммуникационным технологиям и технологии программирования. В этой части имеются задания всех уровней сложности, однако большинство заданий рассчитаны на базовый уровень знаний экзаменуемых. Часть 2 содержит 10 заданий: 4 задания базового, 5 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа. Часть 2 включает задания по темам: «Информация и ее кодирование», «Логика и алгоритмы», «Элементы теории алгоритмов и программирование», «Телекоммуникационные технологии». В Части 2 большинство заданий относится к повышенному уровню, а также имеется одно задание высокого уровня, поэтому выполнение заданий Части 2 требует более глубокой подготовки. Часть 3 содержит 4 задания, 1 задание повышенного и 3 задания высокого уровня сложности. Задания Части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к профильному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на повышенном и высоком уровне сложности. Также на высоком уровне сложности проверяются умения использовать языки программирования для записи требуемых алгоритмов. Решения заданий третьей части работы записывались в развернутой форме и проверялись экспертами региональных предметных комиссий. За выполнение каждого задания давалось определенное количество баллов, в зависимости от полноты и качества выполнения, поэтому задания 3 части при общем количестве заданий 4 (12,5% общего количества заданий) давали при максимальном выполнении 12 первичных баллов, что составляет 30% общего количества первичных баллов. С другой стороны, эти задания были самыми сложными и самыми трудоемкими: рекомендованное время их выполнения в два раза превосходило время, отводимое на выполнение первых двух частей работы Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60-90%, заданий повышенного уровня – 40-60%, заданий части С – менее 40%. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Распределение заданий по уровням сложности
Результаты ЕГЭ по информатике в 2009 году Плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл в 2009 году по России. Плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл в 2009 году по Выборгскому району СПб (данные по ОУ без учета ФТШ и выпускников прошлых лет) Результаты ЕГЭ по Информатике и ИКТ по Санкт-Петербургу и Выборгскому району
* данные по ОУ без учета ФТШ и выпускников прошлых лет Средний балл по Санкт-Петербургу- 57,44. Средний балл по Выборгскому району (без ФТШ и выпускников прошлых лет) - 55,47. Общий средний балл по Выборгскому району - 59,46. Результаты Единого Государственного экзамена показали, что большинство учащихся, выбравших информатику в качестве экзаменационного предмета, освоили основное содержание предмета, определяемое нормативными документами. Анализ результатов 2009 года Часть А По Санкт-Петербургу процент выполнения заданий части А выглядит следующим образом: А1 Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные кодировки кириллицы А2 Умение подсчитывать информационный объем сообщения А3 Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера А4 Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления А5 Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные А6 Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) А7 Знание основных понятий и законов математической логики А8 Умения строить и преобразовывать логические выражения А9 Умения строить таблицы истинности и логические схемы А10 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) А11 Умение кодировать и декодировать информацию А12 Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке А13 Знания о файловой системе организации данных А14 Знание технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных А15 Знание технологии обработки графической информации А16 Знание технологии обработки информации в электронных таблицах А17 Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков А18 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Часть В Процент выполнения заданий части В выглядит следующим образом: В1 Знания о методах измерения количества информации В2 Знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл В3 Представление числовой информации в памяти компьютера. Перевод, сложение и умножение в разных системах счисления В4 Умение строить и преобразовывать логические выражения В5 Умение исполнять алгоритм в среде формального исполнителя В6 Умение строить и преобразовывать логические выражения В7 Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала В8 Умение исполнять алгоритм, записанный на естественном языке В9 Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети В10 Умение осуществлять поиск информации в Интернет В 2008 году в частях А и В неуспешными оказались следующие типы заданий:
Анализ ошибок позволил более успешно справиться с этими заданиями в 2009 году. Повысился процент выполнения по заданиям, признанным неуспешными в прошлом году: — А4 - «Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления»(2009г.-66, 2008г. -60); — А10- «Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)» (2009г.- 87,40%, 2008г. -64,76%); — А12 - «Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке» (2009г. -89,94%, 2008г.-70,79%). Содержание заданий, успешно выполненных в 2009 году: — Умение строить и преобразовывать логические выражения (на высоком уровне) — Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков — Знание технологии обработки графической информации — Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке Содержание заданий, вызвавших затруднения — Умение подсчитывать информационный объем сообщения (A2 - 29,04%) — Знания о методах измерения количества информации (В1 - 36%) — Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) (А6 - 30,19% ) — Знание технологии обработки информации в электронных таблицах (А16 - 50,66%). В 2009 году в частях А и В неуспешными оказались следующие типы заданий:
Часть С В 2009 году к выполнению части С приступили 56% выпускников (около. 2300чел.) , в 2008 году – 80% (ок. 700 чел.).
С1 Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки С2 Умения написать короткую (10–15 строк) простую программу обработки массива на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке С3 Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию С4 Умения создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности Типичные ошибки в части С задание С1:
задание С2:
задание С3:
задание С4:
Рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ — Тщательно выбирать и проектировать индивидуальную стратегию подготовки учащегося на основании программ профильного уровня. — При изучении курса предусмотреть вариативность в формулировках заданий и технологиях решения. — Сосредоточить внимание на изучении тем курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне: Информация и информационные процессы, средства ИКТ и обработка числовой информации. — Отработать навык самостоятельной записи алгоритмов и программ. Практика последних лет показывает, что источником большого количества ошибок является слабая математическая подготовка выпускников. Значительное количество заданий оказываются выполненными неправильно только из-за арифметических ошибок. Учащиеся плохо знают таблицу значений функции 2N для первых 10 аргументов. При расчете задач на пропускную способность канала связи учащиеся не пользуются двоичными логарифмами, а вместо этого перемножают числа «в столбик», делая при этом ошибки. Часто ошибки допускаются при нахождении остатка при делении целых чисел, при построении углов в 30, 60, 120 градусов и так далее. Притом, что все вышеперечисленные умения должны формироваться при изучении математики в основной школе, их отсутствие сказывается на результатах экзамена по информатике за курс полной средней школы в силу высокой роли межпредметных связей в курсе информатики. Существенным источником ошибок также является невнимательность учащихся при заполнении бланков второй части работы. Естественно, что, в отличие от результатов обработки первой части работы, где ошибки распознавания исключены, при сканировании и распознавании ответов на задания второй части возможны ошибки обработки. При подготовке учащихся к экзамену надо обратить их внимание на то, что все задания второй части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечисление чисел, какие пробелы и знаки препинания ставить и т.п. Также на уроках информатики можно объяснить учащимся всю сложность задачи распознавания письменного текста и проиллюстрировать тем самым необходимость записывать ответ с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведенному на бланке для записи ответов. Готовя учащихся к экзамену, следует еще раз обратить их внимание на то, что ответы на задания третьей части работы должны быть записаны четко, понятным почерком, в строгом соответствии с требованиями, сформулированными в задании. В ином случае вероятность ошибок при оценивании работы резко возрастает. При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год.
Перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях» 1. Единый государственный экзамен: Информатика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия. / П.А. Якушкин – М.: Вентана-Граф, 2007. 2. Элективный курс. Готовимся к ЕГЭ по информатике /Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 3. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов» /Гусева И.Ю. СПб.: Тригон, 2008. Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ 1. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Якушкин П.А., Крылов С.С., Лещинер В.Р. – М.: Интеллект-Центр, 2007. 2. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Информатика/ ФИПИ авторы составители: Якушкин П.А., Крылов С.С. – М.: Эксмо, 2007. Учебные пособия, вышедшие в 2009 году — Юркова Т.А., Ушаков Д.М. Путеводитель по компьютеру для школьника. – СПб.: "Нева", 2005. - 580 с. — Ушаков Д.М., Юркова Т.А.. Паскаль для школьников. – СПб.: "ПИТЕР", 2006. - 256 с. — Якушкин П.А., Ушаков Д.М.. ЕГЭ-2010: Информатика / ФИПИ. М.: "Астрель", 2009. — Крылов С.С., Ушаков Д.М.. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ. М.: "Экзамен", 2009. — Крылов С.С., Ушаков Д.М.. ЕГЭ. Отличник (Задания части С). М.: "Интеллект-Центр", 2009. Формы подготовки к ЕГЭ — Курсы по подготовке учащихся, учителей и экспертов на базе РЦОКОиИТ и СПбАППО — Дистанционный курс подготовки к ЕГЭ К.Ю.Полякова, д.т.н., профессор кафедры САиИ СПбГМТУ, учитель информатики ГОУ СОШ № 163 http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm — Интернет-олимпиада по информатике СПбГУИТМОhttp://olymp.ifmo.ru
Необходимые Интернет-ресурсы — ФИПИ — Министерство образования РФ — ЕГЭ — Образовательный портал — РЦОКОиИТ — Центр информатизации образования АППО http://www.ciospbappo.narod.ru/ Поделиться: |