Поиск по сайту

Анализ результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2009 году


Авторcтво: С.В. Беляева


Беляева С.В.,  методист по информатике и ИКТ ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга

Структура экзаменационной работы по Информатике и ИКТ

Общее число заданий в экзаменационной работе – 32.

Экзаменационная работа состоит из трех частей.

Часть 1 содержит 18 заданий: 13 заданий базового, 4 задания повышенного и 1 задание высокого уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 1 содержит задания из основных тематических блоков, кроме заданий по телекоммуникационным технологиям и технологии программирования. В этой части имеются задания всех уровней сложности, однако большинство заданий рассчитаны на базовый уровень знаний экзаменуемых.

Часть 2 содержит 10 заданий: 4 задания базового, 5 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа.

Часть 2 включает задания по темам: «Информация и ее кодирование», «Логика и алгоритмы», «Элементы теории алгоритмов и программирование», «Телекоммуникационные технологии». В Части 2 большинство заданий относится к повышенному уровню, а также имеется одно задание высокого уровня, поэтому выполнение заданий Части 2 требует более глубокой подготовки.

Часть 3 содержит 4 задания, 1 задание повышенного и 3 задания высокого уровня сложности.

Задания Части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к профильному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на повышенном и высоком уровне сложности. Также на высоком уровне сложности проверяются умения использовать языки программирования для записи требуемых алгоритмов.

Решения заданий третьей части работы записывались в развернутой форме и проверялись экспертами региональных предметных комиссий. За выполнение каждого задания давалось определенное количество баллов, в зависимости от полноты и качества выполнения, поэтому задания 3 части при общем количестве заданий 4 (12,5% общего количества заданий) давали при максимальном выполнении 12 первичных баллов, что составляет 30% общего количества первичных баллов. С другой стороны, эти задания были самыми сложными и самыми трудоемкими: рекомендованное время их выполнения в два раза превосходило время, отводимое на выполнение первых двух частей работы

Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня – 60-90%, заданий повышенного уровня – 40-60%, заданий части С – менее 40%.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент

Часть 1

18

18

45%

Часть 2

10

10

25%

Часть 3

4

12

30%

Итого

32

40

100%

1-1.jpg

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент

Базовый

17

17

42,5%

Повышенный

10

12

30%

Высокий

5

11

27,5%

Итого:

32

40

100%

1-2.jpg 1-3.jpg

Результаты ЕГЭ по информатике в 2009 году

Плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл в 2009 году по России.

1-4.jpg

Плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл в 2009 году по Выборгскому району СПб (данные по ОУ без учета ФТШ и выпускников прошлых лет)

1-5.jpg

Результаты ЕГЭ по Информатике и ИКТ по Санкт-Петербургу и Выборгскому району

Баллы

Санкт-Петербург

Выборгский район*


чел.

%

чел.

%

0 - 35

431

10,1

15

5,8

36 - 69

2799

65,4

215

83,3

70 -100

1016

24,5

28

10,9

Общее число

4246


258


* данные по ОУ без учета ФТШ и выпускников прошлых лет

Средний балл по Санкт-Петербургу- 57,44.

Средний балл по Выборгскому району (без ФТШ и выпускников прошлых лет) - 55,47.

Общий средний балл по Выборгскому району - 59,46.

Результаты Единого Государственного экзамена показали, что большинство учащихся, выбравших информатику в качестве экзаменационного предмета, освоили основное содержание предмета, определяемое нормативными документами.

Анализ результатов 2009 года

Часть А

По Санкт-Петербургу процент выполнения заданий части А выглядит следующим образом:

1-6.jpg

А1 Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные кодировки кириллицы

А2 Умение подсчитывать информационный объем сообщения

А3 Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера

А4 Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления

А5 Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные

А6 Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)

А7 Знание основных понятий и законов математической логики

А8 Умения строить и преобразовывать логические выражения

А9 Умения строить таблицы истинности и логические схемы

А10 Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

А11 Умение кодировать и декодировать информацию

А12 Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке

А13 Знания о файловой системе организации данных

А14 Знание технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

А15 Знание технологии обработки графической информации

А16 Знание технологии обработки информации в электронных таблицах

А17 Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков

А18 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

Часть В

Процент выполнения заданий части В выглядит следующим образом:

1-7.jpg

В1 Знания о методах измерения количества информации

В2 Знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл

В3 Представление числовой информации в памяти компьютера. Перевод, сложение и умножение в разных системах счисления

В4 Умение строить и преобразовывать логические выражения

В5 Умение исполнять алгоритм в среде формального исполнителя

В6 Умение строить и преобразовывать логические выражения

В7 Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала

В8 Умение исполнять алгоритм, записанный на естественном языке

В9 Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети

В10 Умение осуществлять поиск информации в Интернет

В 2008 году в частях А и В неуспешными оказались следующие типы заданий:

  • умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
  • умение исполнять алгоритм, записанный на естественном языке;
  • знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети;

Анализ ошибок позволил более успешно справиться с этими заданиями в 2009 году. Повысился процент выполнения по заданиям, признанным неуспешными в прошлом году:

А4 - «Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления»(2009г.-66, 2008г. -60);

А10- «Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)» (2009г.- 87,40%, 2008г. -64,76%);

А12 - «Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке» (2009г. -89,94%, 2008г.-70,79%).

Содержание заданий, успешно выполненных в 2009 году:

— Умение строить и преобразовывать логические выражения (на высоком уровне)

— Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков

— Знание технологии обработки графической информации

— Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке

Содержание заданий, вызвавших затруднения

— Умение подсчитывать информационный объем сообщения (A2 - 29,04%)

— Знания о методах измерения количества информации (В1 - 36%)

— Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) (А6 - 30,19% )

— Знание технологии обработки информации в электронных таблицах

(А16 - 50,66%).

В 2009 году в частях А и В неуспешными оказались следующие типы заданий:

  • умение подсчитывать информационный объем сообщения
  • знание технологии обработки информации в электронных таблицах
  • умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

Часть С

В 2009 году к выполнению части С приступили 56% выпускников (около. 2300чел.) , в 2008 году – 80% (ок. 700 чел.).

1-8.jpg

  1-9.jpg1-10.jpg

1-11.jpg 1-12.jpg

С1 Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки

С2 Умения написать короткую (10–15 строк) простую программу обработки массива на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке

С3 Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию

С4 Умения создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности

Типичные ошибки в части С

задание С1:

  • неверное описание математической функции и алгоритмической конструкции

задание С2:

  • неверное задание начальных значений переменных
  • неумение точно сформулировать алгоритм на естественном языке

задание С3:

  • неверное определение выигрывающего игрока;
  • отсутствие ответа на поставленный вопрос;
  • отсутствие строгих доказательств.

задание С4:

  • организация излишнего количества циклов;
  • сохранение входных данных, не подлежащих сохранению;
  • использование неоправданно большого количества переменных и/или массивов;
  • отсутствие объявления (инициализации) переменных;
  • организацией неверного ввода данных;
  • некорректная реализация стандартных алгоритмов;

Рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ

— Тщательно выбирать и проектировать индивидуальную стратегию подготовки учащегося на основании программ профильного уровня.

— При изучении курса предусмотреть вариативность в формулировках заданий и технологиях решения.

— Сосредоточить внимание на изучении тем курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне: Информация и информационные процессы, средства ИКТ и обработка числовой информации.

— Отработать навык самостоятельной записи алгоритмов и программ.

Практика последних лет показывает, что источником большого количества ошибок является слабая математическая подготовка выпускников. Значительное количество заданий оказываются выполненными неправильно только из-за арифметических ошибок. Учащиеся плохо знают таблицу значений функции 2N для первых 10 аргументов.

При расчете задач на пропускную способность канала связи учащиеся не пользуются двоичными логарифмами, а вместо этого перемножают числа «в столбик», делая при этом ошибки. Часто ошибки допускаются при нахождении остатка при делении целых чисел, при построении углов в 30, 60, 120 градусов и так далее. Притом, что все вышеперечисленные умения должны формироваться при изучении математики в основной школе, их отсутствие сказывается на результатах экзамена по информатике за курс полной средней школы в силу высокой роли межпредметных связей в курсе информатики.

Существенным источником ошибок также является невнимательность учащихся при заполнении бланков второй части работы. Естественно, что, в отличие от результатов обработки первой части работы, где ошибки распознавания исключены, при сканировании и распознавании ответов на задания второй части возможны ошибки обработки.

При подготовке учащихся к экзамену надо обратить их внимание на то, что все задания второй части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечисление чисел, какие пробелы и знаки препинания ставить и т.п. Также на уроках информатики можно объяснить учащимся всю сложность задачи распознавания письменного текста и проиллюстрировать тем самым необходимость записывать ответ с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведенному на бланке для записи ответов.

Готовя учащихся к экзамену, следует еще раз обратить их внимание на то, что ответы на задания третьей части работы должны быть записаны четко, понятным почерком, в строгом соответствии с требованиями, сформулированными в задании. В ином случае вероятность ошибок при оценивании работы резко возрастает.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год.

  1. Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ 8 Дрофа
  2. Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ 9 Дрофа
  3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии 8 Просвещение
  4. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии 9 Просвещение
  5. Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика 8-9 Питер Пресс
  6. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 8 БИНОМ
  7. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 БИНОМ
  8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 БИНОМ
  9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 9 БИНОМ
  10. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) 10 Просвещение
  11. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) И Просвещение
  12. Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10 Питер Пресс
  13. Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 11 Питер Пресс
  14. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10-11 БИНОМ
  15. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10 БИНОМ
  16. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 11 БИНОМ
  17. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов СМ. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10-11 Дрофа
  18. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. и др. Информатика 8 Просвещение
  19. Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ 8 Ассоциация XXI век
  20. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10 БИНОМ

Перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях»

1. Единый государственный экзамен: Информатика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия. / П.А. Якушкин – М.: Вентана-Граф, 2007.

2. Элективный курс. Готовимся к ЕГЭ по информатике /Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007

3. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов» /Гусева И.Ю. СПб.: Тригон, 2008.

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

1. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Якушкин П.А., Крылов С.С., Лещинер В.Р. – М.: Интеллект-Центр, 2007.

2. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Информатика/ ФИПИ авторы составители: Якушкин П.А., Крылов С.С. – М.: Эксмо, 2007.

Учебные пособия, вышедшие в 2009 году

— Юркова Т.А., Ушаков Д.М. Путеводитель по компьютеру для школьника. – СПб.: "Нева", 2005. - 580 с.

— Ушаков Д.М., Юркова Т.А.. Паскаль для школьников. – СПб.: "ПИТЕР", 2006. - 256 с.

— Якушкин П.А., Ушаков Д.М.. ЕГЭ-2010: Информатика / ФИПИ. М.: "Астрель", 2009.

— Крылов С.С., Ушаков Д.М.. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ. М.: "Экзамен", 2009.

— Крылов С.С., Ушаков Д.М.. ЕГЭ. Отличник (Задания части С). М.: "Интеллект-Центр", 2009.

Формы подготовки к ЕГЭ

— Курсы по подготовке учащихся, учителей и экспертов на базе РЦОКОиИТ и СПбАППО

— Дистанционный курс подготовки к ЕГЭ К.Ю.Полякова, д.т.н., профессор кафедры САиИ СПбГМТУ, учитель информатики ГОУ СОШ № 163 http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

— Интернет-олимпиада по информатике СПбГУИТМОhttp://olymp.ifmo.ru

Необходимые Интернет-ресурсы

— ФИПИ

http://www.fipi.ru

— Министерство образования РФ

http://www.ed.gov.ru

— ЕГЭ

http://www.ege.ru

— Образовательный портал

http://www.ege.edu.ru

— РЦОКОиИТ

http://ege.spb.ru/

— Центр информатизации образования АППО

http://www.ciospbappo.narod.ru/


Поделиться: