Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ «СА-ФИ-ДАНСЕ» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т.В. Петухова ГДОУ детский сад № 34 Выборгского района г. Санкт-Петербург Анализ показателей здоровья и физического развития детей дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. Поданным Е.Н. Вавиловой и Н.А. Ноткиной (1995), от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень физического развития. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса. В связи с этим актуальным является поиск наиболее эффективных средств и методов, путей физического и духовного оздоровления дошкольников, развития двигательной сферы ребенка, повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает внедрение в практику работы с дошкольниками новых оздоровительных технологий, направленных на оздоровление и обогащение двигательного запаса ребенка, а также содействующих эффективному обучению упражнениям и созданию положительного и эмоционального настроя у занимающихся. В настоящее время дошкольному образованию необходима программа, обеспечивающая решение поставленных задач. Сравнительный анализ программ дополнительного образования и педагогических технологий показал, что программа танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» близка по своим задачам к базовой программе по физическому воспитанию и включает в себя упражнения на различные группы мышц, выполняемые в разных режимах, что является основанием для развития двигательных способностей. Применение программы по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» создает занимающимся необходимый двигательный режим и хороший по- ложительный эмоциональный настрой, что является очень важным при обучении новым упражнениям. Предполагается, что парциальное применение комплексов программы танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) будет способствовать как более эффективном} развитию двигательных способностей, так и формированию двигательных умений и навыков. С целью экспериментального подтверждения данной гипотезы нами проводился педагогический эксперимент в течение года в детском саду № 34 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 10 человек в каждой. На начало эксперимента группы были достоверно однородны (р < 0,05). Контрольная группа занималась по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой - 2 раза в неделю. Экспериментальная группа занималась по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой с включением комплексов программы по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» (авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, 2000). До и после педагогического эксперимента проводилось педагогическое тестирование для определения уровня двигательных способностей и сформированности двигательных навыков детей по тестам, предложенным Н.Л. Петрен-киной (2006). В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что в контрольной группе, где занятия проводились по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и в экспериментальной группе, занимающейся также по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой с парциальным использованием программы танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе», показали положительную динамику прироста по всем показателям двигательных способностей (р < 0,05). Показатели развития двигательных способностей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой дали достоверный прирост по всем тестам: в челночном беге 5x6 метров; «прыжкам в длину с места» и «подъеме туловища из положения лёжа» на время. Наибольший прирост (60%) отмечается в экспериментальной группе в развитии скоростно-силовых способностей мышц брюшного пресса («подъем туловища») по сравнению с контрольной группой (46%) (Рис. 1).
Рис.1 Динамика прироста показаний двигательных способностей по окончании исследования в контрольной и экспериментальной группах (в %) Показатели сформированности двигательных навыков в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой дали достоверный прирост по всем тестам: «прыжки через скакалку»; «метание в вертикальную цель» и «отбивание мяча от пола одной рукой». Наибольший прирост отмечается в экспериментальной группе в тесте «прыжки через скакалку» - 88%, по сравнению с контрольной группой — 75%. В тесте «метание в цель» в экспериментальной группе результаты возросли на 100%, по сравнению с контрольной группой - 59%. В тесте «отбивание мяча» показатели улучшились в экспериментальной группе на 99%, по сравнению с контрольной группой - 68% (Рис. 2). Рис. 2. Динамика уровня сформированности двигательных навыков по окончании исследования в контрольной и экспериментальной группах (в %) На основании проведённого после эксперимента опроса у детей были определены самые любимые разделы программы танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе». Наибольшей популярностью пользуются (Рис. 3): 47% - музыкально-подвижные игры; 25% - ритмический танец и танцевальные композиции; 15% - игры путешествия; 9% - творческие игры; 4% - пальчиковая гимнастика.
Рис.3 Проявление интереса у детей к разделам программы потанцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проведенная работа показала эффективность применения танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физическому воспитанию дошкольников. Использование этой программы помогает детям эффективнее использовать их двигательный потенциал, создаёт условия для более полного раскрытия способностей в разнообразных движениях, танцевальных комплексах и играх.
Литература: 1 .Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: 2006. - 25 с. 2. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Игры и упражнения Автор-сост. Н.А. Ноткина. - СПб.: ЛОИУУ, 1995. -64 с. З.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учеб. Пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений-СПб.: Детство-пресс, 2000.-352с. Поделиться:Назад в раздел |