Поиск по сайту

ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ «СА-ФИ-ДАНСЕ» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Петухова Т.В.


Т.В. Петухова

ГДОУ детский сад № 34 Выборгского района

г. Санкт-Петербург

Анализ показателей здоровья и физического развития детей дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. Поданным Е.Н. Вавиловой и Н.А. Ноткиной (1995), от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень физичес­кого развития.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в пе­риод активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мы­шечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

В связи с этим актуальным является поиск наиболее эффек­тивных средств и методов, путей физического и духовного оздо­ровления дошкольников, развития двигательной сферы ребенка, повышения интереса к занятиям физическими упражнениями.

В решении этой проблемы первостепенное значение приоб­ретает внедрение в практику работы с дошкольниками новых оз­доровительных технологий, направленных на оздоровление и обогащение двигательного запаса ребенка, а также содействую­щих эффективному обучению упражнениям и созданию положи­тельного и эмоционального настроя у занимающихся.

В настоящее время дошкольному образованию необходима программа, обеспечивающая решение поставленных задач.

Сравнительный анализ программ дополнительного обра­зования и педагогических технологий показал, что программа танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» близка по своим задачам к базовой программе по физическому воспитанию и включает в себя упражнения на различные группы мышц, вы­полняемые в разных режимах, что является основанием для раз­вития двигательных способностей. Применение программы по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» создает зани­мающимся необходимый двигательный режим и хороший по-

ложительный эмоциональный настрой, что является очень важ­ным при обучении новым упражнениям.

Предполагается, что парциальное применение комплексов программы танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) будет способствовать как более эффективном} развитию двигательных способностей, так и формированию дви­гательных умений и навыков.

С целью экспериментального подтверждения данной гипо­тезы нами проводился педагогический эксперимент в течение года в детском саду № 34 Выборгского района г. Санкт-Петербур­га. Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) были разделе­ны на две группы (контрольную и экспериментальную) по 10 человек в каждой. На начало эксперимента группы были досто­верно однородны (р < 0,05).

Контрольная группа занималась по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой - 2 раза в неделю. Экспериментальная группа занималась по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Ва­сильевой с включением комплексов программы по танцеваль­но-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» (авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, 2000). До и после педагогического эксперимента проводилось педагогическое тестирование для определения уровня двигательных способностей и сформированности двига­тельных навыков детей по тестам, предложенным Н.Л. Петрен-киной (2006).

В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что в контрольной группе, где занятия проводи­лись по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и в экспериментальной группе, за­нимающейся также по «Программе воспитания и обучения в детс­ком саду» под редакцией М.А. Васильевой с парциальным ис­пользованием программы танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе», показали положительную динамику прироста по всем показателям двигательных способностей (р < 0,05).

Показатели развития двигательных способностей в экспери­ментальной группе по сравнению с контрольной группой дали достоверный прирост по всем тестам: в челночном беге 5x6 мет­ров; «прыжкам в длину с места» и «подъеме туловища из поло­жения лёжа» на время.

Наибольший прирост (60%) отмечается в эксперименталь­ной группе в развитии скоростно-силовых способностей мышц брюшного пресса («подъем туловища») по сравнению с контроль­ной группой (46%) (Рис. 1).

trud1.jpg

Рис.1 Динамика прироста показаний двигательных

способностей по окончании исследования в контрольной

и экспериментальной группах (в %)

Показатели сформированности двигательных навыков в экс­периментальной группе по сравнению с контрольной группой дали достоверный прирост по всем тестам: «прыжки через ска­калку»; «метание в вертикальную цель» и «отбивание мяча от по­ла одной рукой». Наибольший прирост отмечается в эксперимен­тальной группе в тесте «прыжки через скакалку» - 88%, по сравнению с контрольной группой — 75%. В тесте «метание в цель» в экспериментальной группе результаты возросли на 100%, по сравнению с контрольной группой - 59%. В тесте «отбива­ние мяча» показатели улучшились в экспериментальной группе на 99%, по сравнению с контрольной группой - 68% (Рис. 2).

trud2.jpg

Рис. 2. Динамика уровня сформированности двигательных навыков по окончании исследования в контрольной и экспериментальной группах (в %)

На основании проведённого после эксперимента опроса у де­тей были определены самые любимые разделы программы тан­цевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе». Наибольшей по­пулярностью пользуются (Рис. 3):

47% - музыкально-подвижные игры;

25% - ритмический танец и танцевальные композиции;

15% - игры путешествия;

9% - творческие игры;

4% - пальчиковая гимнастика.

trud3.jpg

Рис.3 Проявление интереса у детей к разделам программы потанцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе»

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проведенная работа показала эффективность применения танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физическому воспи­танию дошкольников. Использование этой программы помогает детям эффективнее использовать их двигательный потенциал, соз­даёт условия для более полного раскрытия способностей в разно­образных движениях, танцевальных комплексах и играх.

Литература:

1 .Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: 2006. - 25 с.

2. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного воз­раста: Игры и упражнения Автор-сост. Н.А. Ноткина. - СПб.: ЛОИУУ, 1995. -64 с.

З.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учеб. Пособие для педагогов дош­кольных и школьных учреждений-СПб.: Детство-пресс, 2000.-352с.


Поделиться:


Назад в раздел