Поиск по сайту

От группы сотрудников к команде единомышленников: программа развития и поддержки творческих инициатив педагогов (из опыта работы ДОУ № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга)

Автор: Шейко Н.Г., Виноградова Н.В.


Шейко Наталия Геннадьевна,

к.п.н., доцент кафедры культурологического образования СПбАППО,

научный руководитель ГДОУ № 93 Выборгского района

Виноградова Наталья Валерьевна,

к.п.н., заместитель заведующей по УВР высшей ГДОУ № 93 Выборгского района

Разговор о креативности педагога как способности переосмысливать собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое, следует начать с одной из метафор. В одном небольшом зоопарке медведя долго держали в тесной клетке. Он мог сделать лишь четыре шага в одну сторону, развернуться и пройти четыре шага обратно. Посетители жалели зверя и говорили: «Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе». Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. И медведь получил свою новую большую клетку. Когда зверя выпустили в нее, он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый… А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клети, ограничивавшие свободу, существуют только в его воображении[1].

Приведенная метафора может служить прекрасной иллюстрацией к профессиональному поведению многих российских педагогов. Несмотря на произошедшие в образовании кардинальные перемены, связанные с трансформацией его целей и задач, некоторые воспитатели и учителя продолжают жить своими старыми убеждениями, воспроизводя однажды усвоенные «правила» взаимодействия с детьми и методики обучения. Доказательством этого служит тот факт, что несмотря на предпринимаемые методическими службами усилия по распространению передового педагогического опыта, инновационные подходы и методики с трудом адаптируются педагогическим сообществом: учителя школ и воспитатели ДОУ, побывавшие на научных конференциях и семинарах, посетившие открытые занятия педагогов-победителей ПНПО или обучившиеся на курсах повышения квалификации, используют в своей повседневной практике новые образовательные технологии лишь эпизодически.

Консерватизм как одну из существенных профессиональных деформаций педагогов отмечают многие исследователи (И. В. Бестужев-Лада, Л. М. Ванюшкина, Е. Г. Муромова, Э. Э. Сыманюк, Е. И. Пискарева, А. В. Хуторской и др.). Причины инертности их сознания большинство авторов объясняют объективными обстоятельствами – систематическим «повтором одних и тех же типовых профессионально-педагогических задач»[2]. Вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности учителю школы или воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения. Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны не только администрации, но и коллег. В этом контексте важнейшей задачей является согласование внутри коллектива ценностно-смысловых установок – важнейшего условия профессионального роста сотрудников. Решение обозначенной проблемы лежит в области проектирования и реализации «внутришкольной» комплексной программы саморазвития педагогического коллектива.

Подобная программа, получившая название «Программа развития и поддержки творческих инициатив педагогов», была разработана в ДОУ № 93 Выборгского района. Ее цель – создание условий для превращения коллектива сотрудников в эффективную команду единомышленников, готовую действовать в условиях инновационных процессов, происходящих в образовании.

Прогнозируемыми результатами реализации Программы является развитие у воспитателей личностных качеств и способностей, а также профессиональных установок и умений, необходимых для продуцирования и продвижения в практику ДОУ инноваций, а именно

· стремление изменить систему образования к лучшему;

· развитие уверенности в себе, умения видеть собственные профессиональные успехи и неудачи;

· стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

· ориентация на творческий подход;

· расширение опыта выдвижения и реализации творческих инициатив;

· приобретение умения планировать свою деятельность в контексте общей научно-методической деятельности коллектива и т.д.

«Программа развития и поддержки творческих инициатив педагогов» предполагает организацию психологической и методической помощи педагогам ДОУ по нескольким взаимосвязанным направлениям:

1. Профессиональное самопознание, поиск педагогами собственных внутренних резервов и «точек роста» («Открой себя для себя»).

2. Осознание педагогами возможных ориентиров профессионального творчества в контексте единой, принятой всем коллективом, методологии образования.

3. Взаимообучение инновационным приемам и технологиям, отвечающим методологическим основам образования, принятым в ДОУ.

4. Расширение опыта группового креативного поиска решений, связанного с созданием инновационных образовательных проектов и учебно-методических материалов, необходимых для наиболее эффективного построения учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

5. Создание системы «внешнего» стимулирования педагогических инициатив.

Остановимся на данных направлениях подробнее.

Необходимость включения первого направления («Открой себя для себя») в Программу поддержки и развития творческих инициатив педагогов обусловлено тем, что в основном воспитатели слабо владеют навыками профессиональной саморефлексии, не видят в себе креативного начала, остро нуждаются в средствах выявления и развития их индивидуальных способностей. Ведь любому человеку для того, чтобы начать изменяться, необходимо осознать, что происходит с ним в данный момент: чего он достиг в профессии? Какие затруднения испытывает? Каковы его профессиональные ориентиры? Живет ли он своими старыми убеждениями, которые в новых социокультурных условиях уже ему не служат? Готов ли он что-либо менять в своей деятельности и меняться сам?

Данное направление Программы реализуется через комплекс мер, среди которых:

· анкетирование «Мои горизонты» (анкета ежегодно заполняется самим педагогом в начале учебного года; сравнение и анализ данных, зафиксированных в анкетах нескольких лет, позволяет осознать свои реализованные и нереализованные возможности, наметить вектор самосовершенствования);

· групповые психолого-педагогические тренинги личностного и профессионального роста, проводимые в рамках педагогических советов, и нацеленные на стимулирование внутренней мотивации к творчеству;

· индивидуальные видеотренинги, представляющие собой психолого-педагогический разбор записи одного из занятий, проведенного воспитателем, что позволяет педагогу «взглянуть на себя со стороны», увидеть свои профессиональные ошибки, наметить пути их устранения.

Второе направление Программы развития и поддержки творческих инициатив сотрудников ДОУ связано с осознанием единых методологических оснований, позволяющих воспитателям наметить возможные ориентиры для личного профессионального творчества. Важность реализации данного направления обусловлена тем, что сегодня педагог, освоивший определенные инновационные технологии, нередко увлекается только ими, забывая о том, что каждая методическая инноватика, помимо явных достоинств, имеет свои ограничения и риски. Кроме того, он не задумывается – а как сочетаются, «увязываются» применяемые им приемы и подходы с общей научно-исследовательской или методической проблемой, над которой работает ОУ. Оценить те или иные инновации с точки зрения их приоритетности для решения общих для учреждения задач, позволит согласование взглядов на образование, выработка единых методологических основ организации учебно-воспитательной деятельности ОУ.

Как показал опыт, наиболее эффективным средством выработки единых методологических основ является постоянно действующий обучающий семинар, в работе которого участвует весь педагогический коллектив детского сада. Занятия проводятся в активных формах (игра, тренинг, фасилитированная дискуссия, мастер-класс и пр.) и организуются таким образом, чтобы педагоги, познакомившись с современной философией образования, смогли переосмыслить свои профессиональные установки. Поскольку тема опытно-экспериментальной работы ДОУ № 93 связана с развитием исследовательских и творческих способностей дошкольников средствами природного и культурного наследия Санкт-Петербурга, постоянно действующий семинар нацелен на знакомство педагогического коллектива с современными теоретико-методологическими основами краеведческого образования (Ермолаева Л. К., Ванюшкина Л. М., Шейко Н. Г.). Темы каждого занятия формулируются в виде проблемы, которую педагогам предстоит решить, или в форме «провокации», «вызова». Например, «Можно ли увидеть город глазами ребенка? (психолого-педагогические особенности освоения старшими дошкольниками городского пространства)», «Город: дурное влияние или среда развития дошкольника?», «Я против экскурсии! Недостатки экскурсионного метода освоения культурного наследия в свете современных целей и задач образования», «Как превратить простую прогулку в городское путешествие?» и т.д.

Третье направление Программы – взаимообучение внутри коллектива инновационным приемам и технологиям – реализовывается через систему методических декад, в рамках которых проводятся открытые занятия и мастер-классы. В течение одной недели в октябре, феврале и апреле воспитатели ДОУ, работающие на разных площадках (Б. Самсониевский пр., 17; ул. Есенина, 12/2; Гданьская ул., 9), имеют возможность продемонстрировать освоенную инновацию коллегам и при необходимости обучить их тем или иным современным методическим приемам, взяв на себя тьютерские функции. Круг инновационных технологий, представляемых на методических декадах, связан, прежде всего, с тематикой опытно-экспериментальной работы ДОУ «Развитие исследовательских и творческих способностей старших дошкольников средствами природного и культурного наследия Санкт-Петербурга». Это – метод образовательного путешествия по городу, работы с вещью в контексте культуры, фасилитированная дискуссия, технологии организации детской экспериментальной деятельности в городской среде и пр.

Четвертое направление – расширение у педагогов опыта группового креативного поиска решений, связанного с созданием инновационных образовательных проектов и учебно-методических материалов. Его реализация осуществляется посредством формирования творческих групп – добровольных временных объединений воспитателей и других специалистов (психолог, логопед, музыкальный работник, врач и пр.), которые совместными усилиями ищут возможные варианты решения тех или иных методических проблем, имеющихся в реальной практике ДОУ. Так, например, в контексте реализации темы ОЭР в 2010 г. в ДОУ № 93 были организованы 5 творческих сообществ. Два из них работают над созданием рабочих тетрадей для воспитанников старшей и подготовительной группы, позволяющих организовать исследовательскую деятельность детей в пространстве микрорайона. Третья группа разрабатывает маршруты семейных образовательных путешествий по городу и его музеям, дающих возможность детям и их родителям интересно и с пользой провести выходной день в историческом центре Петербурга. Четвертый творческий коллектив проектирует систему занятий по развитию у дошкольников художественных способностей на основе рефлексии впечатлений, полученных в ходе исследования городской среды («Арт-площадка “Город на ладошке”»). Пятая – «сочиняет» праздники и массовые мероприятия краеведческой направленности, способные объединить всех участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей.

Коллективный поиск решений имеет массу достоинств. Он позволяет не только быстро и эффективно найти нужный «путь», но помогает каждому участнику группы развить собственное креативное начало: научиться видеть сущность проблемы, выдвигать возможные альтернативы решения, повысить внутреннюю мотивацию к творчеству.

Пятое направление – создание системы внешнего поощрения творческих инициатив педагогов. Помимо традиционного материального поощрения (премии), в ДОУ организуются конкурсы педагогического мастерства, один из которых – «Минута славы», проводится в мае и выявляет лучших по профессии за данный учебный год.

Конкурс «Минута славы» имеет несколько номинаций. Приведем некоторые из них:

№ п\п

Название

номинации

Главный критерий оценки

Аннотация

1

«Знак качества»

За четкость и надежность в работе

Вручается, как правило, педагогам, имеющим значительный стаж работы за умение сохранить в условиях огромного накопленного профессионального опыта интерес к новациям; за поддержку молодых педагогов и наставничество

2

«Дебют»

За самый удачный профессиональный дебют

Вручается молодым специалистам за инициативность, изобретательность и умение вызвать интерес и доверие у детского коллектива; за уникальную способность «влиться» в педагогический коллектив с первых дней работы

3

«Шаг вперед»

За педагогическую изобретательность и открытие

За особый вклад в развитие ДОУ, эффективную работу в статусе педагога-экспериментатора

4

«От всей души»

За доброту, отзывчивость и внимание

За любовь к детям и своей профессии; умение использовать личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком

5

«I.Q.»

За стремление к профессиональному самосовершенствованию

За повышение квалификации, успешное освоение и применение новых подходов в дошкольном образовании

6

«Домовенок»

За создание комфортных внешних условий для развития дошкольников

За грамотный подход в создании развивающей среды ДОУ; креативность в оформлении помещений, инновации в использовании дизайнерских решений

7

«Евровидение нашего сада»

За лучшие музыкальные праздники

Награждаются музыкальные работники. За умение разглядеть скрытые таланты в детях; за уникальные авторские сценарии; использование новых подходов в развитии музыкальных способностей дошкольников

8

«Супер Стар»

За активное, творческое участие в детских праздниках и массовых мероприятиях ДОУ

За актерский талант и умение перевоплощаться в сказочных героев; за поддержку всего коллектива в организации сюрпризных моментов для детей

Победители в номинациях определяются по результатам голосования родителей воспитанников детского сада. Проголосовать можно двумя способами:

· в печатном бланке с перечнем номинаций отметить фамилию того или иного педагога и опустить бланк в запечатанный ящик;

· зарегистрироваться на Интернет-форуме сайта учреждения (aimaster.ru/gdou93) и сделать свой выбор там.

Победителей ожидают почетные грамоты от Отдела районного образования и администрации ДОУ, ценные призы и денежные премии.

В завершении следует отметить, что «Программа поддержки и развития творческих инициатив педагогов» позволяет каждому члену педагогического коллектива выстраивать индивидуальную траекторию развития своих творческих способностей, поскольку ряд ее направлений предполагает добровольность участия педагогов в тех или иных мероприятиях, свободу выбора форм и способов самовыражения.



[1] Павлов М. А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. – М., изд-во «Совершенство», 1997 (Серия «Практическая психология в образовании»).

[2] Сыманюк Э. Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов // Мир психологии. – 2004. – N 3. – С. 202 – 207.


От группы сотрудников к команде единомышленников:  программа развития и поддержки творческих инициатив педагогов  (из опыта работы ДОУ № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга)

Назад в раздел