Поиск по сайту

Культурные практики в системе работы ОУ: организационно-управленческий аспект

Автор: Виноградова Людмила Александровна, заведующий ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга Виноградова Наталья Валерьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга


Для того, чтобы стать субъектом

культурной деятельности,

ребенку нужна особая собственная практика,

особые собственные пробы сил

Н. Б. Крылова



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из принципов дошкольного образования считает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам воспитанник становится активным в выборе содержания и способов получения своего образования. Безграничные возможности для реализации позиции дошкольника как «субъекта» образования дают культурные (или культурно-образовательные) практики.

Понятие «культурные (культурно-образовательные) практики» является достаточно новым для отечественной педагогики. Но оно весьма активно научно и методически обсуждается в последнее время на разных образовательных уровнях (Т. Б. Алексеева, Н. Б. Крылова, С. В. Масловская, А. В. Шилова и др.). Наиболее полное обоснование термин получил в работах Наты Борисовны Крыловой. С точки зрения Н. Б. Крыловой, культурные практики дошкольника – это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. «Практика ребенка становится культурной, – подчеркивает Н. Б. Крылова, – ...когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)» [4].

Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. К ним можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним. Следует отметить, что культурные практики не тождественны видам деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни. Практики – это по сути «пробы», в которых ребенок не только овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности, но и осуществляет процесс самопознания и самореализации.

Как же включить культурные практики в образовательный процесс? Где им место в образовательной программе детского сада?

Для ответа на этот вопрос важно еще раз уточнить: культурные практики – это не «занятие», не педагогический метод, не технология. Это – форма организации деятельности детей. А, следовательно, на наш взгляд, культурные практики могут быть реализованы как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов. Не важно, чем заняты дети (занимаются в совместной деятельности с педагогом в первой половине дня, самостоятельно играют, гуляют на площадке и пр.), важно – как (в каком формате) педагог осуществляет педагогическое сопровождение их деятельности. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские интересы и способствует их зарождению. Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к свободному выбору, творческой самостоятельности, к осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями мог получить возможность для творческого самовыражения и презентации творческих достижений [1].

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.

Первое направление: культурные практики на основе инициатив самих детей. Это – самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Такие практики специально не описываются в образовательной программе ДОУ, а также заранее не планируются (не включаются в план работы педагога). Они проходят в условиях самостоятельной (свободной) деятельности детей.

На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится 3-4 часа в день (в зависимости от возраста детей). Опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен: коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр. Задача воспитателя в рамках самостоятельных культурных практик детей – внимательное изучение содержания повседневных занятий детей и ненасильственная (недирективная) поддержка деятельности воспитанников: например, активизация механизма обмена идеями между детьми, помощь в разрешении возникших конфликтов, моральное стимулирование, предоставление дополнительных игровых материалов и пр. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего мира, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

Второе направление: культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Они проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами и могут быть реализованы в рамках вариативной (то есть формируемой участниками образовательных отношений) части образовательной программы ДОУ. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации дошкольников. Эти культурные практики ученые условно разделяют на группы в зависимости от их содержания: социальные, физкультурно-оздоровительные, художественные, исследовательские, читательские и пр. Следовательно, в любом разделе образовательной программы ДОУ им может найтись место. Важно, чтобы при составлении своей рабочей программы воспитатель или специалист (например, музыкальный руководитель) не забыл включить описание культурных практик в текст.

Поводом для инициации воспитывающими взрослыми культурных практик могут стать общенациональный, городской или региональный праздник, «особое» событие, происходящее в детском саду, существующая в дошкольном учреждении традиция. Например, «Новый год», «День космонавтики», «День рождение детского сада», «День добрых дел», «День вежливости», «День здоровья» и пр. Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными реалиями, открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. К таким видам культурных практик относятся предлагаемые педагогами тематические детские праздники и фестиваля, проведение ярмарок и спортивных состязаний, организация выставок детских работ и конкурсов эрудитов, проведение культурно-образовательных проектов и социальных акций и пр.

Важно отметить, что организуя новую для ребенка практику, воспитатель должен выполнять роль партнера или тьютора, то есть человека готового не обучать, а создавать условия для самообразования и самореализации детей. В противном случае практика перестает быть таковой, превращаясь в «урок» или «занятие».

Для того, чтобы проверить, насколько педагог готов к подобного рода деятельности, в детском саду № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга администрацией был разработан лист педагогической самооценки.

Таблица № 1.

Самоанализ профессиональной деятельности педагога ДОУ

«Использую ли я в своей профессиональной деятельности культурно-образовательные практики?»

Вопрос

да

1.                 

Отправной точкой при проектировании деятельности дошкольников для меня является…

а) вопрос, который задали сами дети;

б) проблема, которая может иметь для детей личностное значение

2.                 

Я учитываю субъективный опыт дошкольников и прежде, чем приступить к деятельности, выясняю, что дети уже знают и умеют в той области, которую я предлагаю им осваивать

3.                 

Во время организации деятельности детей я меняю ход занятия и формы совместной работы в зависимости от вопросов, возникающих у дошкольников

4.                 

Дошкольники во время деятельности имеют возможность свободно высказывать свое мнение (отличное от общепризнанного и моего собственного), выбирать формы и способы выполнения задания (работы), в том числе отличающиеся от предлагаемых мною

5.                 

При организации деятельности дошкольников я учитываю культурный контекст. Любая вещь, явление или событие изучается не само по себе, а как часть единого социокультурного процесса (то есть во взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего)

6.                 

Я создаю педагогические ситуации, действуя в которых, ребенок понимает, что и зачем он делает

7.                 

При проектировании деятельности детей я использую методы и технологии, ориентированные на становление системы ценностей ребенка

8.                 

При организации деятельности дошкольников я использую «внешние» ресурсы (привлекаю социальных партнеров, организую деятельность детей в музее, библиотеке, театре, городском пространстве и пр.)

Организация образовательной деятельности в формате культурных (культурно-образовательных) практик требует от воспитателей высокого уровня профессиональной компетентности. Задача современного руководителя учреждения так построить кадровую политику, чтобы создать благоприятные условия для самообразования и профессионального роста педагогических кадров. Для каждого педагога строится индивидуальная траектория повышения квалификации, в которой уделяется внимание «точкам роста». Речь идет не только о посещении курсов, реализуемых учреждениями постдипломного педагогического образования, но и о внутрифирменной системе методической помощи. В рамках последней актуальны такие формы работы с педагогическими кадрами, как мастер-классы, обучающие семинары, открытые образовательные мероприятия («открытые занятия»), работа педагогов в тематических методических группах.   




Литература:

1. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 38-47.

2. Груздова Е. В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Архангел. гос. техн. ун-т. - Архангельск, 2001.

3. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).

4. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.


Поделиться:


Назад в раздел