Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности. Из опыта работы МО словесников ГБОУ гимназия №446.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в любой современной образовательной организации является формирование патриотизма и гражданственности в целом, что имеет основополагающее значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Напомним, что патриотизм – это не просто любовь к Родине, а и преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере гражданско-патриотического воспитания, которое на сегодняшний день определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание многих социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности и патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное и потребительское отношение к государству, национализм. Тем не менее, с удовлетворением можно отметить, что события последнего года показали: не все так плохо в общественном самосознании россиян. Думается, что в возможности правильного, гражданского восприятия всего, что происходит в мире и стране, есть тот кропотливый, ежедневный труд, который, не сдаваясь, вела российская школа в процессе нравственно-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих позиций в практической деятельности. В нашей гимназии №446 уже давно сложилась система работы всего коллектива по нравственно-патриотическому воспитанию, которая ведется на всех трех ступенях обучения и практически на всех предметах. Целью данной системы работы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему взглядами, установками, мотивацией деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность, и становится возможной через решение следующих задач: - повышение качества системы гражданско-патриотического воспитания; -развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых инновационных технологий; - формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, нравственного потенциала, стремления к самореализации; - воспитание лучших нравственных качеств; - формирование чувства гражданского долга; - формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, традициям, достижениям, нормам общественной жизни. Формы работы используются самые разнообразные, традиционные и новые: Деловые игры Классные часы Встречи с ветеранами войны Сотрудничество с музеем гимназии Экскурсии Беседы Диспуты Викторины Коллективные творческие дела Смотры-конкурсы Выставки Соревнования Литературные гостиные Тематические праздники Конференции Интерактивные игры Проектная деятельность - знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества Проектная деятельность - знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором, выдающимися личностями России. Для успешной реализации указанных цели и задач в гимназии созданы следующие условия: - сформирована воспитательная система в целом, которая основана на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, а также конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества; - уже несколько лет успешно функционирует система дополнительного образования; - разработана и проверена временем система традиционных общешкольных мероприятий; - активно развивается музейное дело на базе музея Педагогической памяти; - развивается школьное ученическое самоуправление; - внедряются и используются новые подходы к организации воспитательного процесса и современные технологии в процессе нравственно-патриотического воспитания. Хотелось бы рассказать о системе работы МО учителей-словесников ГБОУ гимназия №446 по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности через предмет «Литература». Мы определили круг понятий, которые необходимы ребенку как воздух, для того, чтобы чувствовать себя частью целого – великой и могучей России. Прежде всего, это любовь к своей семье. Учителями литературы проводятся в рамках внеурочной деятельности литературные гостиные и праздники, посвященные маме, семье, традициям семьи. В традициях нашего МО - никогда не использовать готовые сценарии, наши учителя кропотливо работают над сценарной частью таких праздников вместе с учениками, потому что каждый из них может привнести в общий материал что-то свое, личное. На презентацию таких проектов, конечно, приглашаются родители. Все это вместе и создает чувство единства семьи, гордость за нее, желание развивать лучшее, что идет от семьи.Один из примеров – праздник мам, который проводит учитель Быкарева Л.Н. Для создания сценария каждый ученик получает задание: написать одно предложение в общее эссе «Спасибо тебе, мама!» и уже на основе этого создается общий сценарий, готовится реквизит, подбирается музыка, сценарные движения. Проходит такая презентация проекта всегда трогательно, некоторым ученикам помогает пересмотреть свои отношения с родителями. Учитель Коничева А.А. проводит эксклюзивный праздник семьи, который называется «Арбузник». Это и концерт для родителей, и размышления о семейных традициях, и просто общение в кругу семьи и школы. Они помогают найти дорогу к своему «я», понять близких, увидеть ярче окружающий мир. А вот в музее каждый сентябрь семьи наших учеников собираются на чудесный праздник «Яблочник», инициатором которого является Васильева В.И., заведующая музеем и член нашего МО. Воспитательное значение таких мероприятий трудно переоценить как в нравственном, так и в патриотическом направлении. Любовь к семье таким образом переходит и в любовь к гимназии, гордость за ее достижения, уважение к ее традициям. В этом направлении учителями нашего МО словесников делается немало. Экскурсии в школьный музей педагогической памяти готовят сами ученики-экскурсоводы, рефлексией же становятся эссе учащихся - размышления о значении школы в жизни человека, о месте человека на земле, об истинном подвиге. Эта работа продолжается и в традиционные дни рождения школы и гимназии. Ведется поисковая работа через общение с ветеранами педагогического труда, создаются Истории жизни учителей и гимназии. Через обращение к истории своей малой родины – Колпинского района – рождаются те начала гражданственности и патриотизма, которые позволяют учащемуся гордиться своим районом. Поэтому мы так много знакомимся с прошлым и настоящим, думаем о будущем. Ярким примером такой внеурочной работы по предмету является участие 10б класса (учитель и классный руководитель Быкарева Л.Н.) в праздновании 70-летия полного освобождения Ленинграда от блокады. Несколько этапов помогли ученикам лучше понять не только время, но и самих себя. Просмотр к/ф «Ижорский батальон» заставил учащихся задуматься: «А что же такое настоящий подвиг?», - посмотреть на свой родной город другими глазами. Вторым этапом стало участие всего класса в съемках документального фильма «Ижорский батальон» (телекомпания «Мир»), где ребята размышляли не только о подвиге, мужестве, геройстве, бесстрашии, но и о трусости, предательстве. Третьим этапом стало участие всего класса в качестве волонтеров в презентации документальной книги о блокаде «900 дней». Ничем нельзя заменить живое общение с ветеранами-блокадниками, оно помогло ребятам стать серьезнее, вдумчивее, натолкнуло на размышления о воинском долге, чести. Именно об этом говорили они на завершающем этапе – диспуте «Так что же такое подвиг?» Как реки стекаются вместе, чтобы стать морем, так и эти три направления становятся основой того, что является любовью к Родине, Отечеству в целом. Наши учителя убеждены, что любовь к Родине начинается и с любви к национальной культуре, народному творчеству, поэтому среди традиционных ежегодных внеурочных мероприятий хочется назвать связанные с народной культурой, ее основами и особенностями. Фольклор – это национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Стало традицией у учителя Коничевой А.А. проводить «Посиделки» с учащимися 5-6 классов, а у Быкаревой Л.Н. весеннюю интерактивную игру силами учащихся 6-8 классов для начальной школы «Распотешь-ка нас, потешка!» Цель и задачи этих общих дел: - продолжить знакомство с жанрами устного народного творчества: народной песней, частушками, сказками, былинами, небылицами, пословицами, загадками; -формировать интерес к русской национальной культуре; - поддерживать желание учащихся самим участвовать в исполнении фольклорных жанров; - расширять представления о культуре русского народа, его национальном характере, учить понимать истоки оптимизма русского народ, учить понимать юмор фольклорных произведений; - активизировать развитие литературно - творческих умений учащихся (создание сценария, костюма, умения подобрать свою роль, добиться выразительности исполнения, создание декораций в русском народном стиле. В этом же направлении работает и оригинальный День Косички, который мы проводим уже несколько лет. Этот проект стал даже районным, мы увлекли им 476 школу и с успехом провели межшкольный конкурс на лучшую косичку – исконно русскую прическу, которая отражает лучшие черты русской девушки: скромность, простоту, естественность. Если кто-то сомневается в искренней любви и интересе учащихся к народному творчеству, приходите на наши мероприятия – и вы увидите, как дети поют народные песни, водят хороводы, исполняют обрядовые песни. И все это с удовольствием! Так и зарождаются зачатки народного духа, народной самобытности. Сделать нравственно-патриотическое воспитание еще более действенным, ярким, позволяет учителям-словесникам обращение к выдающимся личностям, настоящим героям России. Ежегодно мы проводим цикл мероприятий, посвященных личности Александра Невского, а учитель Демкина Е.М. разработала и реализовала целый ученический проект «Александр Невский – защитник земли русской». В рамках проекта просмотр и обсуждение фильма «Александр. Невская битва», презентации «История ордена Александра Невского», «Награжденные орденом Александра Невского», экскурсии в Александро-Невскую Лавру и «Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре. История и современность». Трудно переоценить огромную воспитательную роль такой работы. С большим успехом и пользой для гражданско-патриотического воспитания проходят конференции для старшеклассников, посвященные Сергию Радонежскому, дочери поэта 18 века Капниста – актрисе Марии Капнист, Льву Гумилеву, (Слайд №20) Владимиру Высоцкому, Александру Вертинскому, Глебу Успенскому. Знакомство с лучшими людьми земли Русской помогает пробудить чувство гордости за свой народ, его талантливость, чувство восхищения патриотизмом и великой нравственностью этих людей. Уже много лет проводится праздник-конкурс «Знай Теркина», ведь он – воплощение русского национального характера. Аналогичный «День Маяковского» (Слайд №22) приобрел уже районный масштаб и вышел за пределы гимназии, заключительный этап этого литературного праздника-конкурса проводится в здании Зимнего театра, где побывал сам В.В.Маяковский и в память об этом событии сейчас находится мемориальная доска. Одна изгрупп учащихся обязательно готовит проект «Путь Маяковского в Колпино», это презентация фотоматериалов, заинтересованный рассказ исследователей о прошлом и настоящем нашего города и района. В рамках знакомства с выдающимися личностями России МО словесников ежегодно составляет план экскурсионной деятельности, где предусмотрено посещение всех(!) литературных музеев Санкт-Петербурга, литературного некрополя на Волковом кладбище и Невской Лавре, посещение Комарова в связи с именем А.А.Ахматовой, Пушкинских гор, г.Чудово Новгородской области, где находятся музеи Г.И.Успенского и Н.А.Некрасова. Знакомство с музеями и экскурсии разбиты на ступени по возрастному восприятию, и к концу обучения учащихся в нашей гимназии полностью реализуется данный план. Эта работа не только расширяет сознание учащихся и их кругозор, но и позволяет лучше и глубже овладеть учебным материалом по литературе. Таким образом у нас соблюдается принцип: внеурочная деятельность расширяет и дополняет учебную. Огромное значение в гражданско-патриотическом направлении, в юбилейный год 70-летия со дня Великой Победы даже приоритетное, имеет воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Детство и юность – самая благодатная пора для привития ребенку чувства любви к своей Родине, своему народу, поэтому каждое зернышко этой работы дает свои всходы. Даже простое перечисление внеурочной деятельности в данном направлении займет много времени. Это и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами-блокадниками, участие в праздниках для ветеранов, обсуждение книг о Великой Отечественной войне,создание книг-интервью с ветеранами и родными – участниками войны, литературно-музыкальные композиции о войне и блокаде, участие в акциях «Карта памяти», «Свеча памяти», проекты «Мы помним их имена», реальная адресная помощь нуждающимся во внимании и заботе ветеранам. Этому же способствуют и уроки внеклассного чтения книг о войне, проводимые в школьном музее, рядом с экспонатами войны. Учителем Антоновой Ю.А. разработан проект «Мы помним их имена», на котором учащиеся представляют свои творческие работы (презентации, сообщения, эссе о войне и Победе, фотографии из семейных альбомов с фронтовыми биографиями родных, вырезки из газет) об участниках Великой Отечественной войны, что помогает формировать ценностное отношение школьников к родной стране. Гражданско-патриотическое воспитание через приобщение к литературе и искусству России, реализация этого в творческих проектах – еще одно направление в системе работы МО словесников ГБОУ гимназия №446. Излюбленной формой внеурочной деятельности здесь являются литературные гостиные. 5-ые классы – стихи поэтов о русской природе, 6-ые классы – народные песни, 7-ые классы – лермонтовский праздник, 8-ые классы –гоголевский праздник, 9-ые классы – пушкинский праздник, 10-ые классы – вечера поэзии 19 века, 11-ые классы – поэзия Серебряного века. Эта тематика проектов (материал и названия всегда разные) позволяет и лучше почувствовать красоту родной природы, и увидеть истоки русского искусства, и узнать многое о мире и себе: каким быть, как жить, что такое дружба и любовь, мужество и самопожертвование, истинная красота и величие человека, задуматься о выборе жизненного пути и самореализации. В рамках внеурочной деятельности уже много лет в нашей гимназии существует школьная газета «Сова» (руководитель педагог ОДОД Быкарева Л.Н.) Через журналистское творчество, неравнодушие к людям и событиям формируется активная жизненная позиция наших учащихся. Одни стремятся стать героями свежего номера «Совы» (и это надо заслужить!), другие стараются сделать каждый номер ярким, читаемым, запоминающимся. Невозможно не сказать и о творческой театральной деятельности наших учеников. Творческий сменный коллектив юных дарований под руководством неравнодушного учителя Сизовой С.Ю. ежегодно готовит для гимназии и района творческий подарок – очередной спектакль, где все делают сами дети, вплоть до звукового оформления. Эта работа помогает развить не только творческие способности ребят, но и учит ответственности, трудолюбию, неравнодушию, уважению – всему, что отличает настоящего человека. Особое внимание МО словесников уделяет проведению Декады русской словесности с 1 по 10 апреля. Театрализованная встреча-открытие, выставка-конкурс газет, тематические гостиные, конференции - целая череда мероприятий Декады помогают лучше узнать и больше полюбить русский язык и литературу, сделаться участником процесса погружения в предмет и даже написать Единый литературоведческий диктант, чтобы проверить свою грамотность и осведомленность. В качестве бонуса к этой работе хочется отметить участие МО словесников гимназии во всех конкурсах сочинений, эссе, творческих работ по гражданско-патриотической тематике, которые предлагает район и город. Система работы МО словесников по гражданско-патриотическому воспитанию, несомненно, приносит свои плоды. Это сказывается и в уровне воспитанности учащихся (о чем нам всегда говорят экскурсоводы), и в доброжелательной атмосфере в гимназии, и в наших победах на конкурсах, где важна позиция учащегося – юного гражданина своей страны. Вот знаковые победы нашей гимназии в городских и районных мероприятиях за последние годы, участие в которых обнаруживает в участниках любовь к Родине, желание побольше узнать о ее величии, внести свой вклад в ее развитие: - Конкурс чтецов «Живая классика» - второй год1 место в районе. Учителя Демкина Е.М. и Антонова Ю.А. - Театральный фестиваль – благодарности за участие Сизовой С.Ю. - Конкурс «Лишь культурными ценностями живо человечество» - город, 1 лауреат, 2 дипломанта – Демкина Е.М. - Историко-краеведческий конкурс «Святыни Петербурга» - город, 1 лауреат, 2 дипломанта – Демкина Е.М. - «Блокадная ласточка» - город,1 место - Сизова С.Ю., 2 место - Коничева А.А. - Творчество юных поэтов – город, 1 место, Быкарева Л.Н. - Городской конкурс «Символика России» - город, 1 место – Быкарева Л.Н. - Общая грамота МО за активное участие в игре «Русский медвежонок» - ежегодно в ней принимают участие около 400 участников по гимназии. Все это косвенно свидетельствует о неравнодушном участии учителей-словесников во всем, что происходит в стране и жизни и об активной жизненной позиции наших учащихся. В конечном итоге вся система работы МО словесников ГБОУ гимназия №446 направлена на гражданско-патриотическое воспитание, на то, чтобы каждый наш ученик жил и трудился по принципу: «Если не я – то кто же? Если не сейчас – то когда?» В заключение хочется привести интересный факт, который может поставить здесь точку. Более 60% наших выпускников из поступивших в вузы города ежегодно становятся старостами групп, профоргами, членами студенческих активов и таким образом доказывают: они стали активными гражданами свой страны, им доверяют окружающие, они умеют брать груз ответственности на себя. Список литературы 1. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников, 2002, №6; 2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002; 3. Кумицкая Т.М. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. 5-11 классы. – М.: Вако, 2009; 4. Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки. – Волгоград: Учитель, 2006. Поделиться:Назад в раздел |