Поиск по сайту

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Автор: Павлова Вера Леонидовна, заместитель директора по НМР, методист; Белова Наталья Александровна, методист ГБУ ДО ДДТ «Современник»


Первые упоминания о методах обучения можно встретить в древних памятниках письменности.

Нам известно, например, что принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения того времени. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться.

В ходу был афоризм: "Послушание - это наилучшее качество у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". И этот метод был одной из первых педагогических технологией репродуктивной деятельности, как мы бы сказали.

Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» и «логос», что дословно переводится «наука о мастерстве».

Понятие «Педагогическая технология» пришло в педагогику в 30-е годы 20 века.

И в Педагогической энциклопедии тридцатых годов это понятие определялось как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

Есть множество определений понятия «педагогические технологии». Мы изберем следующее: педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Любая педагогическая технология заключает в себе триединую задачу: обучение, развитие, воспитание.

В предложенных условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в различных видах деятельности: игровой, познавательной, трудовой. Поэтому очень важно преобразовать «среду обитания» ребенка, создать условия для его развития и активной творческой деятельности, так как нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, ведь в этот момент происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его жизненной позиции и дальнейшего интеллектуального роста.

Образовательные модели (технологии) классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две: продуктивная (поисковая) и репродуктивная (традиционная) деятельность.

В сегодняшней педагогике государственные образовательные стандарты ориентируют обучающихся на продуктивную (поисковую) деятельность.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», - говорил Адольф Дистервег - немецкий учитель и педагог, который разработал дидактику (изучает проблемы обучения) развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде законов и правил. Главная задача обучения - развитие умственных способностей детей, способных к поиску новых знаний. Его принцип: «Воспитывать — значит побуждать»

Но ни в коем случае нельзя исключать и дозированного традиционного подхода в педагогике, т.к. контингент детей очень разный.

Сегодня насчитывается больше сотни видов педагогических технологий.

Выбор вида педагогических технологий должен ориентироваться на запрос и специфику ОУ, занятия, чтобы выстроить траекторию личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

Отличительными признаками любой педагогической технологии являются:

·    Концептуальность (идея, задумка, представление, теория),

·    Системность (присутствие системы, логики, взаимосвязи)

·    Экономичность (во временном эквиваленте)

·    Визуализация (использование дидактических средств обучения)

·    Диагностичность результатов (гарантированность достижения цели)

·    Управляемость и возможность коррекции (наличие обратной связи).

Выбирая технологию для того или иного педагогического процесса, мы должны руководствоваться ее структурными составляющими

·    Понять цели, задачи и преимущества данной технологии

·   Определить содержание и новизну.

·   Организовать обучающе-воспитательный процесс

·Просчитать ожидаемые результаты деятельности, риски и возможность распространения опыта

Новое поколение, получая образование, уже сейчас должно грамотно пользоваться тем широчайшим спектром возможностей, которые предоставляют педагогические технологии, цель которых – научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи.

Все обучающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении. Пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития каждого ребенка, включая его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.


Поделиться:


Назад в раздел