Поиск по сайту

Использование ТРИЗ – технологий для подготовки учащихся начальных классов к проектно-исследовательской деятельности

Автор: Маркина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга, методист ИМЦ Выборгского района


В нашей жизни часто приходиться решать множество самых разных задач. К счастью, нет универсального решения, как нет единого лекарства от всех видов болезней. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) предоставляет нам много методов решения задач разного направления и разного уровня сложности: от житейских, бытовых до глобальных, всемирных.

Тысяча изобретений в день! Это тысяча шагов в будущее. И каждый такой шаг – победа, завоеванная изобретателями в нелегком бою. Чтобы изобретать, нужны знания и, главное, необходимо умение творчески подходить к техническим заданиям. Это умение не появляется само по себе, его надо развивать.

Исследовательская, изобретательская потребность обусловлена биологически. Каждый взрослый прослеживает период новорожденного ребенка и период раннего возрастного развития. В это время малыш с любопытством сначала рассматривает новую для него вещь, «пробует на зуб», а затем, освоив речь, задает, всем известное: «Почему?». Но, чаще всего, это воспринимается взрослыми, как возрастная особенность, возраст почемучки. Этот период некоторым мамам и папам кажется невыносимым и, поэтому, быстро искусственно прерывается, не давая развиваться ребенку дальше. Ставя крест на ребячьих «почему», мы, тем самым, перечеркиваем самостоятельную исследовательскую деятельность, а значит, заглушаем развитие творческих способностей.

С помощью предлагаемых технологий возможно это исправить.

ТРИЗ создавалась, чтобы заменить те интуитивные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегией мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту осознанно и целенаправленно получать такие же результаты. Конечно, мы имеем дело не с инженерами и учеными, а со школьниками, но уже из самой постановки задачи создания ТРИЗ видно, что в педагогике ТРИЗ может быть использована с целью формирования культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыслительной деятельности.

ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач учителя начальных классов, т. к. решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую, спортивную), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Ученику сложно преодолеть себя, чтобы выучить «сухой» материал, предложенный учителем, и еще сложнее представить его перед всем классом. Методы ТРИЗ помогают научить детей показывать свои знания, как в устной форме, так и в письменном виде.

Уже во втором классе дети с легкостью демонстрируют свои проекты на большой аудитории, принимая участие в конкурсах научно-исследовательских работ. Отличительной особенностью работ учащихся, занимающихся ТРИЗ, является системность, наличие нравственного аспекта, анализ проблемной ситуации. (Пример – работы)

Зная, даже небольшую часть инструментов ТРИЗ, можно представить любой объект окружающего мира как объект изучения.

Основными являются следующие подходы:

-системный подход;

-понимание законов развития технических систем;

-функциональный подход.

Рассмотрим каждый подход в отдельности.

1. Системный подход. Каждый объект рассматривается как система, исключение из системы какой-либо ее части нарушает целостность, разрушает систему. Каждая система не существует сама по себе – она является часть другой системы. Каждая система складывается из ряда других систем. Так образуется системная вертикаль.

Система не появляется из неоткуда, она является результатом развития, и сама все время развивается. Так образуется системная горизонталь.

2. ЗРТС основаны на выявлении и устранении какого-либо недостатка системы. Человек всегда стремиться к достижению наилучшего результата, пытается сделать окружающий мир удобным и комфортным для себя, тем самым совершая все новые и новые открытия.

3.  Функциональный подход. Умение выявлять функции системы и определять среди них основную расширяет исследование. Например; объект исследования – огонь. Функции: освещать, обогревать, защищать, обрабатывать (пищу). В зависимости от выбранной функции выстраивается исследование. 

Д. Дидро: «Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального».

ТРИЗ - педагогика поможет вашим ученикам вырасти умными, опытными и, конечно, гениальными.



Литература

1.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373.


Поделиться:


Назад в раздел