Поиск по сайту

Теоретическое обоснование использования сетевых технологий педагогического взаимодействия в образовательном процессе

Автор: Алексахина Н.В., Бойцова Е.Г., Чичев Е.М.


В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70 - 80 - м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику (Ю.П. Болтышев, B.C.Кучинский, А.А. Овчинников, Г.Ф. Петров, А.А. Чепцов, Б.И. Черкасов). В конце 1990 - х годов его описал Ю.А. Конаржевский. Тогда же в научно-педагогической литературе появился термин «сетевое взаимодействие». Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования[17].

Применительно к сфере образования А. И. Адамский [5] выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть А. И. Адамский [6] определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Идея сетевого взаимодействия, возникнув в системе общего образования, нашла свое развитие в сфере дополнительного профессионального образования. Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов, С. В. Тарасов [7] отмечает их особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма. Под образовательной сетью понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).

М.М. Чучкевич [8] выделяет пять основных характеристик сетевой организации:

1. Независимость членов сети – члены организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат. Принципиальными являются два основных типа ответственности: перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.

2. Множественность лидеров – понятие лидерства в сети не совпадает с понятием лидерства в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевой организации – это любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, естественно параллельно с реализацией его собственных целей. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства находится практически постоянно в процессе изменения. Для лидерства в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней лидерства.

3. Объединяющая цель – в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл функциональной основной идеологии сети – конкурентного сотрудничества. Объединяющая цель в сетевой организации строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая компания вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами сети только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне её поля деятельности.

4. Добровольность связей – принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её участников. Подразумевается, что сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

5. Множественность уровней взаимодействия – взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми компаниями и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии. В этой связи и возникает реальная множественность уровней взаимодействия, поскольку каждый член сети может взаимодействовать как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней, находящихся сколь угодно далеко или близко к корпоративному центру сети.

В Федеральный законе «Об образовании» (273-ФЗ от 29.12.2012) в статье 15 указывается, что «сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы».[9].

Теоретические основы использования Веб 2.0-технологий в обучении представлены в трудах А. М. Гольдина, Д. А. Иванченко, Е. Д. Патаракина, JI. К. Раицкой, А. В. Филатовой, Д. Б. Ярмахова, R. Р. Adler, В. Alexander, Т. Anderson, М. Berry, J. S. Brown, A. Campbell, R. Dawson, S. Downes, S. Fiedler, S.Hargadon, M. Kerres, S.Lee, P. McGee, A. Nattland, D. Souza, V. Stevens.

Идеи развития информационного образовательного пространства рассматриваются в работах A. Schoenfeld, О.В Зиминой, М.В. Моисеевой, И.Г. Захаровой, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, М.И. Нежуриной; вопросы формирования информационно-образовательной среды отражены в работах С.В. Панюковой, Н.Е. Астафьевой, A.JI. Денисовой, И.В. Роберт, М.С. Чвановой и др.; проблемы процесса информатизации образования нашли отражение в трудах отечественных ученых (Р.Ф. Абдеев, В.М. Глушков, А.П. Ершов, К.К. Колин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов.

Одна из форм развития образовательной среды учреждения – использование сетевых интерактивных технологий на основе технологии Веб 2.0, которая являетсяплатформой, на базе которой мы можем общаться с другими людьми, используя все богатство цифрового языка с его множеством мультимедийных форматов. Такая форма взаимодействия позволит уйти от среды потребления и предоставления ресурса к среде, в которой мы думаем и общаемся. Подготовленное преподавателем содержание в большей мере будет использоваться, чем просто читаться. Ученик будет формировать свой собственный учебный центр, в который он будет включать множество приложений, которые нужны ему для эффективной работы - это и персональные поисковые машинки, и хранение личных закладок, фотографий, документов, карт и свой блог и свое информационное пространство.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [10].

Исходя из теоретических разработок, можно сделать вывод о возможности создания модели сетевого взаимодействия участников образовательного процесса на основе технологий Веб 2.0, отвечающей характеристиками сетевой модели, и о возможности использования данной модели для управления образовательным учреждением, в организации урочной и внеурочной деятельности.


Теоретическое обоснование использования сетевых технологий педагогического взаимодействия в образовательном процессе

Назад в раздел