Поиск по сайту

Смешанное обучение в школе

Автор: Дьякова Марина Михайловна, учитель математики ГБОУ школы №94 Выборгского района Санкт-Петербурга


В настоящее время термин «смешанное обучение» используется учителями и методистами в отношении методики преподавания различных дисциплин очень часто. Что же мы смешиваем? Возможно этот новый термин - «смешанное обучение» - введен зря?

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Главная задача учителя не только дать знания по своему предмету, но и научить ребенка мыслить логически, ставить проблему, находить пути ее решения, т.е. обучая развивать. В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству знаний учащихся.

Несколько лет назад считали, что дистанционное обучение может стать альтернативой обучению в классе, что компьютер может заменить учителя, создав более эффективную образовательную среду. Но прошло время, и мы можем утверждать, что, да, роль учителя изменилась, но значимость его деятельности не уменьшилась, а напротив, сильно возросла. Становится очевидным, что полное «преклонение» перед электронными методами обучения – неэффективный подход в современной школе. Какой же выход? Необходима интеграция традиционных методов обучения (очное обучение) и новых электронных методов (дистанционное обучение).

Смешанное обучение – это интеграция методов электронного и традиционного обучения. Что нового в смешанном обучении?

Прежде всего, создается новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в поле множества возможностей для реализации собственного потенциала. Ученик сам несет ответственность за свое образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Он не может просто «отсидеться» на уроке, т.к. каждый будет выслушан. В то же время, с теми, кто пропустил занятия по состоянию здоровья или по другим причинам, смешанное обучение позволяет частично снять трудности организации занятий. Благодаря дистанционной части процесса обучения педагог имеет возможность эффективнее использовать время урока. Учитель сам решает, какую работу в данный момент проводить с учащимися:

- разбирать задания повышенной сложности,

- выполнять творческие работы,

- решать обучающие тесты,

- защищать проекты,

- вести дискуссии.

В любом случае есть возможность сосредоточиться на практических навыках и наиболее важных моментах.

            Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы (самостоятельное и альтернативное мышление) блокируются.

Смешанное обучение в любом виде дает очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учетом его особенностей. Учитель стал консультантом, партнером, координатором, потому что он заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Таким образом учитель учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию.

Модель обучения: традиционная, электронная, смешанная.

Традиционная модель обучения:

● лекционные занятия;

● семинарские и практические занятия;

● практические задания (курсовые и контрольные работы,

   доклады,   рефераты и т.д.);

● контроль и оценка полученных знаний и навыков.

Электронная модель обучения:

Данная модель похожа на традиционную, но есть отличия, например средства общения: чат, электронная почта, форум.

Учебные материалы интерактивных курсов представлены в онлайн обучении в различных форматах: текст, аудио, видео и т.д.

Электронная модель обучения имеет одно главное отличие от традиционной - она более гибкая.

В онлайн обучении важна самодисциплина и самоконтроль, поэтому такое образование больше подходит для взрослых студентов, и далеко не все выпускники школ могут обучаться по такой схеме.

Смешанная модель обучения:

а) Лекционные занятия:

материал оформлен, как и материал онлайн курса, т.е. доступен каждому ученику для самостоятельного освоения.

б) Практические занятия:

в смешанном обучении на практических занятиях проходит обсуждение интересных и важных тем курса, а также отработка практических навыков.

в) Учебные материалы курса (учебники и методические пособия):

данные материалы представлены в печатном и в электронном виде, и в последнем дополнены различными вставками для более успешного освоения дисциплины (используются различные мультимедийные приложения).

г) Онлайн общение:

это различные инструменты - чат, форум, e-mail - которые дают возможности общаться и работать вместе и в любое время и в самые короткие сроки получить ответ на волнующий вопрос.

д) Индивидуальные и групповые онлайн проекты:

эти проекты развивают навыки работы в Интернете, учат анализировать информацию из различных источников, а также развивают навыки работать вместе с группой, правильно распределять обязанности и ответственность за выполнение работы.

е) Виртуальная классная комната:

этот инструмент позволяет ученикам общаться с учителем по средствам различных средств Интернет коммуникаций, а именно: информация может передаваться в различной форме - голос, видео, документы, мгновенные сообщения и другие коммуникационные файлы. Это позволяет ученикам получить определенную долю свободы в процессе обучения.

ж) Аудио и видео лекции, анимации и симуляции:

эти элементы смешанного обучения делают процесс обучения проще, более насыщенным и интересным.

Оценка успеваемости ученика может проводиться как в режиме онлайн, так и в классе. В режиме онлайн может проводиться тестирование и выполнение различных проектов (групповых) и заданий. Тестирование может проводиться и в классе в присутствии учителя. Контрольная оценка (зачет, итоговая контрольная работа) - проводится только в классе.

Рассмотрим самую известную модель смешанного обучения – «перевернутый класс». Ученики получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное для учеников время, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки. Что делает учитель? Учитель готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у авторитетных коллег, а на уроке он имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.

Как организовать модель «перевернутого класса» на уроке?

Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

Для этого необходимо:

· Любое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождать четкими учебными целями и подробной инструкцией. 

· Каждое учебное видео необходимо сопровождать заданием или предложить ученикам составить несколько вопросов к видео.

· Давайте задания ученикам, чтобы они написали конспект или сделали заметки, после просмотра видео.

Использование  технологии "Перевернутый класс" дает свои результаты, хотя и требует от учителя (особенно на первых порах) большой работы.

Я использовала в своей работе данную технологию при изучении следующих тем: «Среднее арифметическое» (5 класс), "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник" (5 класс), «Окружность» (6 класс), «Координатная плоскость» (6 класс), "Перпендикулярность прямых в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости» (10 класс) и др.

Отметим положительные и отрицательные стороны технологии «Перевернутый класс»:

Положительное

Отрицательное

1.

большой объем выполненной работы

много времени уходит на подготовку и проведение урока

2.

развитие умения самостоятельного поиска и обработки информации

на проведение урока необходимо два спаренных урока, т.к. анализ и взаимооценивание обязательны!

3.

развитие коммуникативных умений: выслушивать мнение товарища, высказывать свое мнение, договариваться,   отстаивать свою точку зрения

необходимо готовить "бумажный" вариант урока, т.к. иногда подводит Интернет

4.

дозированность информации, гибкие сроки выполнения

не каждый ученик выполняет домашнее задание

5.

учащиеся учатся самостоятельно находить информацию к заданию, понимать ее, анализировать и на этой основе выполнять работу

компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно

6.

наглядное критериальное оценивание, переходящее в итоговую оценку

ученикам, которые не смотрели фильм, будет неинтересно на уроке.

7.

фильмы доступны для отсутствующих школьников

требуется поиск тематических учебных фильмов, их переработка и адаптация к учебной ситуации

Кроме «перевернутого класса» есть еще три модели, которые можно попробовать внедрить в наших обычных школах:
1) Модель ротирования станций.

Класс делится на группы, по результатам какого-нибудь задания, и первая группа работает с электронными материалами/пособиями, вторая – с учителем, а третья – в группе друг с другом. Важно, чтобы они имели возможность вместе обсудить это. Затем группы меняются, через определенный интервал. В результате дети проходят через все «станции». Тьютор контролирует не столько саму работу в группе, сколько ее организацию, например, напоминает, что большую часть времени нужно уделять не распределению ролей и выяснению отношений, а, собственно, работе.
2) Модель ротирования лабораторий.

Дети сначала все вместе работают в классе, потом идут в компьютерный зал и далее – в лабораторию. Такие проекты хорошо идут в школе, где есть подходящие для этого или свободные классы.
3) Гибкая модель смешанного обучения предполагает, что у каждого ребенка есть свой планшет или рабочее место за компьютером в течение дня. Учитель видит, что такие-то дети уже справились с первым заданием и формирует из них группу. Следующим заданием для этих ребят будет, например, измерить показатели растений, используя освоенные только что графики и т.д. А потом необходимо обсудить результаты – и тут у них идет индивидуальный процесс с учителем. Гибкая модель, по-видимому, самая интересная и сложная."
Таким образом, делаем вывод:

использования технологии смешанного обучения позволяет реализовать актуальную задачу — активизировать роль ученика в процессе обучения, перейти от простой передачи знаний к развитию творческих способностей каждого ученика, раскрытию ими своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях, т.е. перенести акцент с первостепенной важности предмета на ученика.


Используемые источники:

1) https://rae.ru/forum2012/10/3052

2) http://www.ug.ru/archive/58199

3) http://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya- obucheniya-21-veka/


Смешанное обучение в школе

Назад в раздел