Поиск по сайту

Взаимодействие работы специалистов по развитию творческого мышления у школьников с ДЦП в условиях общеобразовательной школы

Автор:  Джукич Татьяна Григорьевна, учитель-логопед ГБСКОУ № 584 «Озерки», Выборгского района Санкт-Петербурга; Оносовская Елена Георгиевна, учитель информатики ГБСКОУ № 584 «Озерки», Выборгского района Санкт-Петербурга; Паник Лада Николаевна, педагог-психолог ГБСКОУ № 584 «Озерки», Выборгского района Санкт-Петербурга


В ГБСКОУ школа № 584 «Озерки» педагогами-специалистами проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию и коррекции речи, эмоционально-волевой и личностной сферы, навыков технической коммуникации учащихся с ДЦП. В работе используются различные коррекционные методы и приемы с учетом индивидуальных возможностей и особенностей этих детей. Применяются   инновации современного образования, некоторые из них адаптируются и используются на занятиях с учащимися. Так, например, специалисты школы (психолог, логопед и учитель информатики) проявили объединенную инициативу, направленную на создание учащимися «сказочной» презентации с элементами анимации, для развития творческого мышлении и навыков речевой и технической коммуникации детей с ДЦП.

Создание такого рода презентации предполагает использование различных ресурсов в самостоятельном поиске и преобразовании информации, создание личного продукта (герой, персонаж), построение взаимодействия во время обсуждения и придумывания сюжета сказки, совместную обработку техническими средствами изображений различного типа. Такая работа потребовала тесного и слаженного взаимодействия специалистов школы с учащимися. Работа детей с техническими средствами (компьютер, фотоаппарат, сканер, микрофон) предоставляет им возможность импровизировать в передаче образов: самостоятельно выбирать и создавать своего героя, свои варианты сказок, ориентироваться в созданном ими виртуальном пространстве, действуя по заданной сюжетной схеме в предполагаемых обстоятельствах. Во время создания сказочной презентации закрепляются и развиваются навыки общения, чтения и письма, умение набирать текст на клавиатуре, записывать звук, создавать цифровую фотографию и видео, работать с интернет - ресурсами, находя там нужную информацию. Создание презентаций героев и сказочных сюжетов с элементами анимации, безусловно, совершенствует работу с техническими средствами, но, самое главное, эта работа открывает перед педагогами более широкие горизонты и позволяет использовать ее как средство для развития и коррекции коммуникации, устной и письменной речи ребенка с ДЦП.

Совместная деятельность по созданию сказочной презентации с элементами анимации дает учащимся многообразие форм проявления активности, положительную эмоциональную мотивацию к совершению полезных действий, обязательность решения возникающих задач при моделировании персонажей и сюжетов.

У каждого ребенка возможно развитие и совершенствование способности к творческому мышлению. У детей с ДЦП имеется двигательная несостоятельность, несформированность пространственных представлений, их личный эмоциональный опыт в значительной мере искажен – все это может тормозить формирование коммуникативных навыков и развитие устной и письменной речи, но не является препятствием для реализации себя в творчестве.

Работа детей по созданию сказочных презентаций способствует решению всевозможных психологических, педагогических и коррекционных задач. Кроме того, для детей с двигательными нарушениями огромное жизнеутверждающее значение имеют любые самостоятельные достижения. 1.jpg

Заинтересовать учащихся в данной работе помогали проводимые совместные подгрупповые занятия учителя-логопеда, учителя информатики и педагога-психолога.

Взрослыми участниками проекта были подобраны и предложены на обсуждение учащихся несколько сказок известных авторов, которые насыщены образами, стимулирующими детское воображение. Ребята знакомили друг друга с выбранными и прочитанными самостоятельно произведениями. Затем учащимся было предложено создать своего героя сказки, этот образ шел через построение собственного образа-Я. Совместно с детьми были даны характеристики героев (устно и письменно) и их поступков. Дополнительную информацию учащиеся находили в СМИ, в социальных сетях, в домашних условиях, в музыке, в литературе, в окружающей действительности. Все обсуждалось на совместных занятиях, проводимых специалистами. Ребята эмоционально и с удовольствием делились своими ощущениями, переживаниями, таким образом, шло формирование устных продуктивных диалогов в работе со сверстником и со взрослыми. Это повышает уровень критичности и адекватности самооценки каждого учащегося.

Для создания собственного образа сказочного персонажа учащимися были совместно прочитаны художественные произведения и просмотрены некоторые мультфильмы. Обращалось внимание детей на описание внешности и поведения героев, их поступки в бытовых и непредвиденных ситуациях, на среду, которая его окружает, соответствие музыкального сопровождения ощущениям детей. Затем, участники проекта, с направляющей помощью педагога, сделали вывод о том, что сказка является самым доступным, простым и интересным способом общения.

Было рассказано учащимся об истории создания сказок и возможности оживления персонажей в презентации с элементами анимации. Обратили внимание на то, кто является героями сказки, выделили основные характеристики каждого персонажа, проявляемые им в разных жизненных ситуациях и особенности взаимодействия героев.

2.jpgНа основании прошедшего обсуждения произведений, учащимися были созданы свои сказочные персонажи, которые презентовались устно или письменно, лепились из пластилина, рисовались карандашами, фломастерами, создавались с помощью компьютерной графики. В процессе работы над визуализацией сказок кто-то пытался писать стихи и диалоги для сказочного героя, кто-то придумывал истории его появления, кто-то подбирал музыку и создавал фоны презентации. 

При отборе материалов учитывались индивидуальные особенности детей, а так же их личностные предпочтения. Кроме того, при работе каждый ребенок мог выбрать тот вид деятельности, в котором он мог наиболее успешно себя проявить. Были дети, двигательные нарушения которых не позволяли им творить руками, но они проявили себя в придумывании сюжета сказки, наборе на ПК, а также в продуцировании замечательных творческих идей.

После создания собственных сказочных персонажей и их индивидуальных историй, учащиеся приступили к написанию и визуализации сюжета, который должен был объединить всех героев. В процессе объединения сказочных героев и сюжетов возникали трудности, но, в конце концов, именно этот процесс способствовал развитию позитивного взаимодействия между детьми. В конечном итоге, после проделанной работы над созданием сказочных презентаций, в детских коллективах повысился уровень эмпатии, они стали более сплоченными, дружными, внимательными друг к другу.

Написание нового сюжета сказки стало продуктом группового творчества детей. Сначала дети индивидуально пробовали подобрать подходящие слова и образы для объединения созданных персонажей. Затем в подгруппах обсуждались самые удачные варианты общей сказочной линии. В процессе работы детям приходилось самим критически относиться к результатам своего творчества, сравнивая его с более удачными вариантами своих одноклассников. Взрослые участники проекта внимательно наблюдали за процессом обсуждения, предупреждая возникновение негативных эмоций у детей.

Во время работы над сценарием также проводилось групповое обсуждение каждой идеи. Авторы всех идей обязательно озвучивались взрослыми, все учащиеся знали, кто придумал или изобразил тот или иной элемент сказочной истории. Возможность услышать чужую идею и признать ее более удачной - наиболее тяжелая задача для детей с ДЦП. В работе над совместным творческим продуктом это часто удавалось. 3.jpg

Так как это был последний этап работы, было важно осуществить его достаточно быстро и динамично, чтобы учащиеся, отличающиеся повышенной утомляемостью, не успели устать от процесса, и с прежним интересом довели дело до конца. Часть работы по созданию сказочной презентации с элементами анимации требовала терпения, внимательности, сосредоточенности (например: лепка «героев», рисование их, а особенно устное или письменное описание взаимодействия и общения сказочных персонажей). Некоторым учащимся было довольно трудно научиться выполнять мелкие элементы, поиск информации, и ее преобразование, но они понимали, что это необходимо для общего дела, и поэтому старались справиться со своей частью задания.

Специалисты школы считают, что проделанная работа была полезной и значимой, так как способствовала развитию творческого мышления учащихся и более полному осознанию ими своих эмоций,   развитию умения выражать вербально и невербально свои мысли и чувства, повысила эффективность формирования коммуникативных навыков, а также побудила учеников   глубже изучать современные возможности компьютера.



Литература

1.Арнаутова Н.А., Кричевец Е.А. Уроки мультипликации: возможности использования цифровой техники в коррекционно-развивающих целях.

2.Кабаков Е. Г., Дмитриева Н. В. Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного класса.


Взаимодействие работы  специалистов по развитию творческого мышления у школьников с ДЦП в условиях общеобразовательной школы

Назад в раздел