Поиск по сайту

Некоторые особенности функционирования школ с национальным этнокомпонентом (из опыта работы школы №259)

Автор: Кочарян Астгик Телемаковна, директор ГБОУ СОШ №259 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Мкртчян Артур Размикович, заместитель директора по ОЭР ГБОУ СОШ №259 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


К началу 2000-х годов стало понятно, что миграционные потоки из стран, бывших республик СССР в Россию приобретают массовый и неконтролируемый характер.

Можно по разному относиться к этой проблеме, но, к сожалению, вместо серьезного научного изучения данного явления, наибольшее распространение получают только оценочные суждения, которые зависят только от того, с какой точки зрения человек рассматривает проблему. Отсюда, огромное количество субъективизма и «произвола» в используемых характеристиках, подчас, «на грани фола» не только с научной точки зрения, но и с моральной.

Проблема вынужденной эмиграции и дальнейшей жизни на территории других государств, в силу рядя трагических обстоятельств в истории Армении, не является для нас чем-то новым или необычным. Накоплен огромный опыт и этот опыт показывает, что для сохранения национальной идентичности в самых разных условиях и самыми разными возможностями необходимо сохранять язык и веру. Там, где это удалось, возникли устойчивые армянские диаспоры, вполне адаптировавшиеся в странах своего пребывания и при этом не утратившие национального самосознания.

Естественно, главная заслуга здесь принадлежит Армянской Апостольской Церкви. Именно она организовывала и направляла все процессы жизнедеятельности армянских общин во всех уголках мира. Неудивительно, что в подавляющем большинстве все армянские общины и диаспоры сосредоточены вокруг Церкви.

В этой статье я не хочу заниматься общим теоретизированием, а это вступление мне понадобилось для того, что Вам стало понятно, как именно и почему именно так, проходили процессы в Санкт-Петербурге и более конкретно, в нашей школе.

Для армян, Россия – страна братская. Армяне жили здесь испокон веков и были даже времена, когда по высочайшему указанию их специально расселяли по территории Российской империи. До революции 1917 года в Санкт-Петербурге было 5 армянских школ.

Революция и Советская власть изменила не только матрицу российского государства, но и сломала существующие в ней естественные взаимосвязи между народами, заменив их искусственными.

Процесс восстановления был непрост и нескор. Две замечательные армянские церкви в Санкт-Петербурге и Учебно-воспитательный центр при них. Большая армянская община(по официальной статистике более 50.000 человек).

Однако очень скоро стало понятно, что с нарастающим потоком детей Учебно-воспитательный центр справиться не может. Вернее может, но он не решает самую главную проблему, одного воскресного дня в неделю недостаточно для того, чтобы противостоять ассимиляции. Выше я уже говорила, что армяне прекрасно адаптируются, но не хотят ассимиляции.

В адрес Правительства Санкт-Петербурга было направлено огромное количество обращений граждан с просьбой выделить армянской общине полноценную школу в городе с полным циклом обучения.

В Российском законодательстве нет понятия школ снациональным этнокомпонентом, но есть определения: общественно-профессиональное управление, частно-государственное партнерство и так далее.

В 2007 году было принято решение, предоставить школу №259 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга под патронаж армянской общины. Правовое положение школы не изменилось, это государственное бюджетное учреждение, работающее по российским государственным стандартам, но появились и новые возможности.

Получить школу в историческом центре красивейшего Петербурга упоительно и прекрасно, но, учитывая физическую изношенность, техническую необеспеченность и необходимость дополнительного интеллектуального наполнения содержания учебного процесса, без помощи и поддержки армянской общины сделать, было бы невозможно.

Таким образом, первые два года ушли на преобразования обычной, рядовой районной школы в современное образовательное учреждение.

Одновременно с косметическим ремонтом, учебные кабинеты наполнялись необходимой техникой и оборудованием. До нашего прихода в школе был только один компьютер. Разработан проект, закуплено оборудование и сейчас начинается работа по созданию в школе нового, современного пищевого блока.

Для того чтобы школа была привлекательна и конкурента не только для жителей района, но и для всего Петербурга, была разработана программа: «Школа и ВУЗ без посредников» при участии Санкт-Петербургского государственного университета. Между школой и Университетом заключен договор, который действует уже 6-ой год. Наши десятые и одиннадцатые классы стали называться «университетскими» и в первый же год работы программы дали нам 4 золотых и 4-х серебряных медалиста. Все выпускники поступили в высшие учебные заведения. На сегодняшний день, наши выпускники учатся практически на всех факультетах Университета, а в наших десятых и одиннадцатых классах учатся дети со все концов города и даже пригородов.

В Попечительский совет школы вошли такие выдающиеся деятели культуры и науки России как М.Б.Пиотровский.

В рамках дополнительного образования ребята получили возможность изучать армянский язык, историю и культуру Армении на любой ступени образования.

Школа стала привлекательной как внешне, так и по внутреннему содержанию.    

Однако не следует рассматривать общественно-государственное партнерство только как способ привлечения дополнительных материальных ресурсов для решения государственных задач в области образования.

Одно дело, когда дополнительные ресурсы выделяются частными лицами и корпорациями о совсем другое, когда в качестве партнера выступают такие сложные организации как национально-культурные автономии и церковь.

Изначально понятно, что эти организации не являются коммерческими. Более того, для своего собственного организационного существования они сами должны эти средства изыскивать.

То, что армянская община и Армянская Апостольская Церковь «хотели и добивались» этой дополнительной «нагрузки» на себя, говорит об их желании вести в России ( в нашем случае в Санкт-Петербурге) долгосрочную стратегическую политику рассчитанную не на сиюминутный успех или имиджевый смысл, а на долгосрочное стратегическое сотрудничество в области образования с властями города.

При таких условиях, обсуждение «проблем» школы №259 проходит регулярно и обсуждаются вопросы отнюдь не только о поставке в школу дополнительных унитазов или компьютеров.

Более того, руководители армянской национально-культурной автономии имеют большее политическое влияние и могут одновременно обсуждать стратегию развития школы с руководством района, города, взаимодействовать с различными Комитетами и Ведомствами, привлекать к сотрудничеству другие образовательные учреждения ( в нашем случае это СПбГУ).

То есть, кроме финансовой «подпитки» школа получает дополнительные административные, политические, организационные и научные возможности. Наша задача, всем этим грамотно и правильно распорядиться.

Понятно, что имея «приставку» школа сармянским этнокомпонентом, мы должны были быть готовы к тому, что некоторые изменения произойдут и в этносоставе школы. Они и произошли.

Вопреки некоторым стереотипам и штампам, школа не стала армянской, она стала по настоящему многонациональной. На сегодняшний день русские дети по прежнему составляют большинство учащихся, далее, около 30% детей армянской национальности и оставшиеся 20% дети из бывших республик СССР. В школе обучаются дети 12 национальностей.

Такое «многоголосье» потребовало усилить работу школы в проектах по толерантности и поликультурности. В школе, по результатам работы в международном проекте «Многообразие как возможность» действует новая инфраструктурная единица Кабинет-музей Диалог-Культур, с возможностью интерактивного взаимодействия с образовательными и культурными центрами в любой точке мира.

Совсем недавно, в апреле этого года, на базе этого кабинета, школа провела международную научно-практическую конференцию: «Проблемы образования в полиэтнической школе». В режиме видеоконференции с республикой Армения, мы обсуждали общее и разное в системах образования двух стран. С нашей (петербургской стороны) были приглашены не только специалисты системы образования, но и руководители тех национально-культурных автономий, которые представлены в нашей школе.

Это мероприятие, имело очень большой успех и было высказано предложение, сделать его ежегодным.

На наш взгляд, становление новых самостоятельных государств со своими собственными образовательными системами не должны приводить к разрыву во взаимодействии образовательных систем, тем более в условиях нарастающих миграционных потоков.

В конце концов, рассматривая ситуацию с точки зрения национального государства, национально-культурных автономий, диаспор или религиозных конфессий,- основным субъектом наших размышлений остается ребенок со своим индивидуальным обликом и многообразными возможностями творческого развития личности.

Использование различных форм взаимодействия между национально-культурными автономиями и государственными образовательными учреждениями расширяют возможности обеих сторон и привносят в образовательный процесс дополнительные силы и средства.


Поделиться:


Назад в раздел