Поиск по сайту

Особенности социального поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Подольская Олеся Александровна, преподаватель, кафедры дошкольного и специального образования Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина


Социокультурная жизнь общества, постоянно развиваясь и трансформируясь, предполагает постоянное преображение культурных стереотипов в зависимости от гендерной принадлежности.

Важную роль в социализации дошкольников с учетом гендерного фактора является предметно – пространственная среда. Воспитатель ДОУ открывает перед своими воспитанниками разного пола, мальчиками и девочками, все возможности игровой среды и учит их играть индивидуально, учитывая свой пол, потребности каждого ребенка.

Социальное поведение – это поведение человека в процессе усвоения индивидом социального приобретения информации о проживании в социуме с учетом гендерной принадлежности. В процессе человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе [1].

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к содержанию и построению выделяется социально-личностное развитие дошкольников. В это направление включена образовательная область «социализация», которая ориентирована на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

В период дошкольного детства (6-7 лет) дети постепенно переходят от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Мальчики и девочки данного возраста уже хорошо понимают, что нужно знать правила социального поведения, особенно при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками, могут дать оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нравственные нормы добра и зла.

Л.С. Выготский рассматривает дошкольный возраст как период «врастания в человеческую культуру» для интеграции человеческого индивидуума в социум [2].

Отечественные психологи-исследователи, изучая умения детей старшего дошкольного возраста вести себя в рамках установленных правил и традиций, считают, что все нюансы поведенческих стереотипов зависят от стандартов социума, благодаря чему происходит интериоризация культурных норм и правил поведения.

Ж. Пиаже установил, что старший дошкольный возраст – время развития способность к произвольной регуляции поведения. Несмотря на эгоцентрическую позицию детей, происходит регуляция поведения лишь в тех случаях, когда они являются требованиями взрослого.

Старшие дошкольники усваивают знания, нормы, ценности, традиции, правила социального поведения личности, которые позволяют им существовать в обществе других людей. Они приобретают социальный опыт поведения в общении. Разнообразие социальных отношений, которые наблюдаются в деятельности совместной со взрослыми и сверстниками. Именно так ребенок получает основы социального поведения, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Частые контакты родителей и воспитателей ДОУ с ребенком, эмоциональная насыщенность контактов родителей, воспитателей и детей, информативность контактов родителей, воспитателей с ребенком влияют на успешное социальное развитие ребенка. Старшие дошкольники нуждаются в получении индивидуальной помощи взрослых в решении конфликтов и ситуаций в социальном взаимодействии между сверстниками.

Они получают возможность открыть самих себя в разных формах деятельности. Социальное поведение девочек и мальчиков в данном возрасте отличается возможностью развития способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним, способности самоопределения, самоактуализации.

Социальное поведение позволяет ребенку объективно усвоить нормы человеческого общежития и утвердить себя как социальный субъект. Родители и педагоги должны формировать социально-приемлемые формы поведенческой деятельности старших дошкольников, анализируя и синтезируя все формы проявления индивидуального поведения ребенка, обучая его выбирать нормативно верный стандарт поведения в социуме.

В данном возрасте девочки и мальчики уже могут адекватно понимать и выполнять правила поведения, объяснять, почему нужно поступать именно так, а не иначе. В старшем дошкольном возрасте социальное поведение включает культуру общения, гендерную культуру, умственную культуру.

Таким образом, взрослым нужно учитывать личностное начало в ребенке, его субъективные потребности и интересы, его права и свободы.



Библиографический список

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006.
  2. Глафирова А.Д. К вопросу гендера в ДОУ. М., 2011.

Библиографическая ссылка на статью:
Конькина Е.В., Савинова И.А. Адаптация детей мигрантов: способы решения проблемы // Современная педагогика. 2013. № 12




Поделиться:


Назад в раздел