Автор: Баскакова Людмила Леонидовна, учитель истории и обществознания ГБОУ школы №135 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга |
Работа с одаренными детьми всегда вызывает много вопросов и ставит перед учителем непростые задачи. Готовых рецептов в такой деятельности нет, потому что она является творческой и очень индивидуальной как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Только совпадение мотивации учителя и ученика могут дать положительный результат.
Стремление субъектов образовательного процесса к углублению и расширению знаний по истории и обществознанию является важнейшим фактором успеха. Поэтому выбор детей должен быть основан на стойком интересе ученика к изучаемому предмету.
Как правило, такие дети проявляют себя на учебных занятиях. Они легко запоминают события, задают вопросы, дополняют рассказ учителя своими знаниями и становятся партнерами учителя.
Для начала можно подготовить дополнительные задания для детей на дом. Они позволят понять насколько ребенок готов к углубленному изучению предмета.
Способности детей проявляются по-разному.
1) Одни готовы к логическим размышлениям, аналитическим выводам, построению схем, выводам, умозаключениям.
2) Другие способны запомнить объемный материал, конкретизируя детали, обобщая факты, сравнивая события, определяя исторические персоналии.
Поэтому работать с детьми нужно, используя различные подходы, выявив учеников аналитиков и учеников – эрудитов.
Характеристика учащихся.
Ученики-аналитики |
Ученики-эрудиты
|
Обладают способностью находить проблему, выделять ее главные элементы |
Владеют обширными знаниями фактического материала. |
Способны анализировать, используя дополнительную литературу. |
Легко решают задания тестового характера, составлять такие задания самостоятельно |
Готовы продолжительное время изучать заданную тему, прибегая к дополнительным источникам, собирать необходимые сведения. |
Интересуются достаточно продолжительными периодами истории, стремятся узнать о каждом событии, личности, явлении и уложить знания в определенную систему знаний. |
Увлекаются определенной темой, изучая ее углубленно |
Стремятся расширить свои знания через знакомство с новыми источниками информации. |
Ученики-аналитики – это дети, которые способны заниматься научно-исследовательскими проектами, кропотливо изучать выбранную тему. Поэтому во внеурочной деятельности таким ученикам лучше заниматься проектной деятельностью.
Ученики - эрудиты способны принимать участие в интеллектуальных конкурсах, то есть это участники олимпиад различного уровня.
Соответственно, формы и приемы работы с учащимися разных уровней тоже будут различными.
Приемы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.
Ученики-аналитики (проектная деятельность) |
Ученики-эрудиты (активные формы работы) |
1. Знакомство с алгоритмом исследовательской проектной деятельности. |
1. Выявление уровня эрудиции каждого учащегося (выполнение заданий повышенного уровня). |
2. Знакомство с научно-исследовательскими проектами учащихся (интернет). |
2. Определение основных знаний и умений: · Умение обобщать · Умение вычленять главное · Знание понятий · Знание персоналий · Хроника событий · Знание явлений · Умение сопоставлять · Умение сравнивать |
3. Определение проблемы для изучения.
|
3. Поддержание стойкого интереса к изучаемому предмету |
4. Составление плана самостоятельной исследовательской деятельности учащегося и графика его выполнения. |
4. Индивидуальная работа с учащимся по формированию необходимых знаний и умений в решении заданий повышенной сложности |
5. Консультационное сопровождение проектной деятельности. |
5. Участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня. |
6. Участие в научно-практических конференциях. |
|
Формы работы с одаренными детьми по истории и обществознанию.
Ученики – аналитики |
Ученики – эрудиты |
1. Собеседование.
|
1. Малая гимназическая олимпиада. |
2. Консультирование.
|
2. Интеллектуальный марафон. |
3. Конкурс эссе на заданную тему.
|
3. Диспут |
4. Подбор дополнительной информации. |
4. Ролевая игра |
5. Выполнение индивидуальных заданий по тексту документа. |
5. Составление кроссвордов, исторических задач, схем, таблиц, создание рисунков. |
6. Выступление на заданную тему
|
6. Викторина |
7. Конкурс ораторского мастерства |
7. Игра – соревнование «Хочу все знать» |
8. Выступление на научно-исследовательской конференции |
8. Участие в гимназической и городской олимпиаде |
9. Участие в чтениях, организованных различными учреждениями. |
9. Решение исторических задач, выполнение тестовых заданий повышенного уровня. |