Поиск по сайту

Целевая профилактическая программа «Все цвета, кроме черного» (о педагогической профилактике вредных привычек)

Автор: Федоренко Наталия Владимировна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Исследования, проведенные в 2011-2012 г.г. российскими специалистами в среде подростков крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Волгоград), свидетельствуют о том, что сегодня каждый пятый из них имеет опыт употребления наркотического или токсикоманического вещества, 30% регулярно употребляют алкоголь и курят. Около половины подростков 13-15 лет уверены в том, что существуют безопасные наркотики, не вызывающие зависимости. Около трети опрошенных старшеклассников считают, что единственная проба наркотического вещества не приводит к формированию зависимости.

Установлено, что у человека, принявшего наркотик в 12-13 лет (в школе) риск развития зависимости повышается в 2-3 раза по сравнению с теми, кто попробовал наркотик после 20 лет.

Школа многое может сделать для преодоления этой ситуации. Но только систематическая, кропотливая работа содружества учителей, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов с детьми, подростками, их родными по реализации специальной целевой программы педагогической профилактики наркомании может дать серьезные положительные результаты.

Основой такой школьной программы может стать учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного», подготовленный издательством «Просвещение».

Руководителем авторского коллектива методического комплекта является директор Института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья Министерства образования и науки Российской Федерации М. М. Безруких, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, академик, лауреат Премии Президента Российской Федерации.

В основе этого проекта лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Главная цель программы — формирование позитивного мироощущения, выработка навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей детям и подросткам находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Программа базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики с учетом динамического развития и системности. Содержание, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа.


Принципы реализации программы

1. Программа может быть реализована в образовательном учреждении любого вида, типа – средняя школа, гимназия, лицей, учреждение дополнительного образования (центры, подростковые клубы) учреждение начального или среднего профессионального образования. Она может быть использована в семейном воспитании.

Программу может использовать классный руководитель, учитель-предметник, психолог, родитель.

  • Авторы УМК предупреждают, что при организации обучения обязательно используется принцип целесообразности информации. Так, если дети ничего не знают о наркотиках, то педагогу не стоит самому затрагивать эту тему, целесообразнее обратить внимание на те формы наркотизма, с которыми дети реально сталкиваются в повседневной жизни. (TV, социальные сети).

Предлагаемые авторами разнообразные методические приёмы позволяют максимально активизировать всех участников программы, так как от этого во многом зависит её эффективность.

Формы реализации программы:

  • внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность (классные праздники, походы выходного дня, экскурсии в др. города), реализация проектов, подготовка научно-практических конференций, программа интеллектуальных игр, КВН, работа секций ученического научного общества, объединений, клубов и т.д.);
  • интеграция в содержание базовых учебных предметов;
  • комбинированный подход (часть материала может быть интегрирована в содержание базовых учебных курсов (литературы, истории, обществознания и т.д.), часть может применяться во внеклассной работе (классные часы, коллективная творческая деятельность, работа объединений, клубов и т.д.).

Формы и сроки реализации программы определяются самим педагогом с учётом особенностей конкретной детской или подростковой аудитории или важности той или иной темы для учащихся, их интереса к проблеме и т.д.

Представленная в программе воспитательная модель охватывает различные стороны жизни детей и подростков: отношения со сверстниками, взрослыми, увлечения и досуг, взаимодействие с членами семьи, планы на будущее и т.д. При этом аспекты профилактики рассматриваются через наиболее актуальные и значимые для каждой возрастной группы проблемы.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных, воспитательных и организационных задач:

  • формирование представления об опасности наркотизации для физического и социального здоровья человека;
  • развитие у детей и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты, формирование представления о личной ответственности за своё поведение;
  • развитие ценностного отношения к своему здоровью, готовности заботиться и укреплять здоровье;
  • развитие навыков эффективной социальной адаптации у детей и подростков;
  • развитие сферы интересов и увлечений у детей и подростков;
  • развитие сотрудничества школы и семьи учащихся, формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика;

Опыт реализации такой программы в одном из образовательных учреждений Санкт-Петербурга - гимназии №144 доказал, что уже само содержание и организация образовательного процесса в первую очередь выполняет задачи общей (неспецифической) педагогической профилактики,которая направлена на гармонизацию развития ребенка, создание безопасной, интеллектуально и эмоционально развивающей образовательной среды. Общей профилактикой занимаются все специалисты образовательного учреждения в соответствии со своими должностными обязанностями.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПАВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ - ЭТО ЕДИНСТВО УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ образовательной деятельности.

Учебная программа гимназии дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека, его судьбу.

С первого года обучения в гимназии ребенок привлекается к активной индивидуально-групповой проектной деятельности, доступной его пониманию, увлекательной и яркой. Они сами выбирают тему проекта: «Планеты Солнечной системы», «Здоровье нашего дома», «Птицы наших лесов», «Что делает семью дружной», «Вода – источник жизни» и т.д. По мере взросления ученик включался в учебно-практическую, научно-исследовательскую деятельность. Учебный год завершался серией интеллектуальных игр, научно-практическими конференциями уч-ся 6-7, 8-11 классов. Технология проектной деятельности позволяет ученику оказаться в позиции субъекта собственной деятельности, проектирующего, осуществляющего, исследующего и, наконец, управляющего ею. Очевидно, что человек, будучи субъектом собственного поведения, своей жизни в целом, не станет рабски следовать чьим бы то ни было указаниям, призывам, его невозможно заставить слепо верить в чужие идеи, даже если их разделяет подавляющее большинство окружающих. Более того, ему надо научиться самому развивать себя. И вся система урочной и внеурочной работы в гимназии была направлена на реализацию этой цели.

Огромное внимание мы уделяем занятости детей после уроков. Ведь вредные привычки, в том числе наркотики, всегда заполняют вакуум занятости. Во второй половине дня в гимназии работали около 40 кружков, клубов по интересам разной направленности: научно-познавательной, патриатической, художественно-эстетической. В них занималось более 95% наших учащихся. Цель этой деятельности - создание условий для самовыражения, самоутверждения, нацеливание личности на успех в жизни, развитие лидерских качеств.

В театрально-концертном зале, оснащенном современной аппаратурой, постоянно шли репетиции – работали 4 театральные студии – на русском языке и 3 студии на иностранных языках - английском, французском и немецком. Огромной популярностью пользовалась студия бального танца «Грация», хоровая студия «Жаворонок», два компьютерных класса не закрывались до позднего вечера: здесь занимались ребята самостоятельной проектной деятельностью.

Гимназия обладала необходимыми материально техническими возможностями для организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы – два спортивных зала с необходимым инвентарем для организации игровых видов спорта, стадион, который зимой превращался в каток, ребята всех возрастов могли выбрать любую из 10 спортивных секций,

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Большой популярностью пользовались спортивные секции по волейболу, баскетболу, минифутболу, легкой атлетике, настольному и большому теннису,лыжам, аэробике, дзю-до. Команда по игре в шахматы была одной из сильнейших в Санкт-Петербурге. Учащиеся гимназии — постоянные участники и победители районных спортивных состязаний, зимних и летних турслетов.

Многолетней традицией гимназии была экскурсионная работа «Наша Родина – Россия».

Каникулы – и вся гимназия «вставала на крыло» - разъезжались классами по разным городам России - знаменитое Золотое Кольцо древних русских городов (Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Новгород, Псков, литературные и музыкальные места России, связанные с именами великих соотечественников Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.С.Пушкина, С.А.Есенина, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, М.И.Глинки…

В Европу – Чехия, Франция, Южная Германия, Скандинавия…Все вместе –дети, учителя, родители. А легендарный Клуб экологического туризма «Гринтри» каждые каникулы, забирая всех желающих, уходит зимой в лыжные многодневные походы на север – Кольский полуостров, летом – байдарочные на восток страны или в среднюю полосу России. И всегда большими группами – ребята с 8-9 лет до…, учителя, родители, некоторые впервые в жизни, не в силах слушать восторженные рассказы ребят о радостях и тяготах походной жизни.

Когда же возвращаются в родные Пенаты – все стены гимназии в фотоотчетах о поездках, а воспоминаний и разговоров хватает до следующих каникул.

Походы и поездки как традиция жизни школы – это и есть создание условий для сплочения детского коллектива, именно там дети и подростки учатся дружить, помогать друг другу, сопереживать, радоваться общим успехам, а главное – заняты интересным делом. И эта страсть к путешествиям остается нередко на всю жизнь. С точки зрения учителей гимназии, это лучшая профилактика любых вредных привычек.

СТРУКТУРА УМК

Программа хороша тем, что имеет разработанное методическое оснащение, включающее в себя пособия для педагога, книги для родителей и рабочие тетради для учащихся.

В комплект входят:

Рабочие тетради для учащихся

  • «Учусь понимать себя» (2 класс)
  • «Учусь понимать других» (3 класс)
  • «Учусь общаться» (4 класс)
  • «Учусь владеть собой» (5 класс)
  • «Учусь сотрудничать с людьми» (6 класс)

Блокноты для учащихся 7-11 класс

  • «Помогая другим, помогаю себе» - 7-8 класс
  • «Разумный выбор. Правильное решение» - 9 класс
  • «Ищем ответы на трудные вопросы» - 10-11 класс.

Методические пособия для педагога

  • Для работы с учащимися 7-9 класса
  • Для работы с учащимися 10-11 классов

Книги для родителей

Брошюра для 7-8 классников "Помогая себе, помогаю другим" предлагает учащимся варианты волонтерских проектов, которые они могут самостоятельно разработать и реализовать - социологическое исследование, психологические занятия для сверстников. Таким образом, не только решаются задачи профилактики, но и создается ситуация, в которой подростки приобретают опыт общения, взаимодействия со сверстниками и старшими, формируется навык планирования и управления деятельностью.

Гимназический вариант волонтерской работы связан с многолетней традиционной деятельностью объединения «Милосердие». В его составе 30 подростков с 3 по 10 кл., ребята не раз бывали в больницах, детских домах, домах престарелых с концертами, подарками – сладостями, игрушками, одеждой. Сфера особой заботы подростков – ветераны - блокадники. На основе записей рассказов этих людей о страшных днях блокады выпустили 3 сборника «Блокадная Книга гимназии»; по их инициативе на Пискаревском мемориальном кладбище – одной из святынь России, была установлена стела, которая называлась «Блокадная парта», в память школьников и учителей, погибших в блокадном городе. Ребята 5-11 классов – члены группы «Поиск» помогали в бытовой жизни детям блокадного Ленинграда –нынче – одиноким старикам. В этой подвижнической социальной работе они получают уроки нравственности, доброты, сострадания, уважения к старшим.

Один из элементов УМК - брошюра для 8 – 9-классников "Разумный выбор. Правильное решение" предлагает для обсуждения ситуации, связанные с различными аспектами наркотизма несовершеннолетних. Анализируя их, подростки самостоятельно формулируют эффективную схему поведения в каждой из ситуаций, получают возможность заранее "проиграть" вероятные последствия того или иного решения.

Отношение подростка к собственному здоровью, формирование привычек здорового образа жизни – важнейшая составляющая программ

Ежегодно и уже в течение нескольких лет в гимназии проводится анонимное анкетирование учеников с 6 класса. С обобщенными результатами анкеты мы знакомим ребят и родителей, делаем выводы и продолжаем работать.

Брошюра "15 ответов на трудные вопросы" помогает 10 - 11 классникам получить интересную информацию, связанную с теми или иными аспектами наркотизма, объективно оценить опасность употребления наркогенных веществ.

К завершению обучения в гимназии старшеклассник представляет собой достаточно зрелого молодого человека, с вполне и четко выраженной личностной и гражданской позицией, сформированными ценностными установками, ориентированный на продолжение образования в ВУЗе.

Опыт гимназии №144 и опыт многих российских учителей говорит: Помоги ребенку, подростку правильно организовать труд и досуг и во взрослой жизни у него не будет тех проблем, о которых мы сегодня вынуждены говорить.

Вселяет надежду то обстоятельство, что в настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Оформился целый комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Изменилась и целевая установка программы. Сегодня цель звучит так - создать условия для формирования позитивных жизненных навыков у учащихся, осознания ценности собственного здоровья и ответственности за него.

Один из путей достижения данной цели, то, что касается профилактики химической зависимости, является формирование и развитие жизненных навыков. Это навыки: общения, принятия решения, ответственного поведения, противосостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям. Работа по развитию навыков продумана в соответствии с возрастными особенностями детей. Так в начальной школе работа ведется на эмоциональном уровне восприятия. В среднем и старшем звене с подростками работа идет на сознательном уровне. Здесь хорошо работают такие формы, как просветительская деятельность и активные формы работы.

Существует еще один навык, который не прозвучал ранее, но который играет в жизни каждого человека не менее важную роль - организации свободного времени и досуга. Но данный навык невозможно сформировать, если у подростка не будет возможности выбора досуговой деятельности. Это может быть спортивное, творческое, интеллектуальное направление в соответствии с его способностями, возможностями и интересами. И важно, чтобы выбор был на нескольких уровнях: в школе, во дворе и семье.

Даже при поверхностном рассмотрении проблемы ясно, что школа с проблемой злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью справиться в одиночку не сможет. Необходима организация воспитательного пространства, воздействующего на развитие личности каждого ребенка. В него входят: семья, учреждения дополнительного образования и культуры, правовые структуры, психолого-педагогические и медицинские учреждения. Если хоть одно звено данного пространства не будет функционировать, то усилия остальных сводятся к нулевому результату. Насколько сегодня это пространство плотное и скоординированное?

Педагогическая профилактика – это особый способ организации социальной среды ребенка, препятствующей распространению наркомании.

Основные направления профилактики: общая воспитательная педагогическая работа с детьми; коррекционная работа с детьми группы риска; работа с несовершеннолетними, имеющими опыт использования наркотических веществ; подготовка учителей к ведению профилактической работы; организационно-методическая антинаркотическая работа в школе; работа с родителями.

В практике педагогической профилактики можно выделить следующие основные методы работы: информационный или образовательный метод; метод поведенческих навыков (психосоциальный); конструктивно-позитивный метод.

Формы работы: лекции, семинары, конференции, мини-спектакли, психотерапевтические занятия, тренинги, ролевые игры и т. п.

Для обеспечения успешности педагогической профилактики коллектив школа имеет договоры социального партнёрства с государственными и общественными организациями:

Оценка эффективности работы проводится по разработанной системе показателей.

Результатом осуществления педагогической профилактики является сформированная потребность юношей и девушек в здоровом образе жизни, они могут самостоятельно справляться с личностными затруднениями и жизненными проблемами, не прибегая к алкоголю и наркотиками.

Повышение личной ответственности подростков и молодежи помогает им выбрать не разрушительную, а созидательную линию поведения в жизни, получить профессию, создать семью.

Данные результаты важны не только для нашей организации. Здоровье и жизненный оптимизм молодежи определяет успешность проводимых в России реформ, направленных на интеграцию с мировым сообществом

В основе проекта «Все цвета, кроме чёрного» лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Главная цель программы — формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Программа базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики с учетом динамического развития и системности. Содержание, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа.

Участниками программы являются:

  • дети и подростки в возрасте от 8 до16 лет;
  • педагогический коллектив образовательного учреждения;
  • родители.

Разнообразные методические приёмы позволяют максимально активизировать всех участников программы, так как от этого во многом зависит её эффективность.

Реализация программы «Все цвета, кроме чёрного» может осуществляться классным руководителем, воспитателем, психологом образовательного учреждения.

Формы реализации программы:

  • внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.);
  • интеграция в содержание базовых учебных предметов;
  • комбинированный подход (часть материала может быть интегрирована в содержание базовых учебных курсов (литературы, истории, обществознания и т.д.), часть может применяться во внеклассной работе (классные часы, коллективная творческая деятельность, работа объединений, клубов и т.д.).

Формы и сроки реализации программы определяются самим педагогом с учётом особенностей конкретной детской или подростковой аудитории или важности той или иной темы для учащихся, их интереса к проблеме и т.д.

Представленная в программе воспитательная модель охватывает различные стороны жизни детей и подростков: отношения со сверстниками и взрослыми, увлечения и досуг, взаимодействие с членами семьи, планы на будущее и т.д. При этом аспекты профилактики рассматриваются через наиболее актуальные и значимые для каждой возрастной группы проблемы.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных, воспитательных и организационных задач:

  • формирование представления об опасности наркотизации для физического и социального здоровья человека;
  • развитие у детей и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты, формирование представления о личной ответственности за своё поведение;
  • развитие ценностного отношения к своему здоровью, готовности заботиться и укреплять здоровье;
  • развитие навыков эффективной социальной адаптации у детей и подростков;
  • развитие сферы интересов и увлечений у детей и подростков;
  • развитие сотрудничества школы и семьи учащихся, формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика;
  • развитие и укрепление внутрисемейных связей учащихся и их родителей.

Примером профилактического модуля может служить программа "Все цвета, кроме черного", предназначенная для учащихся. Основная цель программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии РАО - развитие у младших школьников навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей им успешно реализовать свои социальные потребности - в общении, признании сверстников, творчестве и т.д., а, следовательно - снизить "привлекательность" наркогенных веществ, предупредить приобщение к наркотизации.

В структуре программы выделяются три части - три этапа обучения:

  • "Узнаю себя" - для учащихся 2 класса,
  • "Узнаю других" - для учащихся 3 класса,
  • "Учусь общаться" - для учащихся 4 класса.

Построение программы носит циклический характер - каждый новый этап обучения базируется на уже имеющихся знаниях, оценочных суждениях, навыках, они включаются в новые структуры, формирующиеся у детей. Предлагаемые методы и формы работы ориентированы на активизацию творческой деятельности учащихся. При этом дети не просто усваивают предложенные взрослыми нормы, оценочные суждения, а самостоятельно формулируют их. Это повышает личностную значимость информации, способствует ее использованию в повседневной деятельности.

При организации обучения используется принцип целесообразности информации. Так, детям не сообщаются сведения, которые так или иначе, могли бы способствовать их знакомству с наркогенными веществами, пробуждали бы интерес к различным аспектам наркотизма. Педагогу предлагается исходить из реалий ситуации, связанной с распространенностью явления в ближайшей среде, исходным уровнем информированности учащихся. Так, если дети ничего не знают о наркотиках, то педагогу не стоит самому затрагивать эту тему, целесообразнее обратить внимание на те формы наркотизма, с которыми дети реально сталкиваются в повседневной жизни.


Вывод: грамотная позиция современного руководителя образовательного учреждения в отношении профилактики наркомании требует разработки и реализации специальной целевой программы.

Мы назвали эту программу "Без наркотиков" и попытались объединить в ней весь позитивный опыт, накопленный многими педагогами гимназии.

Начнем с выделения общих признаков современной педагогической культуры, связанной с решением множественных проблем развития ребенка, в том числе, и с решения такой проблемы, как предупреждение употребления наркотиков.

Признаками этой культуры можно считать:

1. Совместную работу (в условиях "одной команды") педагогов, психологов, социальных работников, медицинских работников, родителей, которая только и может дать реальный результат. Эта большая команда взрослых людей занимается, по сути, общей профилактикой

2. Утверждение необходимости сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.

Надо сказать, что сегодня в России главной задачей образования и воспитания ребенка выступает его социализация – он должен стать полезным обществу, государству и удобным для них. Мы же определили принципиальной установкой нашей общей деятельности и развитие субъектной составляющей человека, которая пока что остается вне поля зрения кого бы то ни было. Очевидно, что человек, будучи субъектом собственного поведения, своей жизни в целом, не станет рабски следовать чьим бы то ни было указаниям, призывам, его невозможно заставить слепо верить в чужие идеи, даже если их разделяет подавляющее большинство окружающих. Более того, ему надо научиться самому развивать себя. И вся система урочной и внеурочной работы в гимназии была направлена на реализацию этой цели.

Ребята живут в условиях, где есть ограничители, так сказать, флажки, за которые заходить нельзя. Нельзя опаздывать на уроки, на переменах нельзя бегать по коридорам, кричать. Очень важный принцип совместного бытия – не навреди себе и другому. А другой – это ты и есть. Лишь для одного человека ты свой – для самого себя. Но ведь с тобой дружат, тебя кое-кто уважает, а есть и такие, кто относится к тебе с глубокой симпатией, твоему появлению рады, с тобой хотят дружить, быть вместе. И это – великая ценность, твое завоевание, одна из основ жизненного успеха.

. значительная роль в организации профилактики наркомании отводится досуговым и оздоровительным учреждениям дополнительного образования детей, способ-ствующих развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятности несовершеннолетних и молодёжи.

Большое значение в нашей практике мы придаем детско-взрослой общности.

Мы имеем в виду такое совместное бытие детей и взрослых (бытие действительно не рядом, а вместе), для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

Детско-взрослая общность, развивающаяся по своим законам, должна быть создана и в детском саду, и в школе, и в любом другом образовательном учреждении.Только внутри нее возможно развитие самостоятельности, инициативности и творчества ребенка как необходимых компонентов его субъектности. 

Цель программы - создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся, и в первую очередь, волонтерское движение, понимаемое очень широко.

Каникулы – и вся гимназия «вставала на крыло» - разъезжаются классами: кто в Москву, кто по знаменитому Золотому Кольцу древних русских городов Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Новгород, Псков, по литературным местам России - Толстой, Гоголь, Чехов, Пушкин, Есенин, Чайковский, Рахманинов, Глинка, Мусоргский и т.д. А кто-то едет в Европу – Париж, Южная Германия, Скандинавия… Клуб экологического туризма «Гринтри» каждые каникулы, забирая всех желающих, уходит зимой в лыжные многодневные походы на север – Кольский полуостров, летом – байдарочные на восток страны или в горы – на Кавказ. И всегда большими группами – ребята с 8-9 лет до …, учителя, родители, некоторые впервые в жизни, не в силах слушать восторженные рассказы ребят о радостях и тяготах походной жизни.

Когда же возвращаются в родные Пенаты – все стены в фото-отчетах о поездках, а воспоминаний и разговоров хватает до следующих каникул.

Для вредных привычек, которые как раз появляются на пустом месте – этого самого пустого места и пустого времени не остается. И это – сознательная педагогическая политика. И в этом находит свою рализацию главные формулы программы:

1. Образование и информация. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Тренинг общения. Тренинг умения "Сказать наркотику "Нет". Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде, первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.

Кто проводит работу: специально-приглашенные специалисты, сотрудники служб психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения, классные руководители, наиболее подготовленные учителя-предметники.

На кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Программа для взрослых обязательно должна быть дополнена анализом факторов риска распространения наркомании и изучением путей помощи подростку, поддавшемуся влиянию наркотиков.

Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи за круглым столом, диспуты, тренинги.

2. Общее признание правил и норм неприятия наркотиков. Очень важно, чтобы дети поняли и приняли школьную политику в отношении наркотиков доступа к ним. Важно, чтобы координацию программы борьбы с наркотиками вели педагоги, обладающие авторитетом и в детской, и взрослой среде. Дети гораздо охотнее будут помогать педагогу, которому они доверяют, пристрастия и увлечения которого разделяют, образу жизни которого готовы следовать. . Необходимо ясно и четко договориться, что в школе любыми необходимыми путями будет пресекаться распространение идеи о возможности и допустимости наркотиков, их легализации и облегчения

3. Чувствительность к сигналам опасности.

В школе должна быть разработана специальная система повышения чувствительности к опасности распространения наркотиков. Родителей и педагогов целесообразно ознакомить с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Обязательно нужно довести до всех заинтересованных лиц к кому конкретно можно обратиться в случае, если возникнет предположение о наличии опасности. По сути, речь идет о создании в школе специальной группы "Доверия", члены которой обладают достаточными знаниями и облечены специальным доверием действовать в соответствии с создавшейся ситуацией.

Лучший вариант, если в роли такой группы выступает школьный ППМС-центр. Если такового в школе нет, то его роль может исполнять инициативная группа педагогов, принявшая на себя ответственность за реализацию программы.

Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работе, преодолев извечную убежденность, что "доносить на товарища нельзя". На этапе "общественного договора" необходимо попытаться объяснить учащимся, что "табу недоносительства" в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым, с которыми они намерены поделиться информацией. Важное примечание: никакое наказание за "отсутствие информации" не может быть признано целесообразным, поскольку гарантировано разрушает доверие ко взрослым (как, впрочем и любые другие репрессивные меры массового характера). Страх может быть ограничителем поведения только в очень ограниченных интервалах времени, для сохранения своей действенности он нуждается во все большем и большем усилении мер требовательности и строгости.

4. Тренинги активного отрицания. Выше описана система действий родителей, которые хотят помочь ребенку научиться говорить "нет" наркотикам. Все эти советы в равной мере можно отнести и к школьным программам. В последнее время появилось множество описаний тренингов: "Навыки жизни", "Основы коммуникации", "Нарконон", "Программа моей независимости" и т.д. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, с поиском средств самореализации и межличностного общения, с умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.

Методы реализации программы могут быть различны, наиболее целесообразны: деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам.

При этом важно помнить: "наркотики всегда заполняют вакуум занятости". Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, - это школа, толкающая его на путь наркозависимости.

5. Убежденность в доступности помощи.

Одним из самых страшных заблуждений может стать уверенность, что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы в школе были специалисты, которые обладают всей полнотой информации о соответствующих наркологических службах и центрах помощи наркоманам. Дети, педагоги и родители должны знать и верить, что своевременная диагностика проблемы поможет ее разрешению, что даже на стадии развитой болезни - еще не все потеряно. В этом отношении очень полезными могут оказаться беседы с теми, кто смог избавиться от наркотической зависимости сам или помог справиться с недугом своим близким. В этом отношении очень полезен опыт Центра профилактики наркоманий Санкт-Петербурга, общественных организаций "Матерей наркоманов", "Обществ анонимных наркоманов", целевых программ "12 шагов", "Автобус" и т.д.

При этом школьным специалистам не стоит переоценивать свои силы - и браться за решение проблемы в тех случаях, в которых они профессионально некомпетентны.

6. Целевая работа с "группой риска".

Понятие факторов риска в отношении наркотиков мы ввели ранее. Когда мы говорим о "группе риска", мы прежде всего имеем ввиду - . Содержание работы с этой группой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам. риск для ребенкаоказаться жертвой наркотиков

Кто должен оказывать эту помощь? Специалисты ППМС-центра или специальной группы вместе с классными руководителями должны определить в каждом классе "группу риска" и разработать программу работы с детьми, реализация которой может быть осуществлена уже самими классными руководителями. В сложных случаях может понадобиться квалифицированная помощь специалиста. Было бы хорошо, если бы в школе сложилась практика, когда каждый ребенок может обратиться к специалистам за советом в сложной для него ситуации.

И вновь совет администратору: вы должны сделать все для укрепления авторитета лиц, ответственных за реализацию программы "Без наркотиков".

Повышению их общественного признания будут способствовать ваша способность прислушаться к их советам, материальная и моральная поддержка, рост их профессиональной компетентности, развитие взаимодействия этой группы с организациями и структурами, проводящими аналогичную работу.

7. Адресная помощь всем, попавшим в беду.

  В начале статьи мы определили предмет нашей работы как профилактику и предупреждение наркомании. Но, очевидно, рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально-опасными группировками. Еще раз подчеркнем - это сфера действия профессионально-компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются соответствующие государственные и общественный структуры, ответственные за осуществление такой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих министерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи.




Поделиться:


Назад в раздел