Поиск по сайту

Формирование креативности на уроках русского языка и литературы

Автор: Нагорная Лариса Максимовна, учитель русского языка и литературы школы №76 Выборгского района Санкт-Петербурга; Шерсткина Мария Евгеньевна, учитель русского языка и литературы школы №76 Выборгского района Санкт-Петербурга


Как известно, школьное образование перестраивается, ориентируясь на формирование личности, готовой успешно, на высоком профессиональном уровне реализовывать свой потенциал, амбиции, отвечать на вызовы современного, так стремительно изменяющегося мира. Поэтому воспитание способности к творчеству, гибкости мышления, позволяющей находить нестандартные решения проблем, – одна из приоритетных задач современного педагога. Таким образом, креативным должен быть учитель и креативным должен стать ученик.

Что же такое креативность и как ее развивать? «Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем», – вот распространенное определение этого понятия. Следовательно, современному учителю «необходимо формировать готовность к принятию и созданию новых идей». Не слишком ли глобальная задача? Может быть, креативность – это свойство только одаренной личности?

Мы, учителя словесности в отдельно взятой школе, готовы поспорить с тем, что только одаренная врожденными талантами личность может принимать неординарные решения. Мы скорее согласимся с точкой зрения американского психолога А.Маслоу о врожденной, свойственной всем без исключения креативности, которая со временем исчезает или теряется под влиянием неправильного подхода в обучении и воспитании ребенка.

Так какой же подход будет правильным, верным в воспитании этого качества? Существуют ли приемы и методы, помогающие развивать креативность?

На эти вопросы мы с уверенностью ответим положительно и постараемся примерами из опыта работы доказать вышесказанное.

При подготовке к изложению, начиная с пятого класса, используется традиционная система, включающая на начальном этапе составление как назывного, так и вопросного, тезисного плана прослушанного текста, выделение ключевых слов, пересказ и т.д. Но, как правило, удовлетвориться результатами такой работы достаточно сложно. Что же предпринять для более эффективной подготовки?

В пятом классе, когда программой предусмотрено освоение более сложных технологий написания изложения, на наш взгляд, необходимо выбрать тот текст, который будет действительно интересен детям, который захочется читать и изучать. Это может быть описание необычного животного в художественном (в том числе фантастика) или научно-популярном стиле. Главное – интерес, который возникает у детей уже после первых строчек читаемого текста. При этом учитель может попросить ребят предположить, что будет дальше. После чтения пятиклассники выписывают как существительные, так и прилагательные, необходимые для описания, прочитывают выписанное, тем самым позволяя дополнить словарь темы учащимся, не очень хорошо справившимся с заданием. Но самое интересное начинается на следующем этапе, когда ребятам предлагается нарисовать животное, используя в качестве комментария составленный словарь. Причем изображаемое животное должно полностью соответствовать описанию в тексте, и когда учитель прочитывает его второй раз, дети показывают свои рисунки, и у кого нарисованное слишком отличается от оригинала, вносятся изменения. Выбирается художник класса – «классный художник», который максимально приблизил изображение к описанию из текста. Таким образом, в подготовку к изложению вносится элемент игры, соревнования, что делает работу увлекательной, а атмосферу в классе веселой, приучая школьника к тому, что учение – это праздник, а не унылое занятие.

Понятно, что изложение прочитанного текста с использованием и рисунка, и словаря темы будет успешным. И если ребята еще не устали или есть время продолжить работу по развитию речи, очень занимательно проходит следующий этап, когда им предлагается сочинить продолжение, а именно, подумать, что может произойти с животным, в каких обстоятельствах и т.д. Для этого нужно выписать уже глаголы, а потом прочитать их опять же с целью обогатить чей-то словарь. Важно, что выписывая глаголы, слушая одноклассников, школьник имеет возможность изменить, дополнить придуманную историю. Когда пишется продолжение, учащиеся осваивают повествовательный тип речи. Конечно, проверки учителя с обязательным письменным комментарием недостаточно, необходимо, на наш взгляд, проводить уроки чтения и обсуждения написанных сочинений. Такое чтение необыкновенно полезно, не только потому что ребята, слушая друг друга, оценивают одноклассников как писателей, расширяя свой кругозор, сравнивая и сопоставляя, но и потому что это позволяет заняться редактированием и рецензированием. В пятом классе эти виды работ достаточно просты, ведь это только начало. Но уже и пятиклассники могут писать коротенькие рецензии (одно – два предложения), выбирать лучшего на данном этапе «классного писателя». Что это, если не настоящее творчество?!

Если ранее речь шла о таких типах речи, как описание и повествование, то интересным, с точки зрения креативности, может показаться технология «Малая родина», используемая в шестом классе, направленная на обучение рассуждению. Это уроки, позволяющие развить представление о родине как о родном доме в родном городе, воспитывающие не только речевые, интеллектуальные способности детей, но и гражданскую позицию. Основаны они на психологическом подходе, когда ребятам предлагается нарисовать, может быть, схематично свой дом, улицу, район города так, чтобы он был узнаваем. Для этого придется прибегнуть к надписям, то есть к комментированию. Задача состоит не только в том, чтобы обозначить место на карте, но и выразить свои чувства к родному дому, улице, городу. Учащиеся вспоминают своих близких, живущих и в доме, и в городе, любимых животных, пытаясь дать определение малой родине. Одновременно с рисованием шестиклассники рассказывают о семьях, друзьях, называя лучшие человеческие качества, раскрывая их суть, свои чувства по отношению к ним. Записывается словарь темы. Для создания текста-рассуждения учитель читает написанное ранее кратное сочинение как некий образец, обращая внимание учащихся на тезис и доказательства, приводимые в сочинении. После обсуждения, может быть, спора ребятам предлагается создать свой вариант объяснения, что же такое для каждого малая родина. Таким образом, шестиклассники на основе эмоционального переживания пытаются прийти к обобщению, создать сочинение-рассуждение на основе рисунка-схемы. На втором уроке после проверки с обязательным комментарием учителя сочинения читаются вслух и определяется лучшее.

Уроки же литературы в соответствии с традиционным подходом включают в себя чтение и анализ художественного текста. Обычно анализу помогают системы разнообразных вопросов, предлагаемых учителем: проблемных, дискуссионных, наводящих и т.д. Для развития креативности можно воспользоваться так называемыми стратегиями чтения. Ведь само по себе чтение – процесс творческий, «чтение, - писал философ М. Каган, - отличается от других форм художественного восприятия своей прямой связью с художественным первотворчеством». Художественный текст воспринимается совершенно иначе, когда за ним видишь картинку, представляешь образы в своем сознании. Этому и помогают предтекстовые и текстовые стратегии чтения.

Среди стратегий наиболее известными считаются кластеры, ПМИ, паутинка ассоциаций, синквейн, чтение с остановками, перепутанные логические цепочки, ключевые слова.

Их применение в корне меняет методику урока, позволяет работать в условиях невыполненного домашнего задания, разрабатывать инновационные уроки с необычными способами работы с новой информацией. Кроме того, использование стратегий чтения предполагает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах.

Рассмотрим подробнее одну из стратегий чтения.

Чтение с остановками текстовая стратегия, используется для пробуждения у детей и подростков интереса к чтению, развития креативного мышления. Читаем художественное произведение, не спеша, с перерывами, чтобы подумать - поразмышлять о прочитанном, обсудить его. Наиболее эффективна данная стратегия при чтении произведений небольшого объема (рассказов) с неожиданным развитием событий или финалом Текст произведения должен быть заранее разбит на несколько частей.

Алгоритм работы по данной стратегии:

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания.

2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3. Рефлексия. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

На этапе вызова стоит обратиться к личному опыту учащихся посредством вопросов, связанных с пониманием ими заглавия текста, их ассоциациями и представлениями, связанными с заголовком. Стоит также обратиться к толковому словарю. Стадия вызова помогает подготовить учащихся к восприятию рассказа и прогнозировать его проблематику. Вот примеры вопросов для урока, посвященного рассказу «Хирургия»: Скажите, что обозначает слово «хирургия»? Какие ассоциации оно у вас вызывает? Что мы можем сказать о рассказе с таким названием? Чему он будет посвящен? Можно ли дополнить ваши предположения, зная, к какому жанру относится произведение?

На этапе осмысления учащиеся знакомятся непосредственно с текстом художественного произведения (предварительно разбитым на несколько логически завершенных фрагментов). Стоит отметить, что читать текст нужно обязательно вслух и выразительно, отмечая голосом важные нюансы, необходимые для понимания смысла. После чтения каждого из фрагментов учащимся задаются вопросы (можно использовать разные типы: простые, объясняющие, уточняющие, оценочные, творческие и др.), затем ученики пытаются спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

Например (для рассказа «Хирургия»): О чем мы узнали? Подтвердилось ли наше предположение о том, что рассказ смешной? Какое впечатление производит фельдшер Курятин? Оправдываются ли ваши ожидания? По-прежнему ли рассказ нельзя назвать юмористическим? Удастся ли вырвать зуб? Попробуйте придумать и записать концовку рассказа.

Для прогнозирования предлагаем пользоваться таблицей такого типа:

Что произошло?

Что произойдет?

Эта таблица необходима для фиксирования уже известной информации и прогнозирования дальнейших событий. Учащиеся с большим интересом пытаются угадать, что же случится дальше.

Кроме таблицы можно использовать такой прием, как «Древо предсказаний»:

Что будет дальше?

1.JPG


На «стрелочках» - линиях соединения - дети записывают объяснения своим версиям: таким образом они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать предположения с данными текста.

Для этапа рефлексии используем цитаты, афоризмы, пословицы, крылатые выражения, связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к его интерпретации. Для рассказа «Хирургия» можно взять следующие пословицы: «Не все те повара, у кого ножи длинные» и «Авось да как-нибудь до добра не доведут» и предложить учащимся поразмышлять, какая из них наиболее полно отражает смысл рассказа. Свои соображения учащиеся должны изложить в небольшом эссе.

Чтение с остановками учит читать вдумчиво, анализировать, делать выводы из прочитанного, вызывает интерес у учащихся возможностью активно участвовать в процессе урока: выдвигать гипотезы, доказывать и опровергать их, делать выводы, и таким образом образом развивает креативность, нестандартность мышления.

Эти технологии отличается от традиционных не только рисованием, которое так любят дети, или обращением к фантазии ребят, но и самим подходом. Приучая детей к тому, что они занимаются интересным делом, в процессе которого рождаются идеи, новые подходы к решению задач, мы изменяем отношение к учебе, превращая ее в увлекательное занятие, а главное – даем учащимся возможность стать самостоятельными деятелями образовательного процесса, в котором учитель – это советчик, наставник. Если такой подход станет традицией, то, конечно, креативность мышления даже у самого неостроумного, стандартно мыслящего человека станет потребностью в жизни и в будущей профессии.


Поделиться:


Назад в раздел