Поиск по сайту

Использование интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ

Автор: Воробьева Ольга Романовна, учитель начальных классов МОУ «Старонадымская СОШ», г. Надым, п. Старый Надым


Условия возникновения, становления опыта

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения встала необходимость обратить внимание на те приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта.

Среди различных задач начальной ступени образования в стандарте и программе духовно – нравственного развития и воспитания школьников выделяют следующие:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Решению этих задач должен способствовать комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который был введен с первого сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ был Он включает 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 часов учебного времени.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» нацелен на формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Воробьева.jpgС января 2012 года началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и в Старонадымской средней общеобразовательной школе. По результатам анкетирования обучающимися 4 класса и их родителями был выбран модуль «Светская этика».

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии.
Люди перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Для того чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.

Реализация этих духовных потребностей возможна с использованием активных и интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ.

Процесс освоения программы курса построен на сочетании занятий в классе, основанных различных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности в реальную практику.

Теоретическая база опыта: в учебном процессе используются работы: В.А.Сухомлинского, в которых описывается воспитательная система; методика воспитания А.С. Макаренко; Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.С. Якиманской, Г.А. Цукерман, В.В. Гузеева, Е.С. Полат, в которых отмечаются эффективность использования раз­вивающих активных методов.

Новизна

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является новым предметом введенным в учебный процесс общеобразовательных школ, содержание которого обеспечивает знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики.

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Учитель выступает в роли модератора личностного развития учащихся, а также служит гарантом того, что каждый учащийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов.

Ведущая педагогическая идея

Вера, духовность и патриотизм всегда были и остаются надежными ориентирами в жизни людей. Они, как неиссякаемые источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее, при этом важно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а через нее воздействовать на нравственные устои подрастающей личности.

Технология опыта

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, фасилитатора (посредника организатора деятельности группы), создателя условий для инициативы учащихся.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объемная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса.

В своей практике я применяю различные формы и методы работы:

1. Организация диалога с детьми, дискуссии позволили совершенствовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем. Одна часть вопросов бесед непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяли определить, как усвоен пройденный материал. Другие вопросы имели нравственно-развивающий, творческий характер.

2. Для развития образного мышления, познавательного интереса использовались мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.) авторские: «Добро и зло», «Моя Родина – Россия»; материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.

3. Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствовала организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).

4. Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений и др.) давала возможность совершенствовать навыки работы с источниками информации.

Усвоению понятий и ценностей, сообразно возрасту, помогает работа с художественными произведениями по темам модуля: Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Р.Н.С. «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Губарева « Королевство кривых зеркал», «Старик Хоттабыч» и другие. Они открывают путь к освоению обширного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти, добра и зла, добродетели и эгоизма, для формирования собственного опыта отношений, поиска современных критериев нравственного и безнравственного.

При работе с дополнительными письменными источниками информации используются основные виды чтения:

• ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение отдельных фрагментов);

• изучающее чтение (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста);

• поисковое чтение (нахождение конкретной информации или факта);

• рефлексивное чтение (сопоставление различных точек зрения и разных источников информации, сопоставление иллюстративной информации с информацией текста).

5. Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) было направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

6. Работа с текстами учебника способствовала пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

Использование различных заданий к отдельным темам модуля «Светская этика» направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:

- задания на составление вопросов к тексту;

- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);

- задания с выбором ответа (тестового характера);

- составление плана текста;

- задания логического характера (подбор синонимов, продолжи цепочку слов);

- работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);

- задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);

- задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливание, самостоятельное составление вопросов).

Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4-5 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

Особая подготовка требуется при использовании притч в содержании урока. Притча обладает наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Основные способы использования притч в курсе:

• определение смысла и идеи притчи;

• подготовка ответов на вопросы по содержанию и его осмыслению;

• определение ключевых понятий в тексте;

• сравнение нескольких притч;

• иллюстрирование;

• сочинение своей притчи по аналогии;

• инсценирование.

7. Работа над проектами.

Она предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Добро и зло в русских народных сказках», Настоящий друг» и другие.).В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.

8. Рассказ по теме урока дает возможность для совершенствования навыков устной и письменной речи.

9. Использование различных игр, викторин, кроссвордов направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Использование на уроках игр, упражнений в применении приемлемых способов поведения, овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Цель: Способствовать возникновению и установлению контактов между детьми.

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Воробьева1.jpgУпражнение «Расшифруй слово»

Ведущий. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

О — объединение, открытость;

Б — близость, безопасность;

Щ — щедрость;

Е — единение, единомыслие;

Н — необходимость;

И — искренность, истина.

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: осмыслить понятия «друг», «дружба».

Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на доске:

— «Настоящий друг — это тот...»

— «Друзья всегда...»

— «Я могу дружить с такими людьми, которые...»

— «Со мной можно дружить потому, что...»

По желанию дети зачитывают ответы. Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

Игра «Спасибо, что ты рядом!»

Цель: создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе.

Все участники стоят в кругу. Один из них встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо, что ты рядом!» Они держатся за руки, а каждый следующий участник подходит и со словами «Спасибо, что ты рядом!» берет за руку одного из уже стоящих в центре.

Когда все играющие окажутся в центре круга, ведущий присоединяется к детям со словами: «Спасибо, что все вы рядом!».

Игра «Свитки желаний».

Каждому участнику игры нужно записать свои пожелания и добрые дела, которые бы он хотел пожелать и сделать кому – нибудь из близких людей. Эти записи сохраняются, а в дальнейшем выясняется, какие желания исполнились.

После выполненной работы учитель зачитывает самые интересные записи детей.

За время работы по модулю «Основы светская этика» у меня сложилась следующая структура урока, получившая название – (Модель Колба – теория специалиста по психологии Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий).

Схема Колба на уроке:

1.Мотивация и объявление новой темы.

2.Целеполагание, закрепление и повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала. Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему или другие технологии.

4. Оценивание. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов».

5.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.

Воробьева2.jpgОбучение по данному курсу ведется безотметочно. В конце завершения курса каждого класса учащиеся выполняют проектные задания, которые позволяют оценить работу детей.

Результативность.

Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся. Они формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создает условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Систематическое использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к следующим результатам:

1. Возросла социальная и познавательная активность детей.

2. Появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности.

Каждый ученик идет путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. Таким образом, использование интерактивных средств и приемов обучения открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведет учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться, развиваться интеллектуально.

Адресная направленность.

Опыт может быть использован каждым учителем начальных классов в процессе преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», организации внеклассной работы.

Затруднения в реализации.

Отсутствие рабочих тетрадей по предмету, видеосюжетов по изучаемым темам, видеоэкскурсий, наглядных пособий, книг для дополнительного чтения по курсу, электронных пособий для детей и преподавателей, методической литературы.

Учебно-методический материал не рассчитан на возраст младшего подростка, наличие большого количества новых терминов и изучаемого материала вносит затруднения в изучение предмета.


Приложение: внеклассное мероприятие «Лучшее слово о дружбе»


Использование интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ

Назад в раздел