Поиск по сайту

Приобщение дошкольников к сокровищнице русской литературы (методическая разработка)

Автор: Журикова Елена Юрьевна, старший воспитатель, ГБДОУ детского сада №108 Выборгского района Санкт-Петербурга; Глухова Екатерина Евгеньевна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада № 108 Выборгского района Санкт-Петербурга


Чтение – один из истоков мышления и умственного развития.

В.А.Сухомлинский


Невозможно переоценить роль художественной литературы в воспитании детей. Она помогает ребенку в познании жизни, расширяет его представления об окружающей живой реальности, воспитывает духовно и нравственно.

Заставляя ребенка сопереживать вместе с героями художественных произведений, литература учит его замечать настроения близких и окружающих его людей, проявлять участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Так же велико влияние художественной литературы на развитие интеллекта ребенка. Воспринимать, усваивать и запоминать печатную информацию ребенку и взрослому гораздо труднее, чем аудиовизуальную. Печатная информация более структурирована, именно она – основа процесса образования и самообразования.

Аудиовизуальная информация усваивается легче, но при этом она часто мозаична, в ней много разрозненных сведений. Восприятие аудиовизуальной информации не требует сосредоточенного внимания. Дети, приученные к восприятию печатной информации, имеют более развитое мышление, они способны адекватно оценивать ситуацию, быстро находить правильное решение, у них больший объем памяти. Воображение такого ребенка более активно и лучше развито, оно имеет творческий характер.

«Читающие» дети лучше владеют речью, точнее формулируют свои мысли, им свойственна большая критичность в суждениях.

Очень важно сформировать привычку к чтению в детстве, т. к. после подросткового периода сделать это практически невозможно. Это делает проблему ознакомления дошкольников с художественной литературой особенно актуальной, ведь сейчас интерес к чтению у детей этой возрастной группы значительно снижен.

Необходимость активного приобщения ребенка к книге отражена в Федеральных государственных стандартах. Они определяют и соответствующие требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой требует последовательности, регулярности, грамотного целеполагания, регулярного обобщения усвоенного детьми материала, с целью уточнения полученных знаний. Проведение итоговой организованной деятельности в форме досуга представляется нам наиболее удачной и необременительной для детей. Во время досуга дети могут закрепить, обобщить и уточнить полученные знания в эмоционально окрашенной и психологически комфортной обстановке. Надеемся, что предложенный нами вариант организованной деятельности детей будет интересен для педагогов и может быть использован полностью или частично в их педагогической практике.

Приложение 1: досуг для детей старшей группы (5 – 6 лет) «Книжкины именины»

Приложение 2: детские песни о книгах


Список литературы:

1. Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», М., Просвещение, 2003

2. М.К.Боголюбская, В.В.Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», М., Просвещение, 2001

3. Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая «Ребенок и книга», М., Просвещение, 1998

4. В.Н.Аксенов «Искусство художественного слова», М., Просвещение, 2001


Приобщение дошкольников к сокровищнице русской литературы (методическая разработка)

Назад в раздел