Поиск по сайту

Понятие «технология». Признаки и виды технологий

Автор: Павлова Вера Леонидовна, заместитель директора по НМР ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


В условиях дополнительного образования ребенок развивается, включаясь в активную познавательную и игровую деятельность, тем самым решая проблему развития своих способностей, пробуждая чувство собственного достоинства.

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. Поэтому очень важно преобразовать «среду обитания» ребенка, создать новые средства для его развития и активной творческой деятельности, ведь в момент воспитания и обучения происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его жизненной позиции и дальнейшего интеллектуального развития.

Начнем с определения.

Слово «технология» - греческого происхождения и состоит из двух слов. Дословно переводится - наука о мастерстве. В толковом словаре трактуется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Сегодня мы будем говорить об «образовательных технологиях».

Есть множество определений понятия «образовательные технологии». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Образовательные модели (технологии) классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их две: репродуктивная (традиционная) и продуктивная (поисковая) .

Репродуктивная (традиционная)

Продуктивная (поисковая)

  • Знания предлагаются в «готовом» виде.
  • Педагог объясняет данные знания.
  • Обучающиеся сознательно усваивают знания, понимают и запоминают их.
  • Прочные знания формируются многократным повторением.

  • Знания надо добывать самостоятельно.
  • Педагог организует поиск новых знаний.
  • Обучающиеся самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные и проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируя прочные знания.

Сегодня насчитывается больше сотни видов образовательных технологий.

Их выбор должен ориентироваться на запрос и специфику ОУ, чтобы выстроить траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

Назовем некоторые из них.

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Игровые технологии
  • Личностно-ориентированные технологии
  • Кейс-технологии
  • Технология «Модульное обучение»
  • Технология «Социальное партнерство»
  • Технология «Групповое взаимодействие»
  • Технология «Диалоговое взаимодействие»
  • Технология «Проектная деятельность»
  • «ТРИЗ-технология» и др.

· Отличительными признаками образовательных технологий являются:

  • концептуальность (опора на определенную научную концепцию)
  • системность (наличие признаков системы: логичность, целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех частей)
  • экономичность (оптимальность по энергозатратам, поиск резерва времени)
  • воспроизводимость в условиях работы реального образовательного учреждения
  • визуализация (применение различных ТСУ, различной технологической оснастки и современных дидактических средств)
  • диагностичность результатов (гарантированность достижения цели и эффективность обучения, развития и воспитания)
  • управляемость и возможность коррекции (наличие обратной связи в системе «обучающий – обучающийся»).

Выбирая технологию, мы должны руководствоваться ее структурными составляющими: понять цели, задачи и преимущества, определить содержание и новизну, организовать условия реализации образовательного и воспитательного процесса, просчитать ожидаемые результаты деятельности, возможные риски и способы их преодоления, распространение опыта.

Применение современных образовательных технологий могут радикально перестроить процесс обучения и воспитания. Они призваны решать следующие задачи:

  • усилить образовательные и воспитательные эффекты
  • построить индивидуальные образовательные и воспитательные траектории обучающихся
  • осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности восприятия данной технологии
  • подвести образовательную и воспитательную деятельность к процессу творчества.

Любая образовательная технология несет в себе триединую задачу: обучение, развитие, воспитание и помогает растущему человеку самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи. Поэтому мы уже сейчас должны грамотно пользоваться теми широчайшими возможностями, которые предоставляют образовательные технологии.

Приложение: презентация


Литература:

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.

2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2003. - 48 с.

3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2007. - 91 с.

4. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5-19.

5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.


Поделиться:


Назад в раздел