Поиск по сайту

Памятка для родителей-мигрантов как инструмент защиты прав и интересов детей

Автор: Суровая Наталия Васильевна, социальный педагог центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга, Калганова Светлана Витальевна, методист информационно-методического центра Калининского района Санкт-Петербурга


Права человека представляют собой возможности каждой личности, без исключения, на самореализацию. Задачей современных государств является не просто признание, а защита прав человека, создание соответствующих условий для их реального обеспечения. Ценностными основами прав человека выступают гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость. Особенно остро проблема защиты прав человека стоит перед мигрантами. Межэтническая напряженность, проявления национального высокомерия, нетерпимости и насилия, экстремизм стали актуальной проблемой современности.

Для решения этих проблем в Санкт-Петербурге с 2006 года реализуется программа «Толерантность», направленная на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику проявления ксенофобии, укрепления толерантности. Программа предусматривает широкий спектр направлений деятельности, часть из которых может осуществляться силами образовательных учреждений: выработка и реализация мер раннего предупреждения межнациональной напряженностиразработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции мигрантов в петербургское сообщество и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и религиозных потребностей граждан; формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности и уважения к другим культурам; разработка и реализация в учреждениях дошкольного, начального, среднего, среднего специального и высшего образования Санкт-Петербурга образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие; развитие межэтнической интеграции в области культуры.

Также вопросы прав и адаптации мигрантов рассматриваются в международном проекте «Многообразие». Изначально целью проекта было содействие развитию новой модели школы, развитию школьной культуры в условиях многообразия.

В рамках проекта «Многообразие» большое внимание уделяется проблемам детей-инофонов: плохая адаптация к социальной среде, отсутствие для социализации знаний об основах российского законодательства, множество проблем, связанных с освоением школьной программы, незнанием русского языка и неподготовленностью к школе. Как следствие, у ребенка снижается самооценка, возникают трудности в воспитании, переработке информации и принятии иной культуры. Поэтому, одна из самых важных задач, стоящих перед нами – это адаптация мигрантов в социальную среду Санкт-Петербурга. Адаптация невозможна без информации. Семьи мигрантов должны быть широко информированы о возможностях социальной среды, в которую они вливаются. Для семей-мигрантов, имеющих детей школьного возраста, центром информирования может, а, возможно, должна, стать школа.

Один из способов помочь мигрантам в школе – создание памятки для родителей школьника. В каждом учреждении памятка может быть своей, исходя из особенностей школы. Однако есть вопросы, общие для всех образовательных учреждений.

Примерная структура памятки для родителей-мигрантов

О школе

· Адрес, телефон, адрес сайта, электронный адрес

· Администрация, часы приема

· Режим работы школы

Ваш ребенок в школе (требования к ученику)

· Требования к внешнему виду

· Правила поведения ребенка в школе

· Общие требования готовности ученика к уроку

· Общие положения по ведению дневника

Служба, которая Вам поможет

· Структура службы, режим работы

· Случаи обращения

· Советы службы:

- Условия, необходимые для успешного обучения

- Как собрать ребенка в школу

- Домашняя среда – залог успеха

- и т.д.

· Консультации психолога «Что делать, если..?»

· Курсы русского языка

Возможности ребенка в школе

· Организация питания

· Медицинское обслуживание

· Библиотечная служба

· Дополнительное образование

Полезная информация

· Ссылки на сайты Комитета по образованию, районного Отдела образования, УФМС и т.д.

· Адреса, телефоны служб района и города: ЦПМСС, ЦСПСиД, УДОД и т.д.

Доступность, краткость, максимальная информированность по актуальным вопросам – это положительные моменты подобных социальных проектов для мигрантов.

Межэтинические отношения стали важным элементом современной жизни. Каждодневное решение проблем адаптации приезжающего населения позволяет обеспечить равные возможности и равные права в условиях современного Санкт-Петербурга.


Список используемой литературы:

1. Глобальное образование: проблемы и решения. Дайджест. Автор-составитель Алексашина И.Ю. – СПб:СпецЛит, 2002

2. Единство непохожих. Миграционная политика: глоссарий. Барыкина И.А. – СПб, СПб АППО,2010

3. Многообразие как возможность. Этнопедагогические аспекты работы в современной школе: методическое пособие. Под редакцией Алексашиной И.Ю., Муштавинской И.В.-СПб:СПбАППО, 2011

4. Элиасберг Н.И. Методические рекомендации к учебному пособию для средней школы. СПб филиал ГУ-ВШЭ, 2007


Поделиться:


Назад в раздел