Поиск по сайту

Информационно-исследовательский проект «Путешествие к звездам» (для детей старшего дошкольного возраста)

Автор: Махунова Любовь Николаевна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада №15 «Яблонька» общеобразовательного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга, Кравец Екатерина Александровна, воспитатель ГБДОУ детского сада №15 «Яблонька» общеобразовательного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга


В шесть лет ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывающуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей пяти – шести лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Однако имеющиеся у ребенка пяти – шести лет возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям в психике. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале шестилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо); слово, то есть объяснения, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования). Большое значение для социально-личностного и познавательно-речевого развития ребенка имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них. Перед нами стояла задача создать проект, заинтересовать детей, а главное, в основе которого был интегрированный подход для решения важных задач.

Идея проекта в нашем детском саду родилась совершенно неожиданно. Гуляя на вечерней прогулке, дети подолгу любовались плывущими по небу облаками, завораживающе темнеющим небом, шлейфом-следом от исчезающего в небе самолета. Задавали многочисленные вопросы о звездах, планетах, космосе, сравнивали самолет с ракетой. А на заданный воспитателем вопрос «Хотите знать больше?», ответили «да».

У детей явно наблюдалось стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Мы решили поддержать детскую заинтересованность. А сама идея изучения данных вопросов оказалась актуальной накануне празднования юбилея первого полета человека в космос. В связи с этим мы решили разработать проект «Путешествие к звездам», имеющий целью вызвать интерес к основам астрономии, истории нашей страны и чувство гордости за первого человека нашей страны побывавшего в космосе.

Проект направлен на

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие старших дошкольников,

- физическое развитие.

Проанализировали разнообразный методический материал по основам астрономии, выделили основные важные моменты, систематизировали их и использовали в сжатом виде и доступной форме, не перегружая детей излишней информацией. Постарались заинтересовать детей темой, чтобы они приняли непосредственное участие в обсуждении, планировании, проведении исследований совместно с родителями. Материал проекта представлен тремя темами: «Звездное небо», «Солнце и планеты», «Освоение космоса». Нетрадиционные формы работы с детьми обеспечили единство воспитательного процесса детского сада и семьи. Включены такие формы работы с детьми как игры-путешествия, досуги, презентация исследовательских работ, встречи с интересными людьми, экскурсии в планетарий, Военно-Космическую Академию имени Можайского, вернисажи детских творческих работ, встречи в библиотеке №7 Василеостровского района. Мероприятия с детьми тщательно продумывались. Продумано и активное участие детей при создании рабочих творческих бортовых блокнотов космонавтов. В конце каждой темы проводится увлекательные космические путешествия, основанные на игровом, познавательном материале.

На заключительном этапе проходит презентация исследовательских проектов детей. Для выполнения исследовательских проектов дети распределяются на группы.

В конце каждой темы проводится увлекательные путешествия, основанные на игровом, познавательном материале.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность является актуальным на сегодняшний день, поэтому важным моментом было привлечение занятых работой и жизненными проблемами, родителей воспитанников. Именно участие родителей в проекте «Путешествие к звездам» поможет

-максимально сблизить родителей с детьми,

-достичь высоких результатов в развитии каждого ребенка,

-преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка,

- относится к ребенку как к равному,

- проявлять искреннюю заинтересованность в его познании, в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке,

- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Данный проект «Путешествие к звездам» предлагаем использовать воспитателям детского сада, увлеченным своей работой с детьми старшего дошкольного возраста.

Временные рамки выполнения проекта с ноября по апрель.

Ожидаемые результаты:

  • Создание оптимальных условий для социально-личностного и познавательно-речевого и художественно-эстетического развития личности дошкольника.
  • Повысится уровень познавательной активности детей,
  • Дети овладеют техническими приемами и способами изготовления поделок и изделий из различных материалов.
  • Родители и дети приобретут опыт партнерского, доверительного взаимодействия друг с другом в совместной исследовательской деятельности.

Приложение: проект «Путешествие к звездам»


Литература:

1.Ридерз Дайджест Атлас Вселенной для детей

2. Географический атлас для детей «Я познаю мир»

3. Леонов «Выхожу в космос»

4. Познавательное развитие. Т.И Грызик программа «Радуга»

5. Космос Суматохина О.И.Издательство «Белорусский Дом печати»

6. Обруч журнал №2 -2010г дошкольного и начального образования

7.Дошкольное воспитание № 4-2002

8. Воспитатель практический журнал №2- 2010,№ 4-2010г

9. Детская энциклопедия Что такое. Кто такой Том 2 от И до П

10. Аудиодиски Что такое космонавтика.

11. А.Г.Новак, Аркадий Хайт, Василий Лепилов Стихи о космосе



Поделиться:


Назад в раздел