Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Организационно-педагогические условия обеспечения непрерывности обучения детей безопасному участию в дорожном движении
В 2008 году на территории Дома детского творчества «Союз» распоряжением Главы Администрации района был открыт опорный центр безопасности дорожного движения «Перекресток». Это позволило вывести работу ДДТ «Союз» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на новый, более высокий уровень, эффективно использовать внутренний потенциал и накопленный опыт. К этому времени в Центре «Перекресток» уже была создана система работы с детьми и педагогами, сформирована материально-техническая база, включающая в себя современные, технически оборудованные классы, а также построенный по индивидуальному проекту детский Велогородок, уникальный своими размерами и образовательными возможностями. Успешной работе опорного центра способствует наличие профессиональных педагогических кадров – педагогов, методистов, педагогов-организаторов. Финансирование деятельности осуществляется из бюджетных источников, через участие в целевых программах, а так же с привлечением внебюджетных средств. Сайт ДДТ «Союз» является основным информационным ресурсом освещения нашей деятельности, поддержку также оказывают СМИ района и сайты наших партнеров. Районный опорный центр «Перекресток» ведет объемную, содержательную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма по следующим направлениям: · Взаимодействие с образовательными учреждениями района · Разработка и реализация образовательных программ · Организация и проведение досуговых программ, конкурсов, акций, соревнований · Методическая работа · Информационно-просветительская работа · Повышение квалификации педагогических кадров Напомню присутствующим, что тема доклада звучит так: «Организационно-педагогические условия обеспечения непрерывности обучения детей безопасному участию в дорожном движении»
Прежде, чем приступить к раскрытию темы, обоснуем основные теоретические понятия. В данной работе мы, исходим из следующих определений: · Организационно-педагогические условия это - совокупность взаимосвязанных предпосылок, обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом, включая кадровое, материально-техническое, информационное, финансовое обеспечение · Непрерывность обучения осуществляется путем охвата всех возрастных категорий с учетом возрастной динамики.
Принимая во внимание остроту проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, мы считаем необходимым начинать обучение безопасному участию в дорожном движении с самого раннего возраста. В работе с дошкольниками мы используем как традиционные формы: досуговые программы, конкурсы прикладного и художественного творчества, так и новые методики. Организация такой работы начинается с контакта с дошкольными учреждениями и заключения договора об оказании методической помощи. При разработке новых методик необходимо учитывать быстро изменяющиеся психо-физические особенности детей дошкольного возраста. Так, в возрасте 4-5 лет действия ребенка основаны на принципе подражания. Зачастую не осознавая причин, тех или иных действий, ребенок просто копирует наши поступки. И именно в этом возрасте есть возможность зафиксировать навыки безопасного поведения на дороге на уровне рефлексов. Учитывая это, педагоги нашего центра создали досуговую программу для детей и их родителей «Госпожа авария и кот Катафот», конкурсные задания в которой построены по принципу «делай как я». В работе с детьми 5-6 летнего возраста можно применять уже более сложные технологии. Общеизвестно, что ребенок 5-6 лет лучше всего усваивает информацию, преподнесенную в игровой форме. Именно этот принцип использован в авторской сюжетно-ролевой игре на основе метода обучения «равный – равному» «Приключения Вовки в Тридевятом царстве». Реализация метода «равный – равному», предполагает влияние членов определенной группы на других членов той же группы с целью добиться изменения их поведения. В данном случае, дети становятся участниками единого процесса, сюжетно-ролевой игры, в которой выполняют роли «учитель» – «ученик». Этот принцип обучения довольно популярен в работе с подростками, но наш собственный опыт показал эффективность его использования и с возрастной категорией 5-6 лет.
Следующая возрастная ступень – младшие школьники. 7 лет – период осознания своего места в системе человеческих отношений. Это объяснятся появлением внутренней позиции, которая определяет отношение ребенка к себе, к другим и к окружающему миру в целом. Именно в этом возрасте просыпается желание стать взрослым. «Я большой»- заявляет ребенок. Простое подражание взрослым, игра, не дает взросления в полном смысле слова, на первый план выходит познавательная активность. Эту возрастную особенность мы используем в роботе с младшими школьниками, даем ребенку возможность учиться. В широком смысле это возможность получать знания, развивать свои способности, то есть заниматься полезной и осмысленной работой. Взаимодействуя с начальной школой, мы делаем упор на образовательные программы, используя в преподавании ПДД новые технологии, ставшие неотъемлемой частью таких занятий. Интерактивные формы организации образовательного процесса: викторины с использованием медиа-ресурса, компьютерное тестирование, а также практические занятия на вело-тренажере, обеспечивающие кинестетический способ восприятия информации. Поскольку в нашем Центре по образовательным программам ежегодно обучается более 2000 детей, мы постоянно ищем способы, которые дадут возможность детям проявить полученные знания. Одной из эффективных форм стала интернет-олимпиада на знание ПДД. Учитывая интерес современных детей к компьютерным играм, мы создали на нашем сайте раздел «Проверь себя», где ребенок может пройти тестовые , выполнить игровые задания на знание правил дорожного движения.
Специфика работы с детьми среднего школьного возраста связана с тем, что у подростка это период включения его в доступные ему формы общественной жизни. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей и противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Все вышесказанное в полной мере относится и к формированию культуры безопасного поведения на дороге. Спектр организуемых мероприятий с этой возрастной категорией достаточно широк. Это и образовательная, и досуговая и культуротворческая деятельность. Особое внимание в работе с этой возрастной категорией мы уделяем взаимодействию с семьей. Заботясь о своих детях, родители поручают их образование профессионалам, зачастую забывая о том, что сами могут стать причиной отказа ребенка применять на практике полученные знания. Именно это послужило поводом к организации семейного конкурса по правилам дорожного движения «По дороге всей семьей». Задачи конкурса повысить роль семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. Привлечь внимание родителей и детей к необходимости изучения и соблюдения Правил дорожного движения. Вовлечь родителей и детей в совместную творческую деятельность по закреплению знаний и навыков безопасного поведения участников дорожного движения. Несмотря на то, что это конкурс, соревновательный элемент сводится к минимуму, поскольку наша задача не просто выявить лучших, а вызвать максимальный интерес к предложенной теме. Кроме того организация конкурса создает условия для расширения взаимодействия учреждений дополнительного, общего образования и привлечения социальных партнеров. Хотелось бы поделиться еще одним интересным опытом работы с данной возрастной группой. Педагогами нашего центра разработана специальная досуговая программа «Феи дорожного образования» для детей с ограниченными двигательными возможностями и поражением центральной нервной системы. Особенность работы с такими детьми заключается в том, что в основном это дети старшего возраста, но их способности позволяют им усвоить материал, рассчитанный не более чем на средний школьный возраст. Задания, которые выполняют дети, в процессе игры строятся с позиции «я пассажир». К сожалению, детям с двигательными проблемами довольно сложно посещать наши образовательные программы, а потребность в таких занятиях у них велика. В связи с этим в данный момент ведется разработка специальной программы для проведения онлайн уроков через сеть Интернет. В возрасте 10-13 лет у ребенка появляется потребность в посильной социально значимой деятельности и именно в это время мы начинаем активно привлекать ребят в отряды Юных инспекторов движения. На базе нашего Дома создан разновозрастный отряд ЮИД, который объединяет в своих рядах подростков от 10 до 17 лет. Создавая такое объединение, мы стремимся к решению сразу несколько задач: пропаганда безопасного поведения на дороге, поддержка детской позитивной инициативы и воспитание социально активной молодежи. Члены отряда становятся организаторами и участниками всех мероприятий Центра. Отдельный упор мы делаем на организацию социально значимых акций, в которых дети среднего школьного возраста находятся в активном партнерстве с ребятами старшего возраста. Юношеский возраст - это период формирования мировоззрения, убеждений, характер и жизненного самоопределения. И в этом возрасте безопасность на дороге уже не рефлекс, а сознательный выбор модели поведения. Работая с уже достаточно взрослыми, но все же детьми мы стараемся привлечь их к мероприятиям в непосредственном контакте с сотрудниками ГИБДД. Это и акции на дороге, когда ребята получают возможность непосредственно общаться с водителями, акции в МРЭО, носящими пропагандистский характер. В этом возрасте ребята уже имеют собственное мнение о безопасности на дороге и способны достаточно четко его сформулировать, поэтому готовы к прямому общению со СМИ. В заключении хочется сказать… Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к взрослому мировоззрению, от "Я не могу!" к "Все будет сделано", от надежды, что за тебя все сделают - к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления. В соответствии с этим психологическим критерием мы и строим процесс обучения безопасному поведению на дороге. При этом нельзя забывать, что растет и изменяется не только каждый конкретный ребенок, но поколение в целом меняет приоритеты и способы восприятия жизни. Понимая это, мы стараемся быть в постоянном поиске актуальных форм педагогического воздействия и способов формирования жизненно важных знаний и навыков.
Поделиться:Назад в раздел |