Поиск по сайту

Обновление содержания и технологий общего образования с позиций экологического образования и образования для устойчивого развития: опыт школы № 97 Санкт-Петербурга

Автор: Груздева Н.В.


Динамичные процессы в современном обществе, требования ФГОС-2 ориентируют на обновление содержания, организационных форм и технологий образовательного процесса.

Актуальность проблемы. Корни многих проблем современного общества находятся в образовании. Наш мир уже давно стоит на пороге экологической катастрофы, а многие ученые считают, что мы уже перешли границы устойчивости биосферы, и одна из основных глобальных проблем современности – экологическая проблема – требует ее настоятельного решения. Система образования, рассматривается в мировом сообществе как ведущий двигатель ее решения, мы разделяем эту позицию и стараемся усилить экологическую компоненту школьного образования.

Экологическое образование – интегративная междисциплинарная образовательная деятельность, направленная на осознание человеком связей в окружающем мире и своей роли в нем, усвоение способов оптимального поведения в природе и обществе.

Экологическое образование способствует

- эколого-аксиологической ориентации личности (понимание многофункциональной ценности природы, стремление к активной природоохранительной деятельности, чувство ответственности за судьбу Планеты и др.);

- формированию экоцентрического мировоззрения и экологической картины мира (осознание целостности мира, постижение законов мироздания, осознание себя частью природы, признание необходимости коэволюции (согласованной эволюции) природы и общества, необходимость взаимодействия между людьми и др.);

- становлению экологического сознания (этапы становления экоцентрического сознания (сознания, основанного на осознании идей взаимосвязи человека с природой, признание ценности человека и всего живого, осознание постулатов универсальной этики и следование им и др.);

- становлению экологического мышления (гибкого мышления, обеспечивающего установление причинно-следственных связей, развитие умений системного анализа, умений проектирования, прогнозирования, моделирования, усвоение методологии познания мира и др.);

- развитию системы экологических знаний (факты, понятия, законы, теории, идеи и концепции экологии).

Глобальные проблемы современности – это выражение системного кризиса, который обусловлен нарушением законов Природы вследствие недостаточно продуманной деятельности человечества. В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро, созванной по инициативе ООН была принята концепция устойчивого развития как стратегия, определяющая на много лет развитие стран мирового сообщества. В 2002г. в ЮАР (г. Йоханнесбург) прошел Международный саммит по проблемам окружающей среды и развитию, на котором констатировали, что идеи устойчивого развития не овладели массами, хотя в ряде стран были приняты даже соответствующие правительственные документы. Так, в Российской Федерации в 1996г. был подписан Указ Президента России «О переходе России на идеологию устойчивого развития».

Однако без действенного участия всей образовательной системы в реализации идей устойчивого развития, их продвижение «пробуксовывало». Поэтому в 2005г. Организация Объединенных Наций объявила начало Международного Десятилетия образования в интересах УР (2005 – 2014 г.г.).

Образование для устойчивого развития (ОУР) рассматривается как

· опережающее образование, призванное изменить преобладающее сейчас потребительское отношение людей к природе и мотивировать их на новые ценности и инновационные пути решения глобальных проблем современности;

·​ образование, требующее перехода от общества потребления к обществу духовного совершенствования и новых технологических решений во всех отраслях своей деятельности;

·​ образование, обеспечивающее становление нового ноосферного мировоззрения, гибкого и продуктивного мышления, воспитание думающего и деятельного гражданина, широко образованного человека-творца. Чрезвычайно важно использовать все возможности образовательного процесса для приобщения многих молодых людей и педагогов к идеям устойчивого развития.

Подтверждением актуальности освещенных выше проблем стали указы Президента России об объявлении 2013 года Годом охраны окружающей среды, а 2014 года – Годом культуры (а культура включает в себя и экологически грамотное отношение к окружающей социоприродной среде, и культуру здоровья, и культуру безопасной жизнедеятельности человека и др.).

Педагогический коллектив ГБОУ школы № 97 Выборгского района Санкт-Петербурга реализацию идей экологического образования и образования для устойчивого развития принял как актуальную задачу для своей работы.

Постановка проблемы, целей и задач работы

Проблема: Экологическое образование в школе оказывается недостаточно эффективным, поэтому в обществе (наряду с другими причинами) преобладает потребительское отношение к природе.

Специального раздела по экологическому воспитанию детей нет ни в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, ни в программах большинства дошкольных образовательных учреждений, нет и предмета «Экология» в базисных учебных планах школ. Каким способом можно компенсировать эти недостатки в системе школьного образования?

По-видимому, ресурсы имеются в школьном компоненте образования (за счет введения экологической компоненты и модулей по образованию для устойчивого развития), в применении новых интерактивных образовательных технологий, организации внеурочной деятельности учащихся экологической направленности.

Исходя из этой посылки, выдвигаем гипотезу исследования.

Гипотеза нашего исследования:

Эффективность экологического образования можно повысить, если

- обеспечить повышение квалификации педагогов в области экологического образования и образования для устойчивого развития;

- вводить интегративное содержание экологического образования и образования для устойчивого развития в образовательный процесс модульно;

- объединять возможности основного и дополнительного образования учащихся во внеурочной деятельности;

- применять новые образовательные технологии.

Достижение нового качества общего образования базируется на обновлении содержания и технологий образовательного процесса; это введение новых социально и личностно значимых ценностных ориентаций, интеграция естественнонаучных, социальных, экономических и технических и технологических знаний, овладение новыми образовательными технологиями, достижение выпускниками общеобразовательных учреждений ключевых и предметных компетентностей и др.

Поэтому нам представляется перспективным работа по обновлению содержания и технологий общего образования с позиций образования для устойчивого развития.

Отбор содержания образования и образовательных технологий должен происходить с учетом современных психолого-педагогических исследований и отражать требования государственных образовательных стандартов нового поколения.

Обновление содержания общего образования предполагается на всех ступенях школьного образования по следующим направлениям:

· интеграция естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических и технических знаний;

· рассмотрение в образовательном процессе взаимоотношений природы и общества на разных этапах развития человечества;

· развитие идей космизма, ноосферизма, устойчивого развития как новых ценностных ориентиров для становления мировоззрения;

· изучение новых современных технологий (нанотехнологий, генной инженерии, альтернативной энергетики и т.п.) как средств решения задач устойчивого развития природы и общества;

· взаимосвязь формального и неформального образования, учебной и внеклассной деятельности в становлении нового миропонимания.

Обновление технологий образовательного процесса предполагает

· активное использование модульного обучения,

· систематическое применение информационных технологий, поиска материалов с помощью Интернет;

· введение педагогических мастерских, кейс-технологий и других интерактивных форм обучения;

· применение диагностических методик и др., что в комплексе позволит обеспечить формирование активной развивающейся личности, способной к самореализации и решению учебных и жизненных задач, то есть становление человека, обладающего необходимыми компетентностями.

Цель опытно-экспериментальной работы: отбор оптимального содержания экологического образования и образования для устойчивого развития, адекватных образовательных технологий для повышения качества образования школьников, творческой самореализации учащихся и педагогов.

По-видимому, ресурсы имеются в школьном компоненте образования (но они чрезвычайно ограничены), в организации внеурочной деятельности учащихся экологической направленности и/или в применении новых интерактивных образовательных технологий.

Исходя из этой посылки, выдвигаем гипотезу исследования:

Эффективность экологического образования можно повысить, если

- обеспечить повышение квалификации педагогов в области экологического образования и образования для устойчивого развития;

- вводить интегративное содержание экологического образования и образования для устойчивого развития в образовательный процесс модульно;

- объединять возможности основного и дополнительного образования учащихся во внеурочной деятельности;

- применять новые образовательные технологии, в т.ч. образовательную технологию интегративных полицентрических модулей в формате Дней погружения; обеспечив необходимые организационно-педагогические условия для ее проведения;

- осуществлять мониторинг развития экологической культуры учащихся.

На первом этапе ОЭР (2011-2012 уч. год) были поставлены следующие задачи:

- мотивировать педагогов школы к активному участию в ОЭР по заявленной теме;

- повысить их уровень профессиональной компетентности в сфере обновления содержания образования и овладении инновационными образовательными технологиями;

- представить достигнутые образовательные результаты педагогам Выборгского района.

Основная деятельность посвящена мотивации работы педагогического коллектива школы №97 по заявленной тематике, повышению их квалификации в области ОУР и инновационных образовательных технологий, проведение взаимопосещений педагогов в рамках общешкольной методической темы, структурирование работы школьных методических объединений, проведение семинаров районного уровня по заявленной тематике.

Была разработана программа 36-часового семинара для педагогов школы, учебный план которой отражал следующие вопросы:

· Традиции и инновации в образовательных результатах школьного образования.

· Цели обучения в современной школе с позиций ФГОС-2.

· Экологическое образование и образование для устойчивого развития как интегративная основа формирования содержания образования.

· Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных умений на уроках и во внеурочной деятельности.

· Интеграция основного и дополнительного образования как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.

Достигнутые результаты на первом этапе:

- Педагоги осознали значимость работы в сфере экологического образования и образования для устойчивого развития как условия повышения качества общего образования;

- работа методических объединений учителей-предметников стала структурированной под идеи ОЭР;

- педагоги расширили содержание предметных областей за счет введения основ экологического содержания и ОУР;

- педагоги активно осваивали новые образовательные технологии (технологию развития критического мышления, проектной деятельности, информационные технологии, педагогические мастерские, кейс-технологии, технологии модульного обучения и др.);

- учителя приобретали умения учителя-исследователя: осваивали проводить диагностику образовательных результатов в сфере экологического образования и образования для устойчивого развития, анкетирования, умения анализа и статистической обработки полученных результатов.

1. Описание полученных результатов.

1) Инновационный продукт «Экологическое образование в ФГОС-2» развернутое тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» 1-4 класс, в рамках образовательной программы «Школа России». В планировании уроков по курсу «Окружающий мир» в начальной школе мы сочли нужным подчеркнуть экологическое содержание урока и включение основ образования для устойчивого развития путем фиксации основной линии раскрытия содержания: взаимосвязей

· в системе «человек – природа» (влияние природного окружения на человека (что изучает экология человека) и влияние деятельности человека на состояние природы, что отражено в экологических курсах «Основы природопользования», «Глобальная экология»);

· «человек – человек» (как один из аспектов социальной экологии);

· «человек – техника» (эргономика, освоение природных ресурсов в ходе эволюции человека и в разных социальных эпохах; в том числе и возможности применения современных инновационных технологий);

· «человек – мораль», что подразумевает раскрытие этических и правовых основ отношений в системе «человек – окружающая среда»;

· «ресурсосбережение» (как аспект экономических отношений в системах «человек – природа», «природа и общество»);

· «безопасность в окружающей среде» (как практическое воплощение идеи о ценности жизни и правильном поведении в окружающей среде).

Прогнозируемые образовательные результаты, взаимосвязанные с целью каждого урока, даны в соответствии с рекомендуемой образовательной технологией и позволяют акцентировать внимание учителей на новые требования ФГОС-2, представленные группами личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Такие универсальные учебные умения, как работа с информацией в учебнике или рефлексия по итогам урока повторяются практически на каждом занятии, и поэтому мы ввели титульную страницу к планированию по каждому классу, где представили основные группы метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов второго поколения;

- модель новой образовательной программы «У Невских берегов» для учащихся 1- 4-х классов для внеурочной деятельности с учащимися (работа по созданию программы продолжается);

· создан банк данных по диагностике образовательных результатов и экологической культуры школьников. Методики, реализуемые для диагностики на первом этапе ОЭР:

а)ЭЗОП (выявляет 4 компонента экологической культуры школьников: эстетический - Э, познавательный (знаниевый)-З, природоохранный - О, пользовательский компонент – П в деятельности школьников; методика В. Ясвина и Дерябо)

Количество учащихся

Э

З

О

П

155 (2-4 классы)

31.3%

19.0%

24.8%

24.9%

104 (5-7 классы)

35.5%

16.4%

26.6%

20.9%

70 (8-9 классы)

36.9%

21.3%

20.2%

21.7%

35 (10-11 классы)

36.9 %

17.3%

18,0 %

28.6%

ВСЕГО: 364 чел.

34.7%

18.2%

22.9%

24.9%

Общий вывод:

Соотношение по эстетическому, когнитивному, природоохранному и практическому компонентам экологической культуры в целом соответствуют возрастным особенностям респондентов

б) авторская методика по пониманию учащимися 8-9-х классов практического значения образовательного процесса в разных учебных курсах, их направленности на решение актуальных проблем современности;

в) авторская методика диагностика уровней умения решать проблемы (для учащихся 8-9-х классов);

г) авторская методика изучения проектной деятельности школьников (на примере плакатов экологической тематики и образования для устойчивого развития); критерии: полнота раскрытия содержания, художественная выразительность, проявление личностной позиции;

г) анкеты для выявления умений педагогов применять различные образовательные технологии для реализации экологического образования и образования для устойчивого развития;

· создание презентаций к Календарю международных экологических праздников и методики их применение в образовательном процессе школы;

· Методические разработки учителей экологической направленности:

- Модуль «Экология человека» на уроках математики в 5-7 классах (автор: Яговец А.А., учитель математики (подбор задач эколого-валеологической направленности);

- Методическая разработка «Возможности развития экологической культуры учащихся на уроках словесности (Чепик Л.Н.), учитель русского языка и литературы);

- Методическая разработка «Речевая культура учащихся 9 класса как средство постижения мира ( Авхачева М.В, учитель русского языка и литературы)

- Метапредметные умения в структуре речевой культуры (методические рекомендации). Литературная конференция «Русские писатели о природе, ее красоте и ответственности человека за этот мир» для учащихся 9-11 классов (Ипатова И.В., учитель литературы);

- Кейс-технологии при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга (Беткова О.И., учитель истории и обществознания)

- Методическая разработка «Развитие метапредметных умений учащихся на уроках английского языка (Назарова Е.А. учитель английского языка) и др.

· проведение с учащимися акций в рамках внеурочной работы экологической направленности и по образованию для устойчивого развития.

· Профессиональный рост педагогов:

- внутрифирменное повышение квалификации –100 % педагогов школы;

- участие с выступлением на Всероссийской научно-методической конференции «На пути к школе здоровья» 29 марта 2012 г. – 20 чел (91%); участие в петербургском образовательном форуме на секции «Вторая жизнь вещей» – 1 чел. (5%); участие в городском научно-практическом семинаре «Экологическое состояние Санкт-Петербурга и здоровье горожан» – 7 чел. (32%) в роли выступающих; участие в городской научно-практической конференции «Образование для устойчивого развития как социально-педагогическая инновация»; 2 педагога – выступающие (9%); 9 чел. – участники (41%);

- публикации подготовили 9 педагогов.

На втором этапе, в 2012-2013 уч. годуосновное внимание было уделено освоению новых образовательных технологий, в частности, интегративных полицентрических модулей, в том числе в формате Дней погружения.

Интегративные полицентрические модули как отдельные образовательные структуры могут быть широко применены как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Они органичны как форма обобщения при изучении темы, раздела, учебного курса. Такие модули могут встраиваться в систему воспитательной работы со школьниками как яркие события (праздники, путешествия, работа на экологической тропе и т.п.). Их создание может стать педагогическим проектом, как отдельного учителя, так и творческой группы педагогов, работающих в одних классах или увлеченных раскрытием важной проблемы (значимого события, явления природы). Они применимы также при проведении предметных недель в школе.

Рассмотрим возможности проведения интегративных полицентрических модулей в формате Дней погружения. Дни погружения – многомерная интегративная рефлексивная образовательная технология, выстроенная на методологии полицентрического подхода и имеющая вероятностный результат.

Проведение полицентрических Дней погружения требует соблюдения следующих основных организационно-педагогических условий:

·​ выбор актуальной для всех участников Дня погружения проблемы, темы;

·​ осознание методологической концепции Дня погружения всеми педагогами – участниками Дня погружения и ее реализация в практике его проведения;

· всестороннее раскрытие избранной темы на основе принципа интеграции содержания, с привлечением разных способов постижения мира;

· применение разнообразных интерактивных форм проведения занятий, включение элементов разных образовательных технологий для расширения пространства деятельности учащихся;

· учет индивидуальных запросов и способностей каждого ученика и педагога, предоставление возможностей для максимальной самореализации каждого участника педагогического процесса;

·​ проектирование на основе принципа направляемого развития Дня погружения как целостного социально и личностно значимого события;

·​ осознанная, тщательная и слаженная работа всего педагогического коллектива;

·​ привлечение к проведению Дня погружения старшеклассников, специалистов разных сфер деятельности, социальных партнеров образовательного учреждения, родителей.

Эта технология позволяет достичь социально и личностно значимых образовательных результатов для школьников:

личностных:

· осознания своих жизненных ценностей, способностей и возможностей;

· умения сосредоточиться на выполняемом деле, принятия других точек зрения;

· осознания преимуществ коллективного взаимодействия;

· формирование активной жизненной позиции школьников;

метапредметных:

· умения работать с различными источниками информации (текстами, видеоматериалами, чертежами, схемами и т.п.);

· умение выявлять противоречия, выставлять гипотезу, анализировать полученные решения; проводить исследование;

· умения работать в команде, развитие эмоционально-образного и логического восприятия окружающего мира;

· развитие речи школьников;

· интеллектуальные умения анализировать, сравнивать выявлять причинно-следственные связи, обобщать, доказывать, моделировать и т.п.);

· развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности детей.

предметных:

· конкретизация и дифференциация предметных понятий, связанных с данным предметом изучения;

· применение предметных умений (измерять, вычислять, рисовать и др.) при изучении целостного объекта или явления окружающего мира;

· предметные на стыке с метапредметными: расширение представлений об окружающем мире и взаимосвязях в нем за счет интеграции отдельных фактов и закономерностей развития природы в целостную картину мира; осознания относительности знаний, преимуществ и ограниченности разных способов постижения мира (науки, искусства, философии, верований, народной культуры и др.), отраженных в учебных предметах и в реальной жизни общества.

Эта технология имеет значимые результаты и в профессиональной деятельности педагогов:

· осознание роли интеграции и межпредметных связей в создании целостной картины мира (отдельного явления, проблемы);

· обновление технологического поля учителей; стимул к самостоятельному осмыслению выбора содержания и образовательных технологий в своей повседневной деятельности;

· осмысление и диагностика прогнозируемых эффектов занятий с позиций образовательных результатов согласно требованиям ФГОС-2;

· реализация индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся;

· раскрытие своего творческого потенциала, эрудиции;

· формирование педагогического коллектива в процессе профессиональной деятельности;

· развитие коммуникативной и корпоративной культуры (взаимная поддержка, сотворчество, умение понять коллегу, совместное эффективное решение педагогических задач, партнерские отношения с представителями других сфер деятельности и др.);

· и, как следствие всех усилий, достижение ситуации успеха («Мы это сделали!»), стремление к новым свершениям, акмеологическая направленность личности педагога [2].

Технология позволяет активно включить в образовательный процесс и родителей, поскольку предполагает

· участие родителей в жизни ребенка и педагогического коллектива при обсуждении содержания и форм проведения Дня погружения как формы внеурочной деятельности;

· непосредственное участие в жизни коллектива, где учится ребенок;

· более объективное оценивание своего ребенка в коллективе сверстников.

Проведение Дня погружения «Мы – «ЗА» устойчивое развитие для учащихся 2-4-х (22.04.2013 г.) и в 5-7-х классов (26.04.2013 г.) проходило в рамках городского научно-методического семинара для педагогов города и участников ОЭР района. Всего семинар посетили более 70 педагогов и примерно 20 родителей.

В разработке и реализации Дня погружении принимали участие 22 педагога. Проект методических рекомендаций по его проведению был представлен на районный конкурс инновационных продуктов.

Влияние инновационной работы не выявило существенного повышения уровня образованности учащихся, поскольку системные результаты привносимых изменений имеют кумулятивный характер и могут быть представлены через полгода (на этапе промежуточная диагностика).

Динамика учебных достижений учащихся проявляется преимущественно через личностные и метапредметные результаты (осознание личной ответственности за достижение коэволюции природы и общества, применение «законов» устойчивого развития в быту по правилу 6 «R»-6 «П»: Rethink –Переосмысли; Refuse – Перебейся (откажись);Repair – Почини; Reduce – Потребляй меньше; Reuse – Повторно используй; Recycle –Переработай вторично); причем эти нормы потребления усваиваются не только учениками, но и членами их семей.

Продуктами творческой деятельности учащихся являются практические результаты решения проблем, сочинения, эссе, плакаты, акции экологической направленности и др. Участие детей в экологических акциях по уборке пришкольной территории, работа в лесопарке «Сосновка» показывает личностную деятельностную позицию детей в данном направлении.

Существенно увеличилось количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах различных уровней (более 200 участников в районных, городских и международных олимпиадах). Возможно, этот эффект связан с развитием личностной мотивации к образованию как ценности и целенаправленной работы педагогов по формированию метапредметных умений школьников.

Активно участвовали учащиеся в акциях и «Водной олимпиаде», проводимых в этом учебном году ГУП « Водоканал Санкт-Петербурга».

Разработана модель новой программы внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «У Невских берегов» для учащихся начальной школы.

Продукты деятельности педагогов зафиксированы в портфолио и папках с методическими темами педагогов. Все темы методических работ педагогов продолжаются с учетом темы опытно-экспериментальной работы школы.

На третьем, обобщающем, этапе в 2013-2014 году

· Была завершена подготовка рукописи «Мы – «ЗА» устойчивое развитие: опыт проведения Дня погружения» и издана под грифом СПб АППО одноименная книга из опыта работы школы № 97 в объеме 94 страниц, где опубликованы статьи 21 педагога школы. Издание посвящено Году охраны окружающей среды в Российской Федерации.

· В рамках городского научно-методического семинара 17 марта 2014 года проведен День погружения «Международный День леса», а 20 марта – «Экология и культура» (посвящен Году культуры в Российской Федерации).

· Систематизированы материалы по диагностике экологической культуры школьников. Были проанализированы и апробированы методики психолого-педагогической диагностики, направленные на формирование компетентностей учащихся в процессе экологического образования для устойчивого развития:

- Изучение особенностей Я-концепции (Е.Пирс, Д.Харрис, А.М.Прихожан);

- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича в модификации В.В. Калиты;

- Методика диагностики ценностно-смысловых ориентиров учащихся;

- Диагностический опросник склонности к сопереживанию (И. М. Юсупов);

- Методика исследования системы жизненных смыслов (В. Ю. Котляков в модификации Д.С.Ермакова);

- Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев, А.А. Марченко);

- Методика «Отношение к экологическим проблемам» (Н.В.Кочетков);

- Самооценка экологической компетентности (Д.С.Ермаков);

- Шкала социально-психологической приспособленности (СПА, (модификация А.М.Прихожан) [3].

Ключевые образовательные компетентности учащихся в ЭОУР и

диагностируемые виды деятельности [3]

Компетентности

Диагностируемые виды деятельности

Общекультурная

Бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию, проявление экологической культуры, активность в освоении научной картины мира.

Учебно-познавательная

Анализ, синтез, систематизация, формулирование выводов, умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Информационная

Работа с различными источниками информации, умение находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современную телекоммуникационную технику.

Коммуникатив

ная

Умение слышать и слушать, способность отстаивать собственную точку зрения, быть контактным в различных социальных группах, уметь работать в команде, выполнять различные роли в группе и коллективе.

Социально-гражданская

Умение проводить экологический мониторинг, обладать навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения и быть ответственным за их результат.

Личностного роста и

самосовершенствования

Саморегуляция, самоподдержка, ведение здорового образа жизни, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности, способность поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка, способность к самопознанию и принятию собственных решений, умение определять свое место и роль в окружающем мире.

Экологическая

Умение системно применять экологические знания и надпредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-значимых задач по содействию решению экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития

Кроме того, школа в почти полном составе участвовала в анкетировании учащихся, педагогов и родителей в рамках городского проекта открытого урока «Будущее, которого мы хотим».

Самооценка экологической компетентности Д.С.Ермакова на третьем этапе представлена следующими результатами:

Компонент экологической компетент

ности

5-7 классы

126 чел.

8-9 классы

(60 чел.)

10-11 классы

45 чел.

Общее по 5-11 классам -231 чел

Общее кол-во баллов

Сред

ний балл

Общее кол-во баллов

Сред

ний балл

Общее кол-во баллов

Сред

ний балл

Общее кол-во баллов

Сред

ний балл

Потребностно-мотивационный

249

2.0

114

1.8

79

1.8

442

1.9

Когнитивный

238

1.9

117

2.0

79

1.8

434

1.9

Практически-деятельностный

237

1.9

112

1.9

79

1.8

428

1.9

Эмоционально-волевой

245

1.9

114

1.9

72

1.6

431

1.9

Ценностно-смысловой

320

2.5

167

2.8

116

2.6

603

2.6

Вывод: у учащихся на всех ступенях обучения достаточно высоко сформирован ценностно-смысловой компонент экологической компетентности, но необходимо шире вовлекать детей в социально значимые экологические проекты.

Акмеологический потенциал ОЭР проявился

- в повышении профессионализма педагогов (все педагоги, аттестуемые за три года ОЭР, повысили уровень своей квалификации или подтвердили высшую категорию;

- в активизации участия педагогов в семинарах и конференциях городского, Всероссийского и международного уровня (все 100%учителей), в выступлениях на таких форумах (76% педагогов школы);

- в публикациях материалов из опыта своей работы (55 статей 24 педагогов школы);

- в участии в международных проектах, организованных по инициативе зарубежных партнеров, с педагогами 6 стран мира; 2 совместных мероприятия с участием педагогов школы на межрегиональном уровне;

- в повышении качества образования учащихся и профессионального общения педагогов [1].

Работа «Интегративные полицентрические модули (Дни погружения) как образовательная технология» заняла первоеместо в номинации «Современные педагогические технологии в системе школьного образования» Международного конкурса «Педагогика и психология: вчера, сегодня, завтра»/

Перспективы опытно-экспериментальной работы:

Предлагаемая формулировка темы: «Обновление содержания и технологий общего образования с позиций экологического образования и образования для устойчивого развития в контексте ФГОС-2».

В отборе содержания образования планируем усилить гуманитарную составляющую образования для устойчивого развития и раскрытие технических и технологических проблем современного общества, путей их решения; шире использовать ресурсы внеурочной деятельности, развивать проектную деятельность, особенно по проведению социально-значимых экологических проектов.

Литература

1. Груздева, Н.В. Акмеологический потенциал образования для устойчивого развития / Акмеология 2013. Методологические и методические проблемы. выпуск 21, Под ред. Н.В.Кузьминой, Е.Н.Жариновой. – СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. – С.40 – 46.

2. Мы – «ЗА» устойчивое развитие: опыт проведения Дня погружения: Методические рекомендации /под ред. Н.В.Груздевой. – СПб.: СПб АППО, 2013г. Петербургский опыт общего образования. – 94 с.

3. Ягодин, г.а. и др. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования/ Ягодин г. а., Чернова Н. М., аргунова м. в., плюснина т. а., моргун д. в.: М.: Департамент образования города Москвы. – М., 2009. – 96 с.


Обновление содержания и технологий общего образования с позиций  экологического образования и образования для устойчивого развития: опыт школы № 97 Санкт-Петербурга

Назад в раздел