Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Итоги опытно-экспериментальной работы по созданию системы воспитания школы «Со-Действие»
В марте 2011 года школе был присвоен статус ОЭП районного уровня по направлению «Проектирование программ ДНР для основной школы в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС». Основным результатом деятельности стало создание системы воспитательной работы школы «СО- Действие». Эта система опирается на базовые универсальные принципы современного воспитания, а также на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси (авторы Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А.) и Программу духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального и общего образования Концепцию воспитания петербуржца 21 века. Система воспитательной работы связана не только с социальной актуальностью, но и с особенностями школы. Она отражает специфику контингента учащихся. Обращение к традициям школы как к источнику поддержания и обновления воспитательной системы в целом. Именно ориентация на традиции школы детерминирует выбор содержания, форм и методов воспитания на уроках и во внеурочной деятельности. Проект позволил школе выстроить процесс проектирования собственной воспитательной системы. Критериями сравнения воспитательной системы «Со-Действие» и аналоговых образовательных продуктов явилось: -общая целевая установка системы воспитания; -наличие системообразующего компонента; -прогнозируемые результаты; -содержание воспитательной работы; -наша система имеет ярко выраженную аксиологическую направленность, что проявляется не только в целевой установке всей системы, но и в обозначенных прогнозируемых воспитательных результатах. -она строится на основе принципа целостности и нерасчлененности воспитательного процесса, что предполагает отказ от традиционного подхода, принятого в проектировании воспитательных систем, когда содержание воспитания разворачивается по определенным сферам (областям), в основе которых лежит освоение учащимися конкретной ценностной категории – «патриотическое» (ценность «Родина»), «эстетическое» (ценность «Красота», «Творчество»), «спортивное» (ценность «Здоровье»), «трудовое» (ценность «Труд») и пр. Эти, удобные для построения педагогических теорий, абстракции сложно переносить в реальную жизнь, поскольку воспитание – это не сумма направлений, а единый и неделимый процесс становления у ребенка целостной картины мира; -отличается комплексностью, то есть состоит из нескольких взаимосвязанных комплексных программ, которые реализуются одновременно и предполагают включение в деятельность всех участников образовательного процесса; -использует новый инструмент развития духовно-ценностных ориентаций школьников – культурное наследие микрорайона, района, города; -предполагает личностный рост всех субъектов образовательного процесса – детей, родителей, педагогов; -имеет модельный характер; Система «Со-Действие» предполагает, что вся воспитательная деятельность проектируется всеми субъектами деятельности по трем важнейшим направлениям: -накопление каждым школьником представлений о существующих в обществе ценностях, восприятие этих духовно-нравственных социальных ориентиров как своих собственных, построение на их основе личностных жизненных стратегий поведения. Данное направление воспитательной работы получило название «СОгласие»; -построение школьного коллектива как единой команды, готовой действовать вместе, на практике реализуя общие нравственные приоритеты. Данное направление работы носит название «Сообщество»; -предоставление школьникам возможности для собственного самовыражения и самореализации в различных видах деятельности познавательной, коммуникативной, социально-ориентированной, творческо-преобразовательной, продуктивной и пр. Это направление деятельности именуется «СОтворчество». Воспитательная система «Со-Действие» мыслится как открытая и саморазвивающаяся система, что предполагает: -активное включение в воспитательный процесс не только учащихся и педагогов, но и родителей («субъекта» воспитательного процесса); -обращение к окружающей среде (природному и культурному наследию микрорайона, района, города); -интеграцию учебной деятельности и внеурочной работы, основного и дополнительного образования; -переход от управления процессом воспитания со стороны педагогического коллектива к системе соуправления, предполагающей равное и полноценное участие всех субъектов воспитательной системы (учащихся, педагогов, администрации ОУ, родителей) в планировании, реализации и мониторинге воспитательного процесса; - постоянное развитие и обновление системы за счет внутренних ресурсов – школьных традиций. Можно обозначить несколько этапов внедрения воспитательной системы «Со-Действие»: 1 этап. Подготовка группы специалистов внутри ОУ, желающих принять участие в реализации системы «Со-Действие», путем повышения профессионального уровня педагогов, освоение ими методологических основ личностно ориентированного воспитания и обучения, овладение деятельностными методиками воспитания, диагностическим методиками, направленными на выявление духовно-ценностного развития школьников; 2 этап. Анализ существующих в школе традиций, выявление педагогических возможностей природного и культурного наследия ближайшего окружения для уточнения содержания воспитательной работы ОУ по каждому из трех направлений: «СОгласие», «СОобщество», «СОтворчество»; 3 этап. Разработка отдельных воспитательных программ (прежде всего по направлению «СОтворчество») инициативными педагогами основного и дополнительного образования; создание учебно-методического сопровождения к данным программам; 4 этап: разработка системы мероприятий по включению родителей в совместный с педагогами воспитательный процесс, согласования ценностно-смысловых взглядов родителей и педагогов на процесс воспитания, организация просвещения родителей по вопросам воспитания школьников, разработка системы диагностических методик, позволяющих выявить круг конкретных проблем, которые предстоит решить родителям и педагогам как социальным партнерам; 5 этап: уточнение системы управления воспитательным процессом в ОУ, обеспечение перехода от управления к соуправлению; 6 этап: разработка системы конкретных воспитательных мероприятий, нацеленных на духовно-нравственное развитие школьников; 7 этап: реализация данной системы в реальной педагогической практике с последующей корректировкой, связанной с особенностями запросов участников образовательного процесса. Руководители творческих групп объединили как учителей, так и учащихся и их родителей и направили свои усилия на реализацию задач, обозначенных в системе воспитания школы. Каждое из указанных направлений реализуется через комплексные программы воспитания: «В поисках нравственных ориентиров» («СОгласие»), «Традиции, которые нас объединяют» («СОобщество»), «Через творчество – к себе» («СОтворчество»). В рамках разработанной системы приоритетными методами и технологиями воспитания и образования являются личностно ориентированные методы и технологии, предполагающие саморефлексию учащимися своих ценностных ориентаций и включение их в практическую социально значимую и творческую деятельность: проекты, дискуссии, диспуты, коллективные дела, образовательные путешествия и пр. Базовым прогнозируемым результатом реализации воспитательной системы «Со-Действие» должен стать личностный рост всех субъектов воспитательного и образовательного процесса: школьников, родителей, педагогов. Школьники смогут выстроить собственную «шкалу» ценностных ориентаций, основанных на признании и принятии универсальных общечеловеческих ценностей. Выпускник школы: В отношении к себе и своей деятельности: воспринимает свою жизнь и здоровье как ценности высшего порядка; готов вести здоровый образ жизни; нацелен на дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие; осознает, в чем заключается его личностная уникальность и неповторимость, проявляет готовность к реализации своего творческого потенциала; умеет согласовывать свои личностные приоритеты с общественными целями и задачами; действует в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами; умеет критически оценивать собственные слова и поступки, осуществляет нравственный самоконтроль; проявляет активность и самостоятельность в принятии решений, касающихся его настоящего и будущего; способен к преодолению жизненных трудностей, к поиску решений в нестандартных ситуациях, в условиях нравственного, морального выбора; Выпускник школы проявляет доброжелательность, миролюбие, уважение; признает равенство всех людей и их возможность «быть другими», проявляет терпимость по отношению к представителям иных культур; проявляет эмоциональную отзывчивость к проблемам и бедам окружающих, оказывает посильную помощь нуждающимся, готов к осуществлению социально-значимой деятельности; гордится своими предками, земляками, ощущает себя петербуржцем, россиянином; готов разрешать возникающие конфликты и споры на основе конструктивного диалога; владеет основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, четко выражать свою позицию, аргументировано доказывать собственное мнение, умеет быть вежливым и пр.); умеет сотрудничать с другими людьми ,проявляет любознательность, интерес к происходящим событиям, ориентирован на познание мира во всем его многообразии; бережно относится к природе, видит в ней источник для развития своих эстетических чувств; имеет потребность в культуре, интересуется искусством и историей своего родного края, страны, стремиться сохранить и приумножить культурное наследие; проявляет законопослушность и доверие к институтам государства и гражданского общества; осознает хрупкость окружающего мира (природного, культурного, социального), готов нести личную ответственность за настоящее и будущее своего города и страны. Для родителей: Развитие у родителей личной ответственности за воспитание и образование школьников; Осознание важности интеграции усилий семьи и школы в контексте решения проблемы личностного развития детей и подростков; Включение в соуправление воспитательным процессом ОУ; Расширение представлений родителей об окружающей среде как источнике развития ребенка; Гармонизация внутрисемейных отношений. Для педагогов: Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме воспитания школьников; Развитие креативных способностей педагогов; Развитие коммуникативных умений педагогов; приобретение знаний об особенностях общения с учащимися и родителями, умение вести диалог с семьей, конструктивно решать возникающие проблемы и конфликты. Сопутствующими эффектами реализации системы в воспитательной работы «Со-Действие» является: Для образовательного учреждения – улучшение психологического комфорта в ОУ; определение дальнейшей Концепции развития учреждения; повышение конкурентноспособности учреждения. Для системы образования Выборгского и других районов: внедрение в практику работы образовательных учреждений инновационных методологических и методических подходов в проектировании воспитательной системы ОУ; активизация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих по проблеме проектирования воспитательных систем ОУ; создание банка материалов методологического, методического и информационного характера, адресованных различным образовательным учреждениям, проектирующим систему воспитания в школе. Методические материалы по реализации системы воспитательной работы «Со-Действие». Раздел 1. Дидактические и методические материалы, разработанные для реализации воспитательной системы «Со-Действие». Шуньгина Е. В. Концепция экскурсионной работы «Петербург глазами юных». Шуньгина Е. В. Игра-путешествие «И памяти войны двенадцатого года». Шуньгина Е. В. Игра-путешествие «В двух шагах от школы». Лукьянова О.Ю. Программа музейно-краеведческой работы «Мое открытие мира». Лукьянова О. Ю. Урок-экскурсия «Любимые игры и игрушки детей старой России». Атланова Л. В. Экологический проект «Помоги птицам перезимовать» (для учащихся начальных классов). Грибкова Ю. Г. «Витаминный кактус»: экологическая акция для учащихся 1-6-х классов. Грибкова Ю. Г. Экологическая акция «Сохрани дерево». Калинина М. М. Концепция программы по туризму и краеведению «Туризм и краеведение для всех». Калинина М. М. Общешкольная игра «Зарница» (коллективное творческое дело) Диагностика результатов реализации системы воспитательной работы школы «Со-Действие». Раздел 2. Филоненко О. А. «Ценностные ориентации учащихся: результаты входного анкетирования». Филоненко О. А. «Ценностные ориентации родителей: результаты входного анкетирования». Филоненко О. А. «Ценностные ориентации педагогов: результаты входного анкетирования». Килошенко М. И. «Психологическое измерение результативности воспитательной работы школы» (на примере авторских программ учителей школы). Шуньгина Е.В. «Диагностика результативности экскурсионной работы как фактора духовно-нравственного развития школьников». Лукьянова О. Ю. «Методика оценки уровня музейно-краеведческих знаний и умений учащихся». Грибкова Ю. Г. «Методика оценки уровня сформированности экологического сознания учащихся». Калинина М. М. «Методика оценки отношения учащихся к природе». Управление воспитательной работой, информационная поддержка системы воспитательной работы «Со-Действие» Раздел 3. Положение о Совете Школы; Положение о «Золотой книге почета школы»; Петрова М. В. Электронный банк разработок учителей по проблемам воспитательной работы школы Система повышения квалификации в ОУ. Раздел 4. Филоненко О. А. «Постоянно действующий семинар повышения квалификации классных руководителей» (программа 2012-2013 учебного года). Филоненко О.А. «Родительская академия» (семинар по согласованию ценностных установок и взглядов на воспитание и образование родителей, педагогов, учащихся). Мошко М. В. Урок – мастерская для родителей «Как помочь ребенку при выполнении домашних заданий».
Поделиться:Назад в раздел |