Поиск по сайту

Авторский сайт «К уроку литературы» как средство развития интереса к чтению Literatura5@yandex.ru

Автор: Недорезова М.Г.


Многие из нас, давая задание к следующему уроку, не только напоминают учащимся о существовании Интернета, но и указывают адресанедорезова_1.JPG страниц, на которых можно найти необходимый к уроку материал. Но, во-первых, не всегда можно найти материал, соответствующий именно какой-то конкретной теме или уровню подготовки учеников (ведь, даже работая в параллельных классах, учителю иногда приходится менять принцип подачи материала в зависимости от аудитории). А, во-вторых, не найдя ответа на вопрос по указанному вами адресу, ученики пускаются в свободное плавание по необъятным просторам Интернета. И встретить на его страницах они могут что угодно.

Кроме того, живописный материал, с которым предлагает нам познакомиться учебник литературы, не может быть полностью представлен на его страницах, и тут нам приходит на помощь Интернет. Но в ходе подготовки к урокам мне пришлось столкнуться с тем, что не всегда заявленный в аннотации материал присутствует на страницах сайтов, найденных в Интернете. Кроме того, не все можно использовать на уроках в конкретном классе.

Это обстоятельство и побудило меня заняться созданием сайта «К уроку литературы». Сайта, где можно поместить дополнительный материал к уроку, опережающие задания к урокам, гиперссылки на страницы заслуживающих доверия электронных библиотек. Также материалы сайта могли бы помочь при подготовке к урокам и тем учащимся, которые по каким-либо причинам не смогли присутствовать на уроке (своего рода элементы дистанционного обучения).

недорезова_2.JPGПервым шагом к воплощению идеи стало знакомство с литературой по созданию сайтов. Также мне помогли курсы по созданию сайта в графическом редакторе Macromedia Dreamweawer, проводимые в ИТМО. Основой сайта «К уроку литературы» был материал страниц, ставших впоследствии иллюстрацией к элективному курсу «Литература и другие виды искусства». Страницы эти были рассказами о читателях программных произведений. Об известных художниках, которые, прочитав книги, многими школьниками отнесенные к разряду скучных, неинтересных, решили создать иллюстрации к ним.

И это были не просто иллюстрации. Например, "Мертвые души" Гоголя были настольной книгой П.М.Боклевского. В кругу друзей художник любил читать вслух отрывки из поэмы Гоголя, и, по общему признанию, чтение это было мастерским, артистическим. Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. А художник М.А.Зичи, прочитав роман Лермонтова «Герой нашего времени», отправляется в 1881 году в Пятигорск и Кисловодск, чтобы зарисовать места, описанные в книге.

На сайте представлены ссылки на ресурсы электронных библиотек. Ведь одна из причин неподготовленного домашнего задания по литературе – отсутствие текста произведения в домашней библиотеке. Когда обычно ученики начинают готовиться к уроку? Например, к уроку литературы? Чаще всего это происходит поздно вечером, когда уже все библиотеки закрыты. И начинаются безуспешные поиски так необходимой для подготовки домашнего задания книги. К сожалению, понятие «домашняя библиотека» большинству современных учащихся (по ряду различных причин) незнакомо. И вот тут-то на помощь может прийти Интернет. И пусть уж лучше знакомство с книгой произойдет недорезова_4.JPGпри помощи Интернета, нежели вообще не произойдет.

Кроме того, именно электронные библиотеки дают возможность сопоставить разные редакции произведения или его переводы. Конечно, на уроке текст произведения необходим. Но при изучении современной литературы без ресурсов Интернета не обойтись. В школьных библиотеках отсутствуют произведения, созданные в последние десятилетия. Так, провести уроки «Тема одиночества в литературе постмодернизма» возможно лишь, используя взятые в Интернете тексты (например, рассказ Ю.Буйды «Синдбад Мореход» и «Московские сказки» А.Кабакова).

Весь материал, размещенный на сайте «К уроку литературы», находится в свободном доступе в Интернете, но по большей части, к сожалению, без указания на источник (бумажный вариант). Поэтому в конце каждой страницы сайта указывается бумажный источник, в котором учащиеся могли бы найти не только этот материал, но и (при желании) познакомиться с книгой в полном объеме.

Ссылки на электронные варианты книг даны на страницы Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор». И только при отсутствии электронного варианта на ресурсе ФЭБ представлены также ссылки на Lib.ru и некоторые другие, заслуживающие доверия ресурсы. Маленькие по объему произведения, для удобства учащихся, представлены на сайте «К уроку литературы» в разделе «Из библиотеки».

недорезова_5.JPGС первыми страницами сайта мы знакомились в начале учебного года, когда учащиеся получили задание подготовить рассказы о программных произведениях из списка для летнего чтения (каждый из нас дает этот список в конце года). Потом стали появляться страницы с материалами к урокам по «Слову о полку Игореве», комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и т.д. Представлены на сайте и интерактивные упражнения (тесты и кроссворды), помогающие как самостоятельно проверить свои знания в области литературы, так и пробудить интерес к чтению.

Задания к урокам по сайту были самые различные. На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала важно привлечение их к самостоятельному приобретению знаний. В качестве домашнего задания учащиеся получают следующую задачу: «В течение 2-х недель выбрать на сайте «К уроку литературы» страницу, посвященную произведению, которое нам предстоит изучать, и составить рецензию, в которой обязательно указать, какой материал вы бы еще добавили к уже имеющемуся». Подобные задания всегда вызывают большой интерес и намного повышают качество ответов учащихся и на последующих уроках при изучении темы. Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Сайт постоянно обновляется. Так появилась страница с Интернет-адресами литературных музеев Санкт-Петербурга, оказалось, что на поиски официального сайта музея в Интернете уходит много времени. недорезова_6.JPG

Появилась страница с рассказами о портретах русских писателей (удобно, что все в одном месте и в такой форме, что сразу можно использовать на уроке). Например, на уроках литературы по изучению творчества Н.В.Гоголя мы знакомимся с портретом писателя именно работы художника Ф.А.Моллера, т.к. Гоголь специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. Ему хотелось предстать перед читателями именно таким. Но в 11 классе при изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» понадобятся другие портреты Гоголя (портретная характеристика Мастера), и тогда следует использовать портрет писателя работы художника А.А.Иванова (рис. 1847 г.).

Для удобного путешествия по сайту появился специальный «маршрут» с указанием материалов к учебникам по программам Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, Г.И.Беленького, так как сайт использую как на уроках в общеобразовательной школе, так и для дистанционного обучения детей при больнице им. К.А.Раухфуса, являющейся отделением ГБОУ №167.

Материалы сайта интересны не только моим учащимся, но и другим интернет-пользователям. В Белом списке конкурса сайтов «Позитивный контент» сайт «К уроку литературы» находится на третьей строчке по посещаемости (данные на 25.04.2013).


Список литературы

  1. Алексеев Ю.М. Быстро и легко создаем, программируем, шлифуем и раскручиваем web-сайт. – М.: Лучшие книги, 2008.

  1. Беленький Г.И. и др. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. – М.: Мнемозина, 2009.

  1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.

  1. Курдюмова Т. Ф. и др. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.

В Белом списке конкурса сайтов «Позитивный контент» сайт «К уроку литературы» находится на третьей строчке по посещаемости (данные на 25.04.2013).


Поделиться:


Назад в раздел