Поиск по сайту

Возможности использования песенок и потешек в развитии симпатии детей третьего года жизни

Автор: Коурова Т.И., Елагина Л.Ю.


Значение основ нравственности закладываемых в раннем возрасте, дозировка познавательного материала, роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека закрепилась в народных произведениях – потешках, песенках, прибаутках.

Потешки – особые забавы взрослых с малышами, которые призваны развеселить, потешить, позабавить детей. При помощи потешек вырабатывается потребность в игре, раскрывается ее эстетическое содержание, происходит подготовка детей к игре со сверстниками.

Часто потешки, песенки, присказки, прибаутки способствуют развитию такого качества личности как симпатия, формирование которого начинается с обогащения и формирования эмоциональной сферы ребенка и накопления практики поведения.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Ведущими средствами развития симпатии у детей 3- го года жизни являются:

· Художественные средства (произведения фольклора), которые способствуют эмоциональной окраске моральных явлений и эффективны при формировании моральных представлений и воспитании чувств.

· Общение (как вид деятельности), которое позволяет корректировать представления о морали и воспитании отношений.

Анализ литературы по педагогике и психологии помог определить доминирующие факторы в возникновении и становлении коммуникативной потребности в общении со сверстниками. Это:

· Предметное взаимодействие детей, являющееся основой для общения малышей, поскольку предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей.

· Влияние взрослого как помощника в действиях, без влияния которого контакты детей распадаются. Данное влияние будет успешным, если осуществляется:

a. организация взрослым совместной предметной деятельности детей;

b. организация субъективного взаимодействия детей – как самый благоприятный способ формирования дружеских привязанностей;

c. создаются условия для «игры рядом», т.е. используется окружающая обстановка как средство развития эмоций.

Работа проводилась в 1 младшей группе ГБДОУ детский сад № 252 с детьми в возрасте от 2 до 3 лет

Цель: Активизировать проявления симпатии детей 3-го года жизни по отношению друг к другу посредством использования попевок, песенок и потешек в педагогическом процессе .

Задачи:

· Активизировать и обогащать общение ребенка со сверстниками в самостоятельной совместной предметной, игровой деятельности.

· Активизировать процесс общения детей через организацию комплекса игр, направленных на сближение детей, содержанием которых выступают потешки, песенки, попевки.

· Разработать механизмы руководства процессом совместной предметной, игровой деятельности детей и механизмы педагогической поддержки ребенка.

Наша работа проводилась поэтапно (в течение 2 лет) и включала в себя, во-первых, организационный этап.

На данном этапе осуществлялся отбор потешек, песенок для организации на их основе совместной самостоятельной предметной, игровой деятельности детей и комплекса игр на сближение детей 3 –го года жизни друг с другом.

Следующий этап – разработка техники педагогического руководства процессом сближения детей 3-го года жизни, развития симпатии в самостоятельной и совместной предметной деятельности и специально организованных играх на материале песенок, потешек и попевок. Процесс руководства рассматривался нами как процесс педагогической поддержки ребенка, который заключается:

· В диагностике особенностей развития симпатии детей друг к другу;

· В знании педагогом особенностей развития личности детей 3-го года жизни:

В данном возрасте у детей возникает интерес к игре сверстников. В начале, он проявляется в отношении к игрушке. Дети не могут согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей. Так возникает ссора: каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Но, заполучив игрушку, малыш откладывает ее в сторону, так как ему скучно играть в одиночку, поскольку ему не с кем поделиться своими переживаниями, наблюдениями. Зная характеры детей своей группы, их интересы, педагогу необходимо:

· увлечь детей совместными действиями с игрушкой;

· поддерживать интерес детей к роли, обучать в ходе игры необходимым умениям и действиям;

· поддерживать все проявления инициативы ребенка по отношению к сверстнику;

· Привлекать внимание детей друг к другу;

· называть детей по имени, сосредотачивая внимание на успехах сверстников;

· обращать внимание на индивидуальные особенности ровесников;

· поощрять, прежде всего, эмоционально, интерес детей друг к друг

Все это можно реализовать при помощи потешек, песенок и попевок отобранных для работы с детьми, поскольку их тексты отображают ситуации, которые возникают при взаимоотношениях между детьми.

Отсутствие у детей опыта игрового общения и совместной игры приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. Поэтому для возникновения симпатии детей друг к другу неоценимое значение имеют совместные игры, которые помогают педагогу сблизить детей, объединить их общей для всех деятельностью.

252-1.JPG

Эти игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии ребенка в том, что принято всеми участвующими в игре. Соперничество друг с другом недопустимо! Содержание и правила игры исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

По характеру это игры-забавы, хороводы, созданные по образцу народных игр и на содержании народных фольклорных текстов. Их задача – ввести малыша в детский коллектив, научить его общаться и дружить.

Игры предлагаются детям в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе.

1. Самые простые забавы и хороводы, в которых действуют одновременно и одинаково: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Ножки». Общность движений и игровых интересов усилят радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети научатся согласовывать свои действия друг с другом.

2. Игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. Дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную привлекательную роль. Эти игры закладывают началосамостоятельности и дружеским контактам детей, развитию симпатии. Примеры таких игр: «Каравай», «Куклы пляшут», «Заинька».

Особенность предполагаемых игр то, что центром притяжения является взрослый. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений.

Ни в коем случае нельзя превращать игру – забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечит ребенку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми действиями.

Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений (пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии). Движения драматизируют содержание игры, что развивает не только положительные взаимоотношения, но и музыкальные способности, художественный вкус.

Во время проведения игр наблюдалось следующее:

· Дети получали удовольствие от движений, были жизнерадостны, бодры. Простые движения и действия сближали детей друг с другом;

· Одновременные и одинаковые действия детей в игре, научили детей считаться друг с другом, общаться со сверстниками посредством подражания;

· Дети легко перенимали движения, настроение, между ними возникала общность;

После проведенной работы, наблюдалась положительная динамика в развитии симпатий детей 3-его года жизни друг к другу, особенностях их взаимоотношений. Это выразилось в то, что:

· Снизился процент отрицательного и равнодушного отношения детей друг к другу;

· Снизились негативные контакты со сверстниками;

· Снизился процент детей неохотно, формально оказывающих помощь сверстнику;

· Больше детей стали замечать эмоциональное состояние другого без напоминания взрослого.

252-2.JPG

Таким образом, малые формы фольклора (потешки, песенки, попевки) являются эффективным средством развития симпатии детей 3-его года жизни друг к другу. Необходимо для получения максимальных результатов соблюдать следующие педагогические условия:

1. Содержание потешек, песенок используется в организации педагогом самостоятельной совместной предметной деятельности детей;

2. Потешки являются содержанием комплекса игр, направленных на сближение детей 3-его года жизни друг с другом;

3. Осуществляется руководство со стороны педагога процессом совместной деятельности детей как процесс педагогической поддержки ребенка.

Дальнейшие направления нашей работы будут связаны:

· С подготовкой к систематической работе с песенками, потешками, потевками;

· С обновлением и отбором содержания малых форм фольклора;

· С разработкой педагогических технологий развития взаимоотношений детей 4-ого и 5-ого года жизни, в основе которых находятся фольклорные формы и жанры.

Приложение: примерное планирование использования малых фольклорных форм на год


Список литературы:

1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам//Вопросы психологии 1980 № 5.

2. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами//Дошкольное воспитание, 1981, № 7.

3. Галигузова Л.И., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. М., 1996.

4. Общение между детьми в детском саду и семье: под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. М., 1990.

5. Павлова Л. Фольклор для маленьких//Дошкольное воспитание, 1991 № 2,3,6,7.


Возможности использования песенок и потешек в развитии симпатии детей третьего года жизни

Назад в раздел