Поиск по сайту

Игровые технологии на занятиях по комплексной программе дополнительного образования детей «Школа русской традиционной культуры «Горница» Дома детского творчества «Современник»

Автор: Артеменко Б.А.


На сегодняшний день одной из важных задач современного образования является повышение качества обучения. На смену традиционным методам обучения приходят не только инновационные методы, но и целые технологии, включающие в себя отдельные методы и средства обучения. Этот процесс характерен не только для системы основного образования, но и дополнительного.

В системе дополнительного образования могут с успехом применяться различные инновационные технологии, среди которых можно выделить информационно-коммуникативные (информационно-компьюерные), развивающие, исследовательские, здоровьесберегающие, проектные (метод проектов), игровые и многие другие технологии.

Остановимся подробнее на игровой технологии.

Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (В.М. Монахов).

В основу игровой технологии положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. О значении игры писали еще Я.-А. Коменский, И.Г. Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.

Игра имеет определенные роли: активное включение ребенка в деятельность; улучшение позиции ребенка в коллективе; создание доверительных отношений.

Выделяются цели игровых технологий:

· дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

· воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

· развивающие: развитие качеств и структур личности;

· социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игра имеет следующие функции: социализации, межнациональной и профессиональной (учебной) коммуникации, функция тренинга, функция самореализации, диагностическая функция, терапевтическая функция, функция коррекции, развлекательная функция.

Самым сложным аспектом характеристики той или иной игры является ее классификация. Сложность заключается в том, что в педагогической науке нет единой классификации игр, каждый исследователь вкладывает в нее что-то свое, выражая, тем самым, свою точку зрения.

Классификации педагогических игр:

· по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

· по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

· по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

· по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

В структуру игры как деятельностиличности входят этапы: целеполагания, планирования, реализации и анализа результатов.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, например, замещение реальных нитей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
  • Основными достоинствами игровых методов обучения являются:
  • приобретение опыта;
  • значительное ускорение времени протекания реальных процессов, например, то, что происходит в жизни в течение нескольких лет, можно сжать до нескольких часов;
  • многократное повторение тех или иных действий для закрепления навыков их выполнения;
  • появление возможности раскрепощения поведения обучаемых и стимулирование их на поиск наиболее эффективных решений, поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности,
  • повышение интереса учащихся к обучению.

Практика

Рассмотрим возможности использования игровых технологий на занятиях по комплексной программе дополнительного образования «Школа русской традиционной культуры «Горница» Дома детского творчества «Современник», которая с успехом реализуется в фольклорно-этнографическом отделе уже более 10 лет. Ее целью является формирование бережного отношения к культурному наследию русского народа через творческое самовыражение обучающихся в различных областях традиционной культуры.

При реализации комплексной программы особенно важное место занимают игровые технологии: традиционная и дидактическая игра, игровые упражнения, современные компьютерные игры.

Традиционная народная игра является отражением взглядов и воззрений русского народа. Через игру ребенок входил в жизнь, познавал мир, узнавал об особенностях крестьянского труда. Причем, в самом начале своей жизни ребенок являлся объектом, с которым играли. Впоследствии ребенок становится сам активным инициатором традиционной игры.

Поэтому при работе с детьми мы стремимся, с одной стороны, обратиться к их непосредственному личному опыту (как празднуется праздник? как выбрать водящего в игре? — все это они прекрасно знают), а с другой — мы стараемся их научить играть в те игры, которые были популярны несколько десятилетий назад (с пением, движением, танцем), и самое главное — рассказать о традициях, которые существовали в России до недавнего времени.

Приведу несколько примеров игр, в которых описаны все этапы крестьянских полевых работ. Так в игре «Уж мы сеяли лен» можно узнать, что лен нужно посеять, вырастить, сорвать, высушить, вымочить и снова высушить, вытрепать, вычесать, напрясть и наткать — и, таким образом, получить льняную ткань для одежды. При этом выполняются определенные движения.

В игре «А мы грушу посадили» движение идет по кругу, в такт пропеваются слова, а в припеве «А я молоденька топ-топ-топ» можно еще притопывать. При использовании этой игры у детей развивается чувство ритма, дети учатся ходить хороводом в заданном темпе.

В хороводной игре «Розочка алая» «добрый молодец» набирает себе семью: тестя, тещу, «шурина веселого», сестрицу и «милую невесту». После того, как семья набралась, ее показали всем, кто остался в кругу, «добрый молодец» просит «семью» удалиться (т.е. уйти обратно в круг) и остается в кругу только с «милою женою». В этой игре дети учатся выбирать себе пару, осуществлять хороводное движение по кругу. Кроме того, до или после этой игры с ними можно поговорить о семейных отношениях в крестьянской семье, скажем, начала ХХ в., об обязанностях каждого члена семьи и сравнить их с современной ситуацией.

На занятиях мы используем не только традиционные игры, но и дидактические игры, и игровые упражнения. Например, всем известная игра «Домино» при определенной доработке может стать помощником при изучении традиционных росписей в ходе реализации программы «Этнография». Игра «Парные картинки» может помочь при изучении тем «Крестьянское хозяйство», «Скотоводство» и «Овощеводство».

Поскольку дети интересуются компьютером, компьютерными и телевизионными играми, программами и т.д, мы активно используем возможности компьютерной презентации как основу для игры.

В качестве примера рассмотрим интеллектуально-этнографическую викторину, разработанную педагогами нашего отдела для контроля знаний. Вместо скучной формальной проверки знаний в форме зачета или контрольной работы мы провели увлекательную интерактивную игру.

Она была приурочена к празднику «Сороки», который отмечается 22 марта и символом которого является птичка-жаворонок.

С технической стороны игра-викторина представляет собой таблицу, в которой отражены следующие темы: «Великий пост», «Песни», «Весна», «Ремесла» и «Птицы». Для каждой темы предусмотрено 5 вопросов, различных по уровню сложности и соответственно оцененных: от 1 до 5 баллов за правильный ответ. Для интереса и оживления игры безликие баллы были заменены жетонами-«птичками», которые собирала «в стаю» каждая из команд.

Опыт использования современной игры с помощью компьютерной презентации с гиперссылками продемонстрировал возможность не только активно и оперативно проверять знания детей, но и формировать интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждать к совместным действиям в команде, избегая агрессии, стимулировать их активность, открытость посредством включения их в процесс игры.

Таким образом, в Школе русской традиционной культуры мы используем и традиционные народные, и классические дидактические, и современные компьютерные игры.

С помощью игры у детей формируются правильные представления о родной русской культуре как о культуре живой и динамично развивающейся, представления о том, что важно и нужно защищать свои традиции.


Приложение: презентация


Литература

1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999.


Игровые технологии на занятиях по комплексной программе  дополнительного образования детей «Школа русской традиционной культуры «Горница» Дома детского творчества «Современник»

Назад в раздел