Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
На сегодняшний день одной из важных задач современного образования является повышение качества обучения. На смену традиционным методам обучения приходят не только инновационные методы, но и целые технологии, включающие в себя отдельные методы и средства обучения. Этот процесс характерен не только для системы основного образования, но и дополнительного. В системе дополнительного образования могут с успехом применяться различные инновационные технологии, среди которых можно выделить информационно-коммуникативные (информационно-компьюерные), развивающие, исследовательские, здоровьесберегающие, проектные (метод проектов), игровые и многие другие технологии. Остановимся подробнее на игровой технологии. Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (В.М. Монахов). В основу игровой технологии положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. О значении игры писали еще Я.-А. Коменский, И.Г. Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. Игра имеет определенные роли: активное включение ребенка в деятельность; улучшение позиции ребенка в коллективе; создание доверительных отношений. Выделяются цели игровых технологий: · дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; · воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; · развивающие: развитие качеств и структур личности; · социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Игра имеет следующие функции: социализации, межнациональной и профессиональной (учебной) коммуникации, функция тренинга, функция самореализации, диагностическая функция, терапевтическая функция, функция коррекции, развлекательная функция. Самым сложным аспектом характеристики той или иной игры является ее классификация. Сложность заключается в том, что в педагогической науке нет единой классификации игр, каждый исследователь вкладывает в нее что-то свое, выражая, тем самым, свою точку зрения. Классификации педагогических игр: · по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); · по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); · по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); · по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). В структуру игры как деятельностиличности входят этапы: целеполагания, планирования, реализации и анализа результатов. В структуру игры как процесса входят:
Практика Рассмотрим возможности использования игровых технологий на занятиях по комплексной программе дополнительного образования «Школа русской традиционной культуры «Горница» Дома детского творчества «Современник», которая с успехом реализуется в фольклорно-этнографическом отделе уже более 10 лет. Ее целью является формирование бережного отношения к культурному наследию русского народа через творческое самовыражение обучающихся в различных областях традиционной культуры. При реализации комплексной программы особенно важное место занимают игровые технологии: традиционная и дидактическая игра, игровые упражнения, современные компьютерные игры. Традиционная народная игра является отражением взглядов и воззрений русского народа. Через игру ребенок входил в жизнь, познавал мир, узнавал об особенностях крестьянского труда. Причем, в самом начале своей жизни ребенок являлся объектом, с которым играли. Впоследствии ребенок становится сам активным инициатором традиционной игры. Поэтому при работе с детьми мы стремимся, с одной стороны, обратиться к их непосредственному личному опыту (как празднуется праздник? как выбрать водящего в игре? — все это они прекрасно знают), а с другой — мы стараемся их научить играть в те игры, которые были популярны несколько десятилетий назад (с пением, движением, танцем), и самое главное — рассказать о традициях, которые существовали в России до недавнего времени. Приведу несколько примеров игр, в которых описаны все этапы крестьянских полевых работ. Так в игре «Уж мы сеяли лен» можно узнать, что лен нужно посеять, вырастить, сорвать, высушить, вымочить и снова высушить, вытрепать, вычесать, напрясть и наткать — и, таким образом, получить льняную ткань для одежды. При этом выполняются определенные движения. В игре «А мы грушу посадили» движение идет по кругу, в такт пропеваются слова, а в припеве «А я молоденька топ-топ-топ» можно еще притопывать. При использовании этой игры у детей развивается чувство ритма, дети учатся ходить хороводом в заданном темпе. В хороводной игре «Розочка алая» «добрый молодец» набирает себе семью: тестя, тещу, «шурина веселого», сестрицу и «милую невесту». После того, как семья набралась, ее показали всем, кто остался в кругу, «добрый молодец» просит «семью» удалиться (т.е. уйти обратно в круг) и остается в кругу только с «милою женою». В этой игре дети учатся выбирать себе пару, осуществлять хороводное движение по кругу. Кроме того, до или после этой игры с ними можно поговорить о семейных отношениях в крестьянской семье, скажем, начала ХХ в., об обязанностях каждого члена семьи и сравнить их с современной ситуацией. На занятиях мы используем не только традиционные игры, но и дидактические игры, и игровые упражнения. Например, всем известная игра «Домино» при определенной доработке может стать помощником при изучении традиционных росписей в ходе реализации программы «Этнография». Игра «Парные картинки» может помочь при изучении тем «Крестьянское хозяйство», «Скотоводство» и «Овощеводство». Поскольку дети интересуются компьютером, компьютерными и телевизионными играми, программами и т.д, мы активно используем возможности компьютерной презентации как основу для игры. В качестве примера рассмотрим интеллектуально-этнографическую викторину, разработанную педагогами нашего отдела для контроля знаний. Вместо скучной формальной проверки знаний в форме зачета или контрольной работы мы провели увлекательную интерактивную игру. Она была приурочена к празднику «Сороки», который отмечается 22 марта и символом которого является птичка-жаворонок. С технической стороны игра-викторина представляет собой таблицу, в которой отражены следующие темы: «Великий пост», «Песни», «Весна», «Ремесла» и «Птицы». Для каждой темы предусмотрено 5 вопросов, различных по уровню сложности и соответственно оцененных: от 1 до 5 баллов за правильный ответ. Для интереса и оживления игры безликие баллы были заменены жетонами-«птичками», которые собирала «в стаю» каждая из команд. Опыт использования современной игры с помощью компьютерной презентации с гиперссылками продемонстрировал возможность не только активно и оперативно проверять знания детей, но и формировать интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждать к совместным действиям в команде, избегая агрессии, стимулировать их активность, открытость посредством включения их в процесс игры. Таким образом, в Школе русской традиционной культуры мы используем и традиционные народные, и классические дидактические, и современные компьютерные игры. С помощью игры у детей формируются правильные представления о родной русской культуре как о культуре живой и динамично развивающейся, представления о том, что важно и нужно защищать свои традиции.
Литература 1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. 2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999.
Поделиться:Назад в раздел |