Поиск по сайту

Активные формы обучения на уроках математики в 5-ых классах

Автор: Бородина Г.В.


Целью современного образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых стандартов является реализация развивающего потенциала обучающихся, актуальной задачей становиться обеспечение развития УУД, обеспечивающих умение школьников учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Это требует внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Проблема выбора методов возникает перед учителем всегда: в новых условиях учителю необходимы новые (а может быть и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения (обучение, взаимоотношение между учителем и учеником).

Поиск новых средств привел меня к пониманию того, что учителю нужны активные, деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, которые лежат в основе развивающего обучения.

Так какой же урок можно отнести к развивающему?

По мнению В.С. Безруковой это прежде всего изменения во внутренних структурах личности, способствующих ее духовному, психическому, физиологическому или физическому росту и развитию, обеспечивающий социальное становление через нравственное, этическое, интеллектуальное трудовое воспитание.

При подготовке к уроку, я прежде всего думаю о том, чтобы учебная деятельность обучающихся была интересной, радостной, психологически комфортной. Этому способствуют использование игровых ситуаций на уроках и во внеклассной работе. Игра — это и творчество и труд. В игре у детей вырабатывается умение сосредоточиться, самостоятельно мыслить, в процессе учебной игры развивается логическое, образное мышление, ответственность перед сверстниками. Игровая деятельность в преподавании математики в пятых классах занимает важное место, помогает привлечь внимание, заинтересованность детей в изучении предмета.

Примерами таких игровых методик, которые мы используем при изучении математики являются:

· аквариум (внешний и внутренний круг);

· интеллектуальная встреча;

· мозговой штурм, "Горячий стул";

· математическое лото;

· встреча со сказочными героями Знайкой и Незнайкой;

· "Пройди по лабиринту" и т.д.

Использование игровых ситуаций на уроке является важным средством оптимизации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности в обучении в начальной и основной школе. Целесообразно использовать игровые ситуации на разных этапах урока. Например, встреча со сказочными героями Знайкой и Незнайкой помогает освоить распределительное свойство при умножении суммы чисел на число или разности чисел на число. Закрепление пройденного материала активнее происходит, когда учебные задания предлагают жители цветочного города, например:

- вычислить значение выражения 7,4 * 14,3 – р* 14,3, если р= 6 Как вы думаете кто быстрее дал ответ из жителей города Знайка или Незнайка и почему?

Важным этапом в уроке с целью формирования регулятивных умений учащихся является определение темы урока, типа урока и целей урока обучающимися.

Рассмотрим это на примере изучения учебного материала на тему «Десятичные дроби».

Совсем по-другому воспринимается цель урока, когда учащиеся сами становятся исследователями той или иной проблемы, и сами убеждаются в необходимости изучения данной темы. Традиционная запись учителем темы на доске не вызывает у учеников ни интереса, ни желания познавать новое.

После выполнения определенной системы проблемно-поисковых вопросов и заданий цель урока и тема нового материала будет определена самими учащимися и освоение учебного материала пройдет быстрее и качественнее. Например,

- попробуйте догадаться, как можно быстро выполнить деление:

155,6 :10; 155,6 :100

- объясните, почему 7,89 :100 равно 0,0789;

- если не можете ответить, то прочитайте в учебнике;

- придумайте сами аналогичный пример и предложите его решить соседу по парте;

После выполнения таких заданий, ученики определили самостоятельно новую тему изучаемого материала:

«Деление десятичной дроби на 10,100,00 и.т.д.»

В зависимости от целей урока учащиеся сами определяют тип урока, для этой цели ребята используют карточки красного, зеленого, желтого цвета. Ученики в конце урока демонстрируют на специальном стенде свои карточки, зная, что означает цвет: красный – изучение нового материала, зеленый – закрепление полученных знаний и умений, желтый – повторение и обобщение ранее изученного материала.

Убедительнее воспринимаются обучающимися цели учебной деятельности, когда они видят связь полученных знаний с реальной жизнью.

Например, при изучении темы в 5 классе «Площади и объемы» ребятам заранее даются задания по расчету количества воды, необходимое для аквариума, который родители купили в зоомагазине. Учащиеся используют знания, полученные в начальной школе и материал учебника: они определяют формулу, по которой находят объем прямоугольного параллелепипеда. Аналогично решается поставленная задача учителем при изучении темы «Округление чисел», дети рассчитывают плату за электроэнергию, при стоимости 2,74 рубля за один кВт и сравнивают с действительной оплатой.

Интересны детям 5 классов учебные задания на исправление преднамеренной ошибки в решении или на восстановление частично стертых записей, например:

0,0071 х? = 0,71

0,00838 х? = 8,3

5,8 х? = 58.

Такие задания используются для закрепления и углубления знаний, для самоконтроля. При выполнении таких заданий развиваются внимание, память, логическое мышление.

В домашние здания очень часто я включаю такие задачи, которые требуют творческой мыслительной деятельности. Сюда относятся мини-проекты по практическому приложению, по обнаружению закономерностей на основании собственных наблюдений, по решению проблемных ситуаций, в том числе требующих переноса знаний. Например, при изучении сложения и вычитания дробей, учащиеся получают задания на сочинение рассказа, детектива, сказки, на придумывание интересной задачи на сложение и вычитание. Такие задания «провоцируют» ученика обратиться за помощью к учителю, родителям и к дополнительной литературе.

Учителю очень важно  следить за сохранением интереса к изучению предмета. Внедрение развивающих технологий в образовательный процесс требует активного включения учителя в учебный процесс с целью выполнения функций координатора, тьютера, партнера, иначе управление учебным процессом на уроке будет недостаточно естественным.

Представляем Вам конспект урока «Вычитание дроби из целого числа».

Приложение к уроку 1

Приложение к уроку 2

Презентация к уроку

Список используемой литературы:

1. Беркалиев Т.Н., Заир – Бен Е.С., Тряпицына А.П. Инновация и качество школьного образования. Научно – методическое пособие для педагогов инновационных школ. Каро. Санкт – Петербург, 2007г.

2. Шуркова Н.Е. Новые педагогические технологии. Учебное пособие. Москва, 2005г

3. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Учебно – методическое пособие. Каро. Санкт – Петербург, 2005г

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва. Издательство « Аркти» ,2009г.

5. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно – познавательной деятельности школьников. Учебное пособие (ЛГПИ им. А.И. Герцена), 1989г.

6. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1Амонашвили Ш.А. М. Амрита 2010г - 288с

7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования. 2010г.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений. Ростов –на – Дону, Издательство «Учитель», 2005 г -288С


Активные формы обучения на уроках математики в 5-ых классах

Назад в раздел