Поиск по сайту

Хореография как средство эстетического и физического развития детей младшего школьного возраста

Автор: Дмитриева В.А.


Программа по физкультуре для общеобразовательных школ предусматривает широкое внедрение нетрадиционных видов физических упражнений. Хореография является наиболее доступным средством для обучения эстетическому и физическому развитию детей.

В настоящее время необходимо обратить внимание на физическое развитие и оздоровление детей и приобщить их к здоровому образу жизни. Занятия хореографией обеспечивают ребенку физическую подготовку, направленную на развитие двигательных способностей в соответствии с возрастными особенностями, укрепляют здоровье, осанку, опорно-двигательный аппарат, развивают эстетические способности.

Мною в гимназии №177 Красногвардейского района была проведена исследовательская работа о том, какое влияние хореография оказывает на развитие координации и гибкости у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования была разработана программа и методика преподавания хореографии и танца для детей младшего школьного возраста, экспериментально проверялась эффективность применения средств хореографии для развития двигательных способностей и эстетического воспитания детей.

В эксперименте участвовало 20 человек в возрасте 7-8 лет, учащихся 1 - х классов (10 человек экспериментальной группы и 10 человек контрольной группы). При комплектовании групп учитывалось состояние здоровья и желание заниматься. Для определения уровня двигательных способностей использовались контрольно-педагогические тесты для проверки координационных способностей и для выявления развития гибкости (см. Таблицу 2). Степень сформированности двигательных навыков и умений по хореографии определялась по следующим критериям: уровню музыкальной подготовленности, технической подготовке и теоретическим знаниям (см. Таблицу 1). Для определения эстетического развития, повышения самооценки и творческого самовыражения детей проводилось анкетирование.

Показатели контрольных упражнений (тестов) у занимающихся контрольной группы и экспериментальной группы были различными. У детей контрольной группы, не занимающихся хореографией, координация движений в начале эксперимента была развита на уровне среднего значения (10,9 сек.), в конце эксперимента улучшилась на 0,2 сек., но осталась на среднем уровне (10,7 сек.), гибкость была развита на уровне низкого значения до эксперимента (2,8 см), в конце эксперимента улучшилась на 2,9 см и осталась на уровне низкого значения (5,7 см) (см. Таблицу 3, рис.1, 2). У детей экспериментальной группы, занимающихся хореографией, координация движений была развита на низком уровне до эксперимента (11,0 сек), в конце эксперимента результат улучшился до среднего значения (10,1 сек), гибкость была развита на уровне низкого значения до эксперимента (2,6 см), в конце эксперимента результат улучшился до среднего значения (10,2 см) (см. Таблицу 6, рис. 1, 2).

Если сравнить результаты достоверности улучшения координации движений у детей контрольной группы до эксперимента, видно, что 30% занимающихся имели положительный результат, в конце эксперимента положительный результат достиг 60%. Если сравнить достоверность результатов гибкости контрольной группы до эксперимента, видно, что, положительный результат был у 20% занимающихся, в конце эксперимента положительного результата достигли 40% занимающихся. Результаты представлены в Таблицах 4, 5, рис. 1, 2.

Учитывая полученные результаты, можно сделать вывод, что у детей контрольной группы улучшение результатов координации движений и гибкости произошло за счет естественного развития и занятий на уроках физкультуры. Если сравнить результаты достоверности координации движений у детей экспериментальной группы, занимающихся хореографией до эксперимента, видно, что 20 % занимающихся имели положительный результат, в конце эксперимента положительного результата достигли 100% занимающихся. Если сравнить достоверность результатов гибкости по оценкам в начале эксперимента, положительный результат был у 30% занимающихся, а в конце эксперимента положительного результата достигли 100% занимающихся (см. Таблицы 7, 8, рис. 1, 2).

По результатам проведенного анкетирования по эстетическому воспитанию, видно, что приобщение к занятиям хореографией позволило ребенку лучше понимать хореографическое искусство. Появилось желание посещать театры, посещаемость возросла до 60% (до эксперимента была 20%). Концерты своих сверстников посещает 70% занимающихся (до эксперимента посещали 0%). Их серьезное увлечение хореографией поддерживают родители, радуясь успехам своих детей (см. Таблицу 10). По данным таблицы виден рост детей в творчестве, в конце эксперимента у 60% детей появилось желание сотворчества: придумывают новые движения в танцах, детали будущих костюмов (до эксперимента было только 20% желающих). Общее восприятие танца после эксперимента изменилось, стало более объективным, целостным, до эксперимента только 30% детей обращали внимание на содержание танца, после эксперимента 100%. Знакомство с танцами разной направленности обогатило двигательный опыт детей. Из таблицы видно, что после эксперимента детям стали нравиться не только современные танцы, но и народные танцы (60% занимающихся, до эксперимента 20% занимающихся); спортивные танцы стали нравиться 90% занимающихся (до эксперимента только 40% занимающихся); классические танцы стали нравиться 30% занимающихся (до эксперимента нравились только 10%); интерес к историко-бытовому танцу возрос до 60% (до эксперимента этот показатель составлял только 20%). Из таблицы видно, что занятия хореографией приносят детям большое моральное удовлетворение, они уходят с занятий счастливыми – 70%, довольными – 80%, спокойными – 80%.

По результатам проведенного анкетирования по самореализации из Таблицы 11 видно, что качества и способности анкетируемых изменялись в ходе исследования. Занятия хореографией помогли преодолеть детям неуверенность в себе, застенчивость, почувствовать себя привлекательными, яркими, раскованными.

До эксперимента лидерские качества оценивали: на «2» и «3» – 80%, на «4» и «5» – 20% детей. После эксперимента лидерские качества оценивали: на «3» – 30%, на «4» и «5» – 70% детей.

Трудолюбие до эксперимента оценивали: на «2» и «3» – 60%, на «4» и «5» – 40% детей. После эксперимента: на «3» – 10%, на «4» и «5» – 90% детей.

Настойчивость до эксперимента оценивали: на «3» – 70%, на «4» и «5» – 30% детей. После эксперимента: на «4» и «5» – 100% детей.

Способность легко и выразительно двигаться, физическая красота помогли повысить самооценку, реализовать себя как личность, повысить свой статус в школе и семье. Правильно и красиво двигаться оценивали до эксперимента: на «3» – 70%, на «4» и «5» – 30% детей. После эксперимента: на «4» и «5» – 100% детей.

Способность выполнять движения в заданном ритме оценивалась: на «2» и «3» – 80%, на «4» и «5» – 20%. После эксперимента: на «3» – 20%, на «4» и «5» – 80%.

Способность импровизировать в танцевальных этюдах дети оценили следующим образом: на «2» – 80%, на «4» – 20%. После эксперимента: на «3» – 10%, на «4» и «5» – 90% детей.

Уверенность оценивали до эксперимента: на удовлетворительно – 80 %, на «4» и «5» – 20%. После: только на «4» и «5» – 100%.

Хорошая техническая подготовка позволила детям уверенно выступать на различных мероприятиях. Выступление на открытых мероприятиях оценивали до эксперимента: удовлетворительно – 70% на «4» и «5» – 30% детей. После эксперимента: на «3» – 10%, на «4» и «5» – 90% детей.

Двигательные навыки улучшились средствами хореографии (см. Таблицу 12).

Исходя из этого, можно заключить, что хореография и танец дают возможность не только раскрыть артистическое дарование каждого ребенка, но и обладают огромными возможностями для его полноценного эстетического совершенствования.

Приложение: результаты исследования



Библиография

  1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Л. – М.,1964.
  2. Барышникова Т.А. Азбука хореографии, – М.: РОЛЬФ,1999.
  3. Бекина С.И. Музыка и движение. – М.: «Просвещение», 1984.
  4. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. М.: Просвещение,1987.
  5. Богаткова Л.Н. Танцы народов разных стран. – М., 1957.
  6. Богаткова Л.Н. И мы танцуем. – М., 1965.
  7. Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе. – К., 1985.
  8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М.: «Искусство»,1939.
  9. Васильева-Рождественская Н.В. Историко-бытовой танец. – М.: «Искусство»,1987.
  10. Ермолаев Ю.А.Возрастная физиология. – М,1985.
  11. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб,1992.
  12. Колесникова С.П. Детская аэробика. – Ростов н/Д., 2005.
  13. Лейбсон В.И.Художественные кружки. – М.: «Просвещение»,1981.
  14. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. – М., 1997.
  15. Лопухов А.В. Основы характерного танца, – СПб, 2007.
  16. Матов В.Б., Иванова О.А., Шарабатова И.Н.Ритмическая гимнастика для школьников. 1998.
  17. Менхин Ю.А., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
  18. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа. – В., 2007.
  19. Освальд К.А. Стретчинг для всех. – М., 2002.
  20. Полетаева Н.Н. Валеологическое воспитание школьников. – СПб: ЛОИРО, 2000.
  21. Попова Л.А. Медико-социальные аспекты здоровья школьников. – СПб: «Образование», 1994.
  22. Роттерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание. М., 1989.
  23. Сайкина Е.Г. Фитнес в школе. – СПб, 2005.
  24. Собянина Ф.И., Замогильнова А.И.Основы теории физической культуры. – М.: «Владос», 2006.
  25. Стриганов В.М. Современный бальный танец. – М., 1978.
  26. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1954.
  27. Филиппова С.О., Мишин Е.А., Пономарев Г.Н. Учебно-исследовательская деятельность студентов в области физической культуры. – СПб, 2006.
  28. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнесс-данс. – СПб, 2005.
  29. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы в начальной школе по ритмике и бальным танцам. – СПб, 2006.

Хореография как средство эстетического и физического развития детей младшего школьного возраста

Назад в раздел