Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Воспитание нравственности через диалог поколений
«И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет» Рабиндранат Тагор
В нравственном воспитании очень важно, чтобы во всем окружающем нас материальном и духовном мире дети видели человека – труженика, творца, созидателя. Когда у ребенка воспитывается уважение не только к самому предмету, но и к людям, которые сделали этот предмет, вырабатывается определенная норма поведения, чувство ответственности, формируется правильная оценка окружающего мира. Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физиологическими факторами. Она действует всегда и повсеместно, разница лишь в том, какое содержание то или иное общество, семья вкладывают в понятие «простая норма». Простая норма – это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневных взаимоотношениях. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых – поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления. С возрастом они приобретают оценочную значимость и выступают не как должные, а как в высшей степени обобщенные понятия, имеющие свою причинную связь и обусловленность. Тот или иной стереотип поведения является, как правило, результатом семейного воспитания, осмысления ребенком поступков родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывают детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяются их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности. Если в дошкольном возрасте наши оценочные суждения, проявляясь специфическим образом в сознании ребенка, сводятся им воедино и создают своеобразные модели добра и зла, еще довольно нечеткие, но применимые для оценки того или иного поступка, то в старшем школьном возрасте эти модели могут стать основными мотивами действий, убеждением. Поэтому, закладывая основы морального сознания у детей, следует объяснять прежде всего содержание нормы, ее внутренний социальный смысл. Детство, отрочество и юность это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей общества. Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье.
Семья выполняет ряд важнейших социальных функций: - воспитательная (социализация молодого поколения); - функция духовного общения; - социально-статусная; - досуговая (взаимообогащение интересов); - эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки). Проблема взаимоотношений между поколениями существовала во все времена. Однако содержательное наполнение проблемы, острота противоречий, формы конфликтного взаимодействия носили особенный конкретно-исторический характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями. Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи. «Важную роль в нравственном воспитании играет пример взрослых, систематическое приучение детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения» (Я. Коменский). Жизнь ребенка содержит множество противоречий. Помочь ему социализироваться помогает именно семья. Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о пожилых людях в лучшую сторону. Для успешного развития общества важно объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, здоровьем и оптимизмом молодых людей, необходим симбиоз поколений. Поколение – лишь отдельные звенья в цепи человечества. Эта вселенская цепь носит всеобщий характер. Но наряду с внешними связями между поколениями есть и внутренние – между различными индивидами одного и того же поколения во всем их многообразии. Отношения поколений с внешней средой носят как объективный, так и субъективный характер. Весьма сложные связи складываются в общественной жизни. Они усложняются от поколения к поколению, образуя межгосударственные, государственные, национальные, классовые, родственные, семейные связи. Диалектическая связь поколений представляет собой не что иное, как зависимость людей одного поколения от другого в каком-либо отношении. Но при этом поколение, выступающее в данный момент в роли ведущего, должно учитывать и интересы представителей других поколений. В конечном счете, диалог поколений восходит к личности и межличностным отношениям. Это и есть фундаментальный уровень общественной гармонии. И на этом уровне четко выступают острые грани, противоречия системы отношений: у каждого поколения – «своя правда», свои смысложизненные основы, нравственные ориентации, поведенческие нормы, «технологии общения». Как гармонизировать их, какие принципы сформулировать и реализовать для «оптимизации диалога?» Главными представляются следующие: - оптимально-позитивными, эффективно-креативными, т.е. творческие, может быть лишь отношения равноправные, партнерские; - субъект-объективный. Во взаимодействии поколений должны править Истина, добро, красота. Это есть категорический императив, высший интеллектуально-рационалистический духовно нравственный закон жизнедеятельности человечества. К числу главных принципов диалога поколений нужно отнести стремление и умение видеть друг в друге положительные качества. Диалог поколений в процессе коммуникаций предполагает установление межличностного согласия, способности решать сложные проблемы, конструктивно созидая результаты своих совместных действий. Нарушение принципа всеобщей связи и взаимодействия поколений, как правило, пагубно сказывается не только на сегодняшний, но даже в большей мере на завтрашней жизни людей и общества в целом. В первую очередь это относится к трудовым, нравственным, семейным традициям. Новое поколение возникает, живет, воспитывается, совершенствуется вместе со старшими поколениями. Старшее рано или поздно должно передать свой опыт, свои нравственные устои, традиции молодому. Но наряду с процессами восходящего развития поколений нельзя забывать и о процессах деградации, падения нравственных устоев. Но регресс поколений – процесс противоречивый, может и целое поколение прогрессировать, а отдельные его составляющие – деградировать. Но несмотря на все катаклизмы общественной жизни, развитие поколений идет по восходящей линии. В естественном состоянии общества проживают люди нескольких поколений. И от их взаимосвязи, взаимоотношения, взаимодействия всецело зависит уровень жизни каждого. Взаимоотношения поколений – это постоянный поиск оптимальных моделей, форм и способов аккумулирования и согласования потребностей, интересов, ценностных ориентаций всех. Диалог поколений возможен только в гуманном обществе. А является ли наше общество гуманным? Кризис ценностей, крушение идеалов, падение уровня культуры, связанные с переходом к другим сторонам общественной жизни, обострили проблему гуманизации общества. Часто, говоря о гуманности, имеют в виду мягкость, доброту или сердечность по отношению к людям. Но в трактовке современных философов проблема гуманизации – это, прежде всего, проблема совершенствования личности, гармонизация отношений человека с окружающей средой, людьми. Практика показывает, что диалог поколений возможен, если сближаются ценностные ориентации молодых людей и людей более зрелого возраста. Проблем и подводных камней много. Это и обесценивание нравственных ценностей, пессимизм, потребительская психология. Единые требования, которые предъявляет общество к физическому и духовному развитию молодежи, не могут быть реализованы из-за неравных потенциальных возможностей, имеющихся у разных семей. Воспитательный потенциал семьи зависит от многих факторов: - уровня образования родителей; - степени их занятости на производстве; - наличия в ней представителей разных поколений, численности семьи; - ее материально-бытовых условий. В XXI веке ритм жизни новых поколений отличается особой динамичностью и напряженностью, время более информационное и эмоционально насыщенное. В ограниченные сроки необходимо решать жизненно важные проблемы, и здесь без единения поколений не обойтись. Пути преодоления противоречий во взаимоотношениях поколений: - знания представителями разных поколений возрастных индивидуально-психологических особенностей друг друга, настрой на содружество, воспитание у молодого поколения умения сочувствовать и сопереживать; - формирование с раннего возраста уважительного отношения к старшим, пожилым; - преодоление иждивенческих настроений у молодежи; - совместная деятельность творческого характера: самодеятельное, художественное творчество, освоение забытых ремесел, работа творческих объединений по интересам, совместные вечера ветеранов и молодежи; - содержательная досуговая деятельность; - семейные праздники; - обязательное осуществление программ по реализации идеи непрерывного образования с юных лет, включая образование пожилых, как непременное условие формирования основ нравственного благополучия; - воспитание у молодого поколения чувства уважения к семье, к ее традициям, культу семьи; - возрождение наставничества, в процессе которого происходила не только передача профессионального опыта, но молодые люди получали уроки нравственности от представителей старшего поколения. В открытом письме молодому человеку известный французский писатель Андре Моруа писал: «Зачеркнуть прошлое невозможно, пытайтесь лучше создать настоящее, не отвечайте ненавистью на ненависть, не будьте злопамятны, черствы… не презирайте мастеров прошлого; если слава их дошла до нашего времени, значит, они это заслужили…» Личностная зрелость и самостоятельность человека, его ответственность не только за свою личную судьбу, но и будущее. М. Горький предупреждал: «Мы уйдем с земли, дети останутся, позаботимся же о том, чтобы их жизнь была легче нашей. Оставим в наследство детям лучшее: наш идеализм, нашу любовь к разуму, красоте… Израсходуем же нашу волю… Мы будем вознаграждены за это счастьем видеть среди нас юных предтеч того, о ком так давно тоскует наша дума!»
Список используемых источников и литературы 1. В. Караковский «Тревоги российского образования». Научно –просветительский журнал «Скепсис». 2. «Межпоколенческие отношения. Круглый стол: «Герой нашего времени: мифы и реальность». Журнал педагога №8 – Москва 2000 год. 3. М.В. Вдовина «Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье». 4. Европейская экономическая комиссия. Рабочая группа по проблемам старения. Второе совещание. Женева, 23-24 ноября 2009 года, пункт 3 предварительной повестки дня. Поделиться:Назад в раздел |