Автор: МБОУ «СОШ № 4» Костромской области |
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Принципы организации ВУД
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
· опора на ценности воспитательной системы ;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов школы. Апробируется следующий способ организации ВУД: интеграция ресурсов школы (программ и воспитательной работы) и учреждений дополнительного образования.
Деятельность организуется во второй половине дня, с 14.00 по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.
Организация внеурочной деятельности
Компонент организации внеурочной деятельности
|
Содержание компонента |
Цели |
Способствовать личностному становлению учащихся Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить им возможность реализации в различных видах деятельности
|
Мотивация |
Переход системы образования на системно - деятельностную парадигму |
Содержание |
Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ |
Технологии |
проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; социально - воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся
|
Средства |
Образовательная среда: учебное и игровое пространство Назначение: - для подвижных занятий и для аудиторной работы - для «пробы сил» и для демонстрации достижений - для поиска информации |
Результаты |
Развитие личности учащегося: - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции
|
Ведущие формы деятельности:
Общеинтеллектуальное направление:
Викторины, познавательные игры
Детские исследовательские проекты
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы
Общекультурное направление:
Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
Кружки художественного творчества
Праздничное оформление школы и класса
Духовно-нравственное направление:
Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
Проведение совместных праздников школы и обществености
Экскурсии, целевые прогулки
Детская благотворительность
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Спортивно – оздоровительное направление:
Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья
Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей
Социальное направление:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»
Работа по озеленению школы
Организация дежурства в классах
Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий
Выставки поделок и детского творчества
Трудовые десанты, субботники
Сюжетно-ролевые игры
Внеурочная образовательная деятельность младших школьников |
1кл |
|
|
|
|
Общеинтеллектуальное направление | |||||
Юный исследователь |
1 |
|
|
|
|
Общекультурное направление | |||||
Вокальная студия |
1 |
|
|
|
|
Театральный кружок |
1 |
|
|
|
|
Социальное направление | |||||
Ребятам о зверятах |
1 |
|
|
|
|
Спортивно-оздоровительное направление | |||||
Акробатика |
1 |
|
|
|
|
Подвижные игры |
1 |
|
|
|
|
Духовно-нравственное направление | |||||
Воспитательный план классного руководителя |
1 |
|
|
|
|
Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.
По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Опыт использования ресурсов учреждений дополнительного образования г.Югорска имеется.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 7 - 8 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.