Поиск по сайту

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 г. Буя

Автор: Румянцева Л.В.


МОУ СОШ №9 г. Буя с 1 сентября 2011 года приступает к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется прежде всего новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Исходя из этого, в ОУ были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

- разработка «Положения об организации внеурочной деятельности»;

-составление перечня программ внеурочной деятельности;

-подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

-разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

-материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

-информирование родителей о системе внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Для организации внеурочной деятельности выбрана оптимизационная модель, в реализации которой принимают участие педагогические работники ОУ.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов МОУ СОШ № 9 предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники.

В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели:

  • минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
  • создание единого образовательного и методического пространства в школе;
  • формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.

Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

  • необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
  • спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
  • оптимизацией внутренних ресурсов МОУ СОШ № 9

Принципы реализации Модели:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию;

Модель организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 5 направлений деятельности:

Схема направлений внеурочной деятельности

Модель орг-ции внеуроч., г.Буй Костр.обл.jpg


Направления

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное: спортивные секции по ОФП

Спортивно-оздоровительное направление есть процесс

организации оздоровительной и познавательной деятельности,

направленной на развитие физических сил и здоровья,

выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Художественно-эстетическое

Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его

возрастных и внутренних психологических наклонностей.

Формирование эстетического вкуса.

Общеинтеллектуальное

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Социальное

Развитие положительного потенциала личности обучающихся

в рамках деятельности общешкольного коллектива

Проектное

Овладение основами практико – ориентированных знаний

Ресурсное обеспечение

Педагогическое обеспечение

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Состав

Спортивно-оздоровительное

Хазов С.И.., учитель физической культуры

Художественно-эстетическое

Бучнева Т.В., Спешкова Я.Н., Сафронова О.А., педагоги дополнительного образования,

Общекультурное

Изюмова Т.И.., педагог дополнительного образования,

Бекенева В.Н., педагог дополнительного образования

Трусова Н.В., учитель начальных классов

Общеинтеллектуальное

Трусова Н.В., Баранова Е.А.,учителя начальных классов

Проворова Н.Н., учитель -логопед

Социальное

Петрова И.А., социальный педагог

Трусова Н.В., Баранова Е.А.,учителя начальных классов

Лебедева Г.А., педагог-психолог

Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности

Трусова Н.В., Баранова Е.А.,учителя начальных классов

Педагогические ресурсы: учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог

Научно-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение организует административная группа, педагоги.

Материально-техническое обеспечение

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальным кабинетом, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, мультимедийными проекторами.

Внешние связи и партнерство

Учащиеся нашей школы активно посещают учреждения дополнительного образования:

· музыкальную школу

· художественную школу

· МОУДОО ДДТ

· спортивные секции на базе ДЮСШ и ОСДЮШОР,

· танцевальный коллектив «Ленок» при ДКЖ.

Ожидаемые результаты

· развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

· приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

· воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

· получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

· формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

· формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

· воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

· формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

· реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


Поделиться:


Назад в раздел