Поиск по сайту

Дидактическая игра как средство формирования этнотолерантности детей дошкольного возраста

Автор: Фатихова О.Н.


Современный человек – это не только образованный человек, но человек, умеющий строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Готовый принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Поэтому одной из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственное воспитание. Рассматривая воспитание ценностных качеств ребенка как «форму воспроизводства, наследования нравственности в обществе» [4], следует обратить внимание на условность понятия. Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об этом. По мнению древнегреческого философа Протагора, «в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки и др.) учат добродетели» [4]. Тем не менее, осуществление образовательного процесса в современном дошкольном учреждении предполагает целостную, взаимосогласованную работу педагогов по воспитанию ценностных качеств ребенка. Одним из таких качеств является толерантность. В «Декларации принципов толерантности» данное понятие рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей. Особо значимым для нас является определение толерантности, которое дано в статье 1: «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли»[1, 262].Следовательно, это ценностное качество личности, которое формируется и раскрывается через знания, этнокультурную осведомленность детей. По мнению Степанова П.В., толерантность можно рассматривать в двух аспектах: воспитание ценностного отношения к людям вообще; воспитание ценностного отношения к людям как к представителям иных социокультурных групп.

В условиях поликультурного государства акцентируется проблема по формированию у детей этнической толерантности. Основными характеристиками этнотолерантности являются: уважительное отношение к языкам взаимодействующих; отсутствие обидных замечаний при допущении ошибок в речи; попытки выучить некоторые слова из другого языка; стремление и мотивация в изучении своей и других национальных культур; использование в обыденной жизни элементов своей и чужой культуры; желание участвовать в праздниках различных национальностей. [5, 214-215]

Предпосылки для формирования данного качества начинают закладываться в дошкольном возрасте, когда начинает появляться целостная «картина мира», ценностные основы мировоззрения. В этом возрасте возможен первый – мотивационный этап формирования этнотолерантности. Основной целью, которого является создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (уважение к обычаям, традициям различных народов). Появление «умных эмоций» (Эльконин Д.Б), открытость детей, социальная ориентация на точку зрения другого человека, отсутствие стереотипов - являются благоприятными факторами в развитии дошкольника. С учетом этого можно сделать вывод о перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнотолерантности.
Успех формирования качества личности зависит от форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Специфику обучения дошкольников подчеркивал Л.С. Выготский «дошкольное обучение существенно отличается от школьного» [2, 383]. Происходит оно в процессе общения ребенка со взрослыми, ознакомления с тем миром природы и вещей, который его окружает, в ходе овладения специфически детскими видами деятельности. Важнейшей организационно-методической задачей любой инновации в дошкольном учреждении является уход от увеличения дидактической и статической нагрузки на ребенка, превышения оптимального объема информационного потока. Поэтому детализируя региональный компонент в содержании образования, предпочтение при выборе форм организации данного процесса отдается тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умению самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

К таким формам относятся:

· Беседы- содержание познавательных бесед строиться на основе: личного опыта детей, образовательной работы.

· Видеопросмотры - позволяют создавать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.

· Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

· Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.

· Циклы непосредственно образовательной деятельности. Предполагается системное приобщение к музыкальному, изобразительному художественно-речевому искусствам русского, удмуртского, татарского и других народов Удмуртии.

· Творческие игры и игры с правилами. С помощью игр создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт, что позволяет формировать определенные навыки.

Особый интерес вызывает игра – как одна из основных форм освоения ребенком окружающего мира и одно из существенных условий развития его личности. В системе образовательной работы, организованной в соответствии с современными подходами к дошкольному образованию дидактические игры могут стать эффективным средством по формированию этнотолерантности. Данные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Кроме того, на основе известных игр можно разрабатывать собственные игры и игровые комплексы. В рамках курсов повышения квалификации педагоги дошкольных образовательных учреждений разрабатывали новые дидактические игры, а так же изменяли содержание уже известных дидактических игр с учетом регионального компонента. Например, появились такие игры, как: «Старинное и современное», «Чем мы похожи?», «Одень куклу в национальный костюм», «Особенности быта народов Удмуртии», «Особенности быта народов России», «Ярмарка» и т.д..

На базе МДОУ №4 г. Сарапула разработаны и апробированы игровые комплексы: «Дома и улицы родного города», «Старый и молодой Сарапул на Каме – реке», а так же такие дидактические игры, как лото: «Знатоки города», «История цивилизации», «Народы Удмуртии»; и другие игры «Путешествие по карте», «Волшебные слова», «В гостях у сказки» и т.д.. Каждая игра получилась по - своему неповторима, интересна и азартна. При построении образовательного процесса педагогами учитываются следующие принципы использования игр и игровых комплексов:

· Последовательность в нравственном формировании личности: от близкого – к далекому, от малого к великому (мой дом - моя улица - мой город – моя страна – моя планета).

· Обеспечение связи между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка как подготовка к умственному труду.

· Единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате систематизации дидактических игр эффективнее решаются воспитательные, образовательные и развивающие задачи. В жизни детей активизируется исследовательская, игровая и продуктивная деятельности. В ходе экспериментальной работы по внедрению игровых комплексов создается развивающий материал. Возникают неограниченные возможности их вариативного использования. Результат продуктивной деятельности детей превращается в наглядность, которая в дальнейшем сопровождается чтением и рассказом воспитателя. Уникальность в том, что содержательная сторона деятельности детей опирается на исторические факты, народные традиции, преподнесенные в занимательной форме.

Основной целью дидактических игр и игровой деятельности является создание благоприятных условий для личностного роста ребенка в «зоне его ближайшего развития» (Выготский Л.С.). Формирование игротеки в дошкольном учреждении и продуманная система работы будет способствовать более эффективному изучению культуры родного края, укреплению в детском сознании культурных традиций, привитию ценностей и норм поведения, характерных для разных культур.



Литература

1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В. Давыдова. М.,1991.

3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс,2009.

4. Нравственное воспитание – Визуальный словарь. http://vslovar.org.ru/ped/1228.html/

  1. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дис. ...д-ра пед. наук.-М.,2003.
  2. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе./ Под ред. А. Коссаковски и др. М.: Педагогика, 1981

Поделиться:


Назад в раздел