Поиск по сайту

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Автор: Будницкая Р.С.


На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно не только отсутствие болезни; смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к жизни, а также о его адекватности.

Факторы, влияющие на здоровье:

  • неизбежные,
  • корректируемые,
  • устранимые.

Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые[1,21]. Современный ученик - это личность, которой все интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Роль учителя иностранного языка значительна в этом плане. Глобальная задача – формирование здоровой личности, способной к сотрудничеству в поликультурной среде. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений и большого объема материала для запоминания. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы руками, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности [2].

Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые факторы.

Современный урок английского языка характеризуется:

· большой интенсивностью,

· требованием от учеников концентрации внимания, напряжения сил,

· спецификой предмета: необходимостью большого количества тренировочных упражнений, большого объема материала для запоминания

Эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках иностранного языка достигается за счет формирования комфортной психологической среды.

Реализация здоровьесбережения.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.

Для организации урока используются следующие методы:

-позитивной психологической поддержки ученика,

-максимальный учет особенностей аудитории,

-дифференцированный подход к детям с разными возможностями,

-создание условий для самовыражения, авансирование ученика доверием,

-методы ненасильственного обучения[2].

Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К.Д.Ушинского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже – бурлить в тех пределах, которые служат для успеха учения. Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке:

  • считалки,
  • рифмовки,
  • песни,
  • игры.

Релаксационные упражнения.

Примеры:

  • Упражнение « Я вижу, я слышу, я чувствую». Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
  • Упражнение « Деревянная кукла » в формате физминутки.
  • Упражнение на релаксацию и визуализацию.
  • «Качели» (упражнение стимулирует мыслительные процессы). Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
  • «Бабочки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку (восьмерку)» по три раза носом в каждую сторону.
  • «Ушки на макушке» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
    • Мягкий массаж ушей.

Похвала – средство создания благоприятного микроклимата. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.[3,17].

Личностно-ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности. Каждый вид деятельности основан на специфических механизмах и требует разных способностей.

Общение должно быть равноправным и уважительным.

Личностно-ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности. Каждый вид деятельности основан на специфических механизмах и требует разных способностей[4].

Приемы, создающие условия для самовыражения учащегося.

· Ролевая игра. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь.

· Инсценирование. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения английскому языку.

· Драматизация. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. расширяет творческую личность ребенка[7,71].

· Проектная работа. Содействует развитию у учащихся «командного духа» и «чувства локтя»; вдохновения у детей на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать. Обеспечивает механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

Развивает у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор

информации, наблюдение, умение обобщать, аналитически мыслить)[5,39].

Для сохранения здоровья своих учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

· опираться на сильные стороны ребенка,

· не подчеркивать его промахи,

· научить ребенка оптимизму,

· принимать индивидуальность ребенка,

· предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать симпатию к нему,

· вносить юмор в отношении с учащимся.

При изучении иностранного языка большая доля отработки языкового материала происходит самостоятельно, приходится много заучивать и запоминать, а это часто вызывает раздражение и скуку. Вот какие стратегии и приемы я рекомендую своим ученикам:

· сопряжение заучивания слов с приятным,

· использование ассоциаций,

· приятное эмоциональное сопровождение,

· встраивание нового слова в прежний опыт,

· карточки,

· «мыслеформы»,

· подкрепление письменной практикой,

· ведение личного дневника, словаря,

· друг по переписке,

· встраивание нового грамматического материала в сюжет

Чтобы справиться с английской интонацией и с произношением необходимо:

· разобраться с ударением в слове, в предложении;

· дублировать все, что слышишь на английском языке;

· использовать метод « караоке». Распевать песни, копируя источник;

· записать на магнитофон кусочек аудиокниги и дублировать за диктором;

· смотреть видеофильмы на английском языке;

· стараться дублировать изложение материала письменно;

· приучить к работе в учебнике с карандашом;

· строить урок так, чтобы сильные ученики не сдерживались в развитии, а слабые не торопились,

· научить разбивать задания на этапы,

· использовать наглядные пособия с направляющим планом действий,

· во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ,

· использовать творческие задания.

Дифференцировать подход к ученику можно осуществлять в трех направлениях :

1. По содержательной стороне (разный характер элементов знаний),

2. По процессуальной стороне (содержание одно, но количество заданий и сложность разные),

3. По мере педагогической поддержки. Использование дифференцированного подхода также способствуют сохранению здоровья учащихся[6].

Выводы

· используя различные виды педагогической поддержки, мы пытаемся минимизировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье ученика

· здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем современности и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как требование к любой педагогической технологии по ее воздействию на здоровье учащихся.



Список использованной литературы

1.Методическое мастерство учителя иноязычной культуры: / Е.И.Пассов – М.: Просвещение, 1993.-С. 3-25.;

2. Часто болеющие дети: причины и решения;

http://www.ya-roditel.ru/forum/forum2/topic1542/messages

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:/Е.С.Палат – М.: Академия, 2002.-С. 17-65;

4.Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка; http://teachenglish.ucoz.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/1-1-0-7

5.Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.Сергеев – М.: АРКТА, 2003.- С.15-48;

6. Девять способов предотвратить стресс.

http://www.pacient.ru/pats/?cont=article&art_id=166665

7.Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению: Ф.М.Рабинович// ИЯШ, 1983.-№6.-С.68-74;


 Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Назад в раздел