Поиск по сайту

Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов образования

Автор: Иваньшина Е.В.


Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными [3]. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» [9].

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. В качестве главных результатов определены не предметные, а личностные и метапредметные, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»[i].

Под универсальными учебными действиями понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [9].

Схематически виды универсальных учебных действий можно представить следующим образом (схема 1):

В основе названных выше общих умений, навыков и способов деятельности лежит развитая умственная самостоятельность учащегося [6].

Возникает вопрос о выборе наиболее эффективных способов достижения предполагаемых образовательных результатов. Исследования (Дж. Куика, Л.Н Лесохиной, Т.В.Назаренко, А.А.Окунева, М.А.Холодной[7,10] и других) показали, что наилучшего результата можно добиться, применяя метакогнитивные образовательные технологии.

Метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей [5,6]. То есть, это технологии, направленные на достижение метапредметных, личностных результатов.

К метакогнитивным (метапредметным) технологиям относятся следующие технологии:

· диалогового взаимодействия;

· развития критического мышления;

· педагогических мастерских;

· кейс-технологии;

· проектные;

· исследовательские;

· развивающего обучения и др.

Проиллюстрируем возможность достижения метапредметных результатов на примере метакогнитивной технологии «Развитие критического мышления»(РКМ). Для этого проведем анализ приемов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией, развития навыков мыслительной деятельности, а также формирования и развития УУД учащихся. Результаты представлены в табл.1.

Таблица 1

Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии РКМ

№ п/п

Название приема или стратегии, авторы

На что направлен, какие виды УУД развиваются

Краткое описание основных действий

Рекомендации по примене-нию

1

2

3

4

5

Развитие прогностических и аналитических способностей

1

Верные и неверные утверждения («Верите ли Вы?»). Ключевые слова.

Проверка достоверности выдвинутых на стадии вызова гипотез; развитие способности к прогнозированию и анализу понятий (познавательные, регулятивные УУД)

Проработка текстовой информации путем поиска ответов на вопросы

Работа с текстовой информацией любого рода

2

Дерево предсказаний

Дж.Белланс

Помогает строить предположения (гипотезы) по поводу развития сюжетной линии в рассказе или повести (познавательные /логические/).

Правила работы:

ствол дерева – тема,

ветви – предположения,

листья – обоснование предположений.

Прием используется на стадии вызова.

Работа с художественным текстом

3

Эффективная лекция для организации деятельности

Прием «Бортовой журнал»

Гудлат

Развитие мыслит.функций: обобщение и сопоставление.

Обобщающий прием записи своих мыслей (гипотез) – на стадии вызова, а затем текстовой информации – на стадии рефлексии (регулятивные, познавательные)

Организация деятельности по изучаемой теме, путем заполнения таблицы:

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста



или:

Предположения

Новая

информация



Работа с учебным текстом

Активизация мыслительной деятельности путем актуализации имеющихся знаний

4

Инсерт

(самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления)

Дж. Воган, Т. Эстес

Модификация: К.Мередит, Дж. Стил

Смысловой анализ текста, актуализация имеющихся знаний (личностные /смыслообразование/, регулятивные, познавательные /общеучебные/)

Маркировка текста по мере его чтения:

“ √ ” - уже знал

“ + ” – новое

“ - ” - думал иначе

“ ? ” - не понял, есть вопросы

Работа с учебным текстом

5

Дневники: «двухчастный»

Гудлат

Дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Развитие аналитических способностей (личностные)

Заполнение таблицы:

Цитата

Комментарии



Работа с учебным текстом на уроке или с текстом большого объема дома

6

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления (познаватель-ные, регулятивные)

Составление тонких и толстых вопросов при работе с информацией

Толстые

вопросы

Тонкие

вопросы

Дайте 3 объяснения почему?

Объясните, почему?

В чем различие?

Что, если?

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как звать?

Используется на любых стадиях технологии.

Работа с текстовой информацией любого рода

7

Кластеры

Дж. Воган, Т. Эстес

Видоизменили: К.Мередит, Дж. Стил

Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений (познаватель-ные /знаково-символические и логические/)

Графическое оформление в определенном порядке смысловых единиц текста в виде грозди

Работа с информационным текстом

8

Таблицы:

а) «ПМИ»

Э. де Боно

Нацелен на активизацию эмоциональных отношений в связи с текстом или изучаемым понятием (явлением) личностные, познавательные

При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

П – «+» стороны явления

М – «-» стороны явления

И – информация, которая заинтересовала




Работа с «сухими» и «информационно-насыщенными» текстами


б) «З.Х.У.»

Д. Огл

Помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания, схематизировать материал (регулятивные, познаватель-ные, коммуни-кативные).

Заполнение таблиц по мере сбора и систематизации информации.

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Категории

информации

Источники

информации



Работа с информацией любого рода (информационный текст)


в) «Что? Где? Когда? Почему?»

Активизация мыслительной деятельности путем ответа на ключевые вопросы (познаватель-ные)

Заполнение таблицы:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?






Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Работа с текстовой информацией любого рода

Развитие аналитических способностей и способности к сравнению и сопоставлению информации


г) Концептуальная таблица

Сравнение трех и более аспектов или вопросов (познавательные /логические/).

По горизонтали: то, что подлежит сравнению.

По вертикали: черты и свойства, по которым происходит сравнение.


Категории сравнения

Факты









Работа с текстовой информацией любого рода


д) Сводная таблица

Дж.Белланс

Развитие аналитических способностей: выявление основных понятий, ключевых слов темы с последующим их сравнением (познавательные /логические/).

Категории сравнения – понятия, ключевые слова, темы…

Линии сравнения – характеристики, по которым происходит сравнение.

Тема 1

Тема 2

Линии сравнения

Тема 3

Тема 4






Заполняется на стадии осмысления или рефлексии.

Работа с большим количеством информации


е) Таблица-синтез

Загашев И.О.

Развитие аналитических способностей. Синтез информации на всех стадиях технологии. Возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом (познавательные /логические/, личностные).

Заполнение таблицы:

Ключевые слова

Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)

Почему эта цитата важна для меня (мысли)

(до чтения)

1.

2.

3.



(после чтения)

1.

2.

3.



Или:

Ключевые слова

Толкование

Выписки из текста




Соединяет все стадии технологии

Работа с художественным текстом

Работа с информационным текстом

Развитие системно-аналитических способностей и целостного восприятия текста при чтении и изучении информации

9

Чтение с остановками (в основе приема таксонометрияБ.Блума)

Конструирование, обсуждение (анализ) и осмысление текстовой информации. Развитие системно-аналитических и прогностических способностей. Развитие целостного восприятия текста (познавательные/общеучебные/, смысловое чтение текста).

1. Вызов. Конструирование предлагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия, прогноз содержания и проблематики.

2. Осмысление. Чтение текста отрывками с обсуждением каждого «что будет дальше и почему?»

3. Рефлексия. Осмысление текста как единого целого: письмо, дискуссия, совместный поиск

Учитывает особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

Работа с художественным текстом

10

Денотатный граф

Д.Х.Вагапова

Развитие аналитического и синтетического компонентов мышления. Способ вычленения из текста существенных признаков (познавательные /знаково-символические, логические/).

1. Выделение ключевого слова (понятия).

2. Выбор глагола связывающего ключевое понятие и его признак.

3. Дробление ключевого слова – «веточки».

4. Соотнесение «веточки» с ключевым словом.

Работа с учебным текстом

11

Перекрестная дискуссия

Олверман.

Развивает целостное восприятие текста: позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы; помогает овладеть приемами аргументации, доказательства; формирует умение отстаивать свою точку зрения (познаватель-ные, коммуника-тивные).

Основные этапы:

1. Формулировка вопросов.

2. Составление таблицы для записи.

3. Составление списка аргументов, обмен.

4. Формулировка вывода.

Вопрос – проблема

Да (за)

Нет (против)

аргументы

1.

2.

1.

2.

Работа с текстовой информацией любого рода

Активизация мыслительных навыков и учебных умений путем систематизации информации

12

Работа в группах

а) «Зигзаг»

Аронсон, Джонсон и Холубек, Каган

Изучение и систематизация большого по объему материала (регулятивные, познаватель-ные, коммуника-тивные).

Основаны на принципе взаимообучения: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы, готовят презентацию и обучают других участников по каждой теме.

Работа с информационным текстом


б) «Зигзаг-2»

Славин

Изучение и систематизация меньшего по объему материала (регулятивные, познаватель-ные, коммуника-тивные)

· «Рабочая» группа получает текст и просматривает его;

· Группе предлагается 5 разл. вопросов по данному тексту;

· «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные» группы;

· «Экспертная» группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для «рабочей» группы;

· Вернувшись в «рабочие» группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы;

· Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории.

Работа с текстовой информацией небольшого объема

Развитие навыков решения проблемных ситуаций

13

Стратегия «IDEAL» - стратегия решения проблем при чтении текста

Дж.Брэмсфорд

Адаптация: Загашев И.О.

Развитие навыков критического мышления (познаватель-ные, коммуникатив-ные)

I

Выделите в тексте проблему.

D

Опишите ее (выявите ее суть).

E

Определите варианты подходов к решению проблемы.

A

Действуйте (решайте).

L

Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

Работа с текстовой информацией, содержащей проблемную ситуацию

14

Стратегия «Fishbone» Модель постановки и решения проблемы.

Развитие умений формулировать и решать проблемные вопросы. Позволяет описать и решить целый круг проблем (познаватель-ные, коммуникатив-ные).

На «верхних костях» рыбы формулируется проблема (признаки).

На «нижних костях» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этой проблемы.

Работа с проблемной текстовой информацией

Организация и активизация мыслительной деятельности на стадии рефлексии при письме

15

Стратегия «RAFT» - стратегия письменной рефлексии

Развитие способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы при письме (личностные, познавательные, регулятивные)

R

Роль, которая выбирается писателем

A

Аудитория, для которой этот текст пишется

F

Форма

T

Тема

Работа с текстовой информацией любого рода.

Создание текста.

16

Синквейн

Развитие способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы при письме (познаватель-ные)

Отражение сущности темы (понятия) в пяти строках по определенным правилам

Работа с текстовой информацией любого рода

17

Эссе

Развитие способности к анализу, обобщению и целостному восприятию изучаемой темы (личностные, познавательные, регулятивные)

Отражение сущности темы (понятия) в письменной форме

Работа с текстовой информацией любого рода.

Создание текста (сочинение).







В ходе работы в рамках этих приемов метакогнитивнойтехнологии«Развитие критического мышления» учащиеся овладевают различными способами самостоятельной деятельности, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта работы с разного родаинформацией [6]. Указанные технологии также способствуют формированию целостного мировоззрения и мировосприятия; комплексному развитию метакогнитивных умений и разных видов УУД.

Главным приобретением использования метакогнитивных педагогических технологий в обучении становится развитие способности самостоятельно учиться и способности к непрерывному самообразованию.

Таким образом,использование метакогнитивных технологий как средства достижения метапредметныхрезультатов образования позволяет повысить эффективность образовательного процесса в целом, обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться.



Список используемой литературы

1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Иваньшина Е.В., Ульянова А.А. Диалог предметного и интегративного подходов в современном естественно-научном образовании // Сб.: Академический вестник. Вып. 4-5 (16-17). – СПб.: СПбАППО, 2011. – С.36-46.

2. Иваньшина Е.В. Использование образовательных технологий при изучении курса «Естествознание» старшей школы// Академический вестник. Вып. 3(8). – СПб.: СПбАППО, 2009. – С.46-52.

3. Иваньшина Е.В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественно-научного цикла: монография /под науч. Ред. И.Ю.Алексашиной. – СПб.: СПбАППО, 2011. – 66с.

4. Казачкова Т.Б. Технологии диалогового взаимодействия как средство индивидуально-личностного развития учащихся и педагогов /Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я. Лернера. В 2ч. Ч.1. – Владимир: ВГГУ. 2010.- С.309.

5. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48с.

6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. - СПб. КАРО, 2009 – 144с.

7. Окунев А.А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования. – СПб.: Издательство «Скифия», 2006. - 464 с.

8. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методическое пособие. – 4-е изд., доп. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 119с.

9. Формирование универсальных учебныхдействий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

10. Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 13-16.



[i]Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.


Поделиться:


Назад в раздел