Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках иностранного языка
Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития обучающихся, их познавательных и созидательных способностей.
Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. В рамках компетентностного подхода выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности обучающегося, а в освоении умений самостоятельно успешно действовать в незнакомых условиях, проблемных ситуациях, при необходимости самостоятельно учиться и достигать поставленных целей, получать желаемый результат. В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. К базовым, ключевым компетенциям относятся: - информационная – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем -коммуникативная – умение эффективно сотрудничать с другими людьми - самоорганизация – умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы - самообразование – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность. Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач: - формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий - формировать навыки самообразования - формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации - формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы - развивать умение формулировать задачу совместными усилиями ее решать - формировать навыки самоконтроля Рассмотрим наиболее важные, на мой взгляд, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении английского языка: -обучение в сотрудничестве -дискуссия -эвристическая беседа -метод проектов -ролевые, «деловые» игр Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах: - взаимозависимость членов группы; - личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; - совместная учебно-познавательная деятельность в группе; - общая оценка работы группы. Я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе. Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Проведение уроков-диспутов, с элементами дискуссии возможно только на продвинутом этапе, когда объем лексико-грамматических средств, которыми владеют ученики, а также сформированность соответствующих речевых навыков и умений позволяет обратиться к данной теме группового общения. Дискуссия представляет собой обмен мнениями по спорной неоднозначной проблеме. Ее структура предполагает выдвижение и защиту тезиса первыми участниками и опровержение данного тезиса и аргументы второго участника. Как только оппоненты согласятся друг с другом или придут к единому выводу, дискуссия может быть прекращена. Эвристическая беседа происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие. Эвристическая беседа – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы учащихся в нужное русло, в итоге заставит учащихся, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам. Эвристическая беседа позволяет учащимся самим приходить к определенным открытиям, таким образом, новые знания становятся более запоминающимися и доставляют массу удовольствия от осознания собственной значимости. Проектная деятельность обучающихся с моей точки зрения, является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, игра (спортивная, деловая) и др. Мои уроки проходят в компьютерном классе. Использование проектной методики в сочетании с компьютерными технологиями делают урок прогрессивным, интересным, познавательным. Подробнее остановлюсь на примере использования веб-квеста в проектной деятельности. Веб-квест (webquest - дословно с английского «поиск в сети интернет») в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Он представляет собой сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. Как показывает практика, использование вебквестов в обучении иностранному языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективное использование вебквестов в процессе обучения возможно в тех случаях, когда вебквест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы. Вебквест имеет определенную структуру: 1.Введение - краткое описание темы вебквеста. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Заданная ситуация предполагает решение проблемы с позиции определенной роли, выполняя которую, ребенок несет ответственность за свой и общий результат. 2. Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. 3. Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), которые помогают более эффективно организовать работу над веб-квестом. 4. Оценка – описание критериев и параметров оценки. 5.Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателя, который будет использовать данный веб-квест. Для примера рассмотрим один из сценариев организации проектной деятельности на основе веб-квеста. Работа проводилась с учениками 9 класса по теме «СМИ». Во-первых необходимо четко определить тему веб-квеста, этот вопрос обсуждался совместно с ребятами. Мы определили следующую тему: “The TV News in your life!” Сначала весь класс на занятиях познакомился с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружаясь в проблему предстоящего проекта. В ходе решения веб-квеста через изучение материала и его обсуждение мы должны были ответить на один общий вопрос дискуссионного характера – доказать нужны ли нам телевизионные новости. Класс был разделен на 3 группы – команды репортеров по 5 человек. Каждый из 5 членов команды получил роль репортера/корреспондента, который представлял определенную тему новостей (International News, Home News, Society News reporter, Sports News and Weather Sports News). Конечная цель работы группы - подготовить и представить телевизионную сводку новостей. В пунктах веб-квеста подробно описываются этапы работы каждого участника группы. Даются ссылки в Интернете. Благодаря этой работе мы достигли следующих целей: - узнали, что информация это основная составляющая часть нашей повседневной жизни - поняли, что телевизионные новости более важные и необходимые, чем мы себе это представляем - научились добывать и представлять сводку новостей в письменном виде - познакомились с работой репортера - улучшили знания языка в разных видах речевой деятельности ![]() ![]() Как правило, подготовка таких проектов занимает от нескольких дней, до нескольких недель. В ходе выполнения проекта обучающиеся оказываются вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде. По мнению самих учащихся, такой вид работы позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение, когда они видят продукт своего собственного труда и они считают, что такой опыт пригодится им в будущем. В процессе работы над проектом у учащихся формируются различные ключевые компетенции. Таким образом, правильно организованная проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта. Не менее важно, что в проектной деятельности формируется личностный опыт ученика - опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и умений проектирования. Таким образом, использование интересных форм и методов в реализации личностно ориентированного подхода, в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности обучающихся, целостного развития их личности. Завершаю свою статью восточной мудростью «Если хочешь помочь голодному, не давай ему рыбы, дай ему удочку» - возможность действовать самостоятельно добиваться результатов, что и призван обеспечить компетентностный подход. Поделиться:Назад в раздел |