Поиск по сайту

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Автор: Садыхбекова С.М.


Наш музей открыт в 2006 году. Основой для создания музея послужили материалы о ветеранах и блокадниках нашего микрорайона. После встреч с учениками они приносили нам свои семейные реликвии: фотографии, предметы быта, оставляли свои воспоминания о военной молодости. (Позднее они вошли в раздел музея «Война в истории моей семьи»). К сожалению, этих материалов было недостаточно для формирования полноценной музейной экспозиции.

Трагические события, которые произошли 1 марта 2000 года в Чечне, когда погибла 6-ая рота псковских десантников, в которой служил выпускник нашей школы Сергей Жуков, вызвали у всех нас такое неподдельное сопереживание, что мы стали отмечать 1 марта, как день Памяти героев той страшной войны. В школе появилась традиция ежегодно в этот день проводить Вахты памяти. Началась работа по сбору материалов о Сергее и его товарищах. Наши старшеклассники часто ездят в Псковскую дивизию, мы дружим с мамой Сергея Жукова Ларисой Николаевной.

Со временем появился Мемориал 6-ой роты и младшего сержанта Сергея Жукова, который стал основным в школьном музее. Большую поисковую работу проводит детское общественное объединение «Искатель» вместе со старшей вожатой Татьяной Анатольевной Кузнецовой. На базе школьного музея работает кружок «Юный экскурсовод», руководит которым учитель начальных классов Павлова Татьяна Викторовна. Мы ставим перед собой задачу добиться присвоения нашей школе имени Сергея Жукова. И всегда рядом с нами есть ребята, которых эта тема интересует и волнует.

Особенностью нашего музея является тот факта, что события 2000 года еще не стали для нас давней историей, живы свидетели тех событий. Музейная работа для нас во многом связана с поиском, это живая, интересная, нужная людям работа.

Главную задачу мы видим в том, чтобы на примере простого, дворового парнишки, каким был Сережа Жуков и какими были многие псковские десантники, показать величие духа наших людей.

Школьный музей - это особый мир: он ведет поисковую работу, экспонирует и пропагандирует имеющиеся коллекции в соответствии с учебно-познавательными задачами школы. Основной признак любого музея, в том числе и нашего школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники. Эти предметы и документы составляют основу музея.

Музей «Защитники Отечества» обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на души детей и подростков. Участие в поисково - собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Музей в школе дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты...

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность зависит целиком от слаженной творческой работы коллектива учащихся и педагогов. Музейная работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной работы, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Музей создавался и пополнялся многими поколениями школьников. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей, в составе группы «Поиск».

В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит систематически экскурсии по разделам музея, как для взрослых, так и для детей. Боевые биографии, извещения - «похоронки», письма, благодарности раскрывают величие подвига героев 6 роты. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.

Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа. Исследовательские проекты способствуют развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. Наша работа нацелена на развитие чувства уважения к армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество.

На базе, музея проводится разнообразная воспитательная работа:

• циклы встреч с интересными людьми;

• презентации книг;

• музейные уроки, уроки мужества и Нравственности;

• устные журналы, классные часы;

• познавательные игры

По материалам музея учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы.

Понятие "музейность" обретает в стенах нашей школы новое качество. Передача социальной памяти мы воспринимаем как акт творческой реализации его создателей и "пользователей", к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и добровольные помощники. Мы уверены в том, что школьный музей еще долгие годы будет служить своим творцам. Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями".

Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе можно сказать, что наш музей стал уникальной точкой преломления культуры и образования. Школьный музей «Защитники Отечества» способствует решению задач гражданско-патриотического воспитания:

· Сохраняет для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

· Способствует внедрению музейного материала в учебный процесс].

· Преобразует музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувшего.

· Включает учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории Родины.

· Способствует формированию духовных ценностей.


Список литературы:

1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

2. Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). М., 1978.

3. Богуславский СР., Школьный литературный музей - клуб, М., 1989. Б.Н. Годунов.

4. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

5. Изучаем свой край. Составитель В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. Киров, 1979;

6. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.

7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт СМ. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Санкт - Петербург, 2002.

8. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

9. Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи. М., 1972.

10. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

11. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

12. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

13. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.

14. Школьные музеи. Из опыта работы, под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина, М., 1977.

15. Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987


Поделиться:


Назад в раздел