Поиск по сайту

Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие «Путешествие по большому городу»

Автор: Кевенд Е.Ю., Ларина Ю.Л.


Спецификой работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи является развитие речи во всех видах деятельности, в том числе, и на физкультурных занятиях. Одним из важнейших средств физического развития детей являются физкультурные занятия. Совестная работа специалистов, в частности, проведение интегрированных физкультурно-логопедических занятий побуждает детей к активной речевой деятельности, а физические упражнения помогают увеличить двигательную активность детей, одновременно развивая координацию движений, внимание, память и восприятие. Такие занятия формируют представление об окружающем мире. В ходе занятия большое значение придается активизации слухового и зрительного анализатора. Дети учатся согласовывать слова с движением. Такие занятия способствуют ускорению развития речи, что особенно важно для детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи».

Цели:

1. Коррекционно-образовательные. Расширение представления о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Правила дорожного движения». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование родительного падежа существительных во множественном числе). Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению сложных предложений). Совершенствовать двигательные умения и навыки в основных движениях, развивать точность при переброске мяча.

2. Коррекционно-развивающие. Развитие речевого слуха, развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие навыков фонематического анализа, развитие координации речи с движением. Формирование навыков ориентировки в пространстве по плану, в зале. Формировать правильную осанку. Развивать общую и мелкую и артикуляционную моторику. Развивать ловкость и быстроту реакции. Развитие фантазии и воображения.

3. Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, ответственности, самостоятельности. Воспитание любви к родному городу.

Оборудование: карта-план маршрута, картины с видами Санкт-Петербурга, картинки с видами транспорта, полоски-схемы слов, полоски для составления «зебры», мяч среднего размера, мяч массажный, дорожные знаки, накидки и рули из набора «Азбука дорожного движения», цветные кубы (желтый, красный, зеленый), гимнастическая скамейка, пешеходный переход, модуль «Перекати-поле».

Предварительная работа: Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов, прогулка по городу с родителями, беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, проведение сюжетно-ролевой игры с использованием набора «Азбука дорожного движения». Разучивание стихов о городе, творческие работы детей.

Используемые инновационные технологии: здоровьесберегающие – дыхательная гимнастика, речь с движением, массаж ладоней, ритмопластика, технологии эстетической направленности, обучение здоровому образу жизни.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Дети входят в зал под музыку (марш) и строятся в шеренгу.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями. Задание на внимание. Кто назовет пример наземного транспорта? Водного? Воздушного? Садитесь.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку по нашему городу. Как он называется? Санкт-Петербург. Какой царь его основал? Петр Первый.

Сюрпризный момент.

Руководитель физического воспитания: Ой, ребята, кто-то к нам стучится в дверь, давайте посмотрим.

Это пришёл инспектор дорожного движения.

Инспектор: Я пришел посвятить вас в участники дорожного движения и принес вам карту с маршрутом. Ещё я принёс вам эмблемы-сигналы, кто-нибудь знает, для чего они нужны?

Дети отвечают.

Руководитель физического воспитания: Давайте рассмотрим карту. Первая стрелочка нам указывает маршрут, куда мы будем двигаться. Прямо. А потом налево, затем прямо и направо.

Логопед: Ребята, сейчас мы пойдем пешком по улице, как мы называемся? ПЕШЕХОДЫ. Давайте определим, сколько слогов в этом слове. Ответ детей: четыре –Правильно.

Руководитель физического воспитания: Отгадайте загадку, подскажите словечко.

Что за белые полоски

На углу у перекрестка?

Знает каждый пешеход

Это зебра – переход.

А сейчас мы поиграем в игру. Сколько раз я свистну в свисток, столько полосок вы выкладываете перед собой. В конце игры дети переходят свой переход.

Логопед: Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать по правилам дорожного движения. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

(Улицу можно переходить только по зеленому, а по красному сигналу светофора нельзя.)

(Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо.)

(Нельзя играть на проезжей части, а можно только во дворе.)

(На велосипеде можно кататься только во дворе, а на дороге нельзя.) и т.д.

Руководитель физ. восп. Отправляемся в путь. Пойдем по главной улице. Какой это проспект? Невский проспект. «Вместе весело шагать» (под музыку разминка). Ребята, какие три вида перехода вы знаете? Наземный, надземный и подземный. Давайте потренируемся их проходить. Полоса препятствий (зебра, скамейка, тоннель). Молодцы.

Логопед. Ребята, мы дошли с вами до главной площади. Как она называется? Дворцовая.

А где же едут машины? Дети: машины едут по дороге, по проезжей части.

Встаньте лицом ко мне, руки на пояс. Сделаем упражнение «открой капот».

Молодцы. Ой, кажется, сдулись шины. Покажите, как выходит воздух. Глубоко вдохните носом и сделайте длинный выдох ртом – звук шшш. Нужно использовать насос. Покажите, как мы накачаем шины. Вдох носом – на выдохе – звук сссс.

Давайте повторим, какой транспорт можно встретить в городе? Назовите картинки. Разложим картинки с транспортом на три модуля. На красный – положите картинку со специальным транспортом, на желтый – с грузовым, на зеленый – с пассажирским. На что похожи по цвету эти модули?

Руководитель физического воспитания: Угадайте:

У него глаза цветные,

не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

сверху смотрит на меня. Дети: светофор.

Логопед: А теперь встаньте в полукруг и поиграем в игру с мячом. Сначала вспомните, какие части есть у машины. Назовите, какой? какая? какие?

Шины из резины – какие? Резиновые.

Руль из пластмассы – пластмассовый.

Кузов из железа – железный.

Сиденье из кожи – кожаное.

Фара из стекла – стеклянная.

Диски из металла – металлические.

Приборная панель из дерева деревянная.

Руководитель физического воспитания: Наденьте накидки, возьмите руль и поиграем в игру.

Игра «водители». Дети проговаривают слова с движением.

В руки руль скорей берите

И моторчик заводите.

Накачаем дружно шины

Едут весело машины.

Логопед: Давайте сядем на ковер, каждый получает схему слова и синий кубик. Послушайте, где звучит моторчик, т.е. звук «рррррррр», в словах. В начале, середине или конце слова? Положите кубик. Слова: руль, светофор, дорога.

Руководитель физического воспитания: Давайте будем дальше двигаться к реке. Как называется главная река нашего города? Дети: Нева. Правильно. Пора заняться изучением водных сигналов. Как их правильно подавать. Дети получают флажки. Танец с флажками.

Логопед: Поиграем в игру с мячом. На реке много чего?

На Неве много … Ответы детей: кораблей, катеров, пароходов, лодок, яхт, парусников, паромов.

Давайте полюбуемся красотой нашего города. Дети рассказывают стихи о Санкт-Петербурге.

Руководитель физического воспитания: Давайте поиграем. Изобразите фигуру любого транспорта «Море волнуется раз…»

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Мы сегодня погуляли,

Очень многое узнали.

Транспорт в городе у нас

Поделили мы сейчас.

Руководитель физического воспитания: Держись дорожных правил строго,

Не торопись как на пожар,

И помни – транспорту дорога,

А пешеходу – тротуар. Ребята, вы хорошо поработали, получайте поощрительные призы. (Наклейки с транспортом, светоотражающие сигналы). Стройтесь, под музыку выходим из зала.


Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М., 2005.

2. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

3. .А.Кириллова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

4. Дети на дороге Правила дорожного движения в играх и упражнениях. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией д-ра педагогических наук Л.Б. Баряевой и канд. пед. наук Н.Н. Яковлевой.


Поделиться:


Назад в раздел