Поиск по сайту

Кафедра методики обучения истории и обществознанию РГПУ имени А.И. Герцена – средней школе

Автор: Лазукова Н.Н.


Общая стратегия развития образования, определенная в новом ФГОС, соответствует современным зарубежным тенденциям в обучении и учитывает лучшие отечественные педагогические достижения. Однако, как показывают исследования результатов обучения истории, продвижение по новому пути осуществляется крайне медленно. Эффективность решения актуальных задач в образовании теперь во многом зависит от частных методик. Требуется выработка научно обоснованных путей предметного обучения, определенных на общем уровне стандартом, и на этой основе оказание методической поддержки учителей в их практической деятельности.

1.jpgНа старейшей в стране кафедре методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена еще с конца ХХ века велись научно-практические исследования проблем обучения истории в соответствии с системно-деятельностным подходом в образовании, который теперь объявлен научной основой преобразований в современной школе [1]. Благодаря этому ученые кафедры, к моменту принятия ФГОС второго поколения, смогли не только осуществить на теоретическом уровне методическую интерпретацию принципов системно-деятельностного подхода в предметном обучении, но и своевременно разрабатывать и внедрять в школьную практику новое методическое обеспечение учебного процесса.

В основу исследований и практических разработок ученых по совершенствованию школьной практики обучения была положена идея создания полного методического обеспечения преподавания учителя и самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе. Сотрудники кафедры совместно с бывшими аспиратами кафедры, а ныне сотрудниками АППО, приняли участие в создании учебных программ, целой линии школьных учебников нового поколения по истории и обществознанию, а также методических рекомендаций, рабочих тетрадей и других пособий для учителя и учащихся, публикуемых 2.jpgиздательством «Вентана – Граф» [2]. По проблемам совершенствования процесса обучения на основе новых программ и учебников сотрудники кафедры постоянно выступают на всероссийских, региональных конференциях и семинарах по всей стране. Создатели линии учебников по обществоведению, заведующий кафедры, профессор В.В. Барабанов и доцент О.Б.Соболева награждены Почетным знаком и Премией Правительства СПб за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования за 2010 год (Номинация «Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении»).

Важное место в деятельности кафедры уже более десяти лет занимают научные исследования и практические разработки проблем информатизации исторического образования. Сотрудниками и аспирантами кафедры, в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования», разработан электронный инновационный учебно – методический комплекс (ИУМК) по истории древнего мира, дающий полное обеспечение деятельности учителя и учащихся на основе современных развивающих технологий. Он вошел в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. [3].

6.jpgДоцентами Н.Н. Лазуковой и О.В. Ивановым, совместно с Э.В. Ваниной был создан мультимедийный учебно-методический комплекс «Учимся изучать историю», обеспечивающий системную работу по формированию умений познавательной деятельности учащихся в обучении истории[4]. Этот УМК был отмечен призами 12-го Всероссийского форума «Образовательная среда – 2010» и удостоен «Гран-при» на V международном конгрессе - выставке «Global Education – Образование без границ».11.jpg

На протяжении многих лет на кафедре осуществляются научные исследования проблем диагностики процесса и результатов предметного обучения. Сотрудники кафедры стали разработчиками различных программ для обучения учителей города приему Единого Государственного экзамена, педагогами на курсах повышения квалификации учителей в этой области. Они являются разработчиками КИМ-ов, авторами экспертных оценок материалов ЕГЭ, аналитических отчетов по итогам сдачи ЕГЭ для Комитета по образованию и правительства СПб, непосредственно работают заместителями городских комиссий ЕГЭ по истории и обществознанию (Л.В.Соболева, Л.В.Искровская).

Сотрудники кафедры постоянно читают лекции, участвуют в семинарах в Академии постдипломного педагогического образования, в Ленинградском Областном Институте развития образования, в районных Научно-методических центрах Санкт-Петербурга. Преподаватели кафедры и ее аспиранты проводят мастер-классы, дают открытые уроки с использованием инновационных технологий для учителей города и области. Аспирантка кафедры и учитель истории М.А.Трапезникова, еще студенткой побеждавшая на городских конкурсах учителей, стала финалистом IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Аспирантка и учитель истории школы N 2 г. Гатчины Дьякова Е.Б. стала дипломантом конкурса «Учитель года» в Ленинградской области.

Сотрудники кафедры осуществляют научное руководство и оказывают консультативную помощь школам Санкт-Петербурга и Ленинградской области в их методической деятельности. Кафедра привлекает учителей города и области к экспериментальной работе по апробации результатов научных разработок. Только за последние пять лет в этой работе приняли участие учителя истории и обществознания 106, 311, 578 средних школ, 177 гимназии, 239 и 369 лицеев Санкт-Петербурга, школ № 2 г. Гатчины и школы №3 г. Сосновый бор Ленинградской области и ряда других образовательных учреждений. Особо следует отметить многолетнее, более 15- летнее сотрудничество с 321 средней школой Центрального района (директор Н.П.Тарасова). Учитель этой школы Н.В.Синицына участвовала на протяжении ряда лет в экспериментальной проверке разработанном кафедрой электронного инновационного учебно- методического комплекса по истории древнего мира для 5 класса. Учительница 321 школы Т.С.Пугачева экспериментально апробировала модель учебника истории нового поколения на деятельностной основе. С открытым уроком по материалам экспериментального учебника она стала лауреатом конкурса «Учитель года» в Санкт Петербурге в 2011 году.

Сотрудники кафедры на протяжении многих лет работают в Центре Всероссийских олимпиад по истории и обществоведению, составляют задания к олимпиадным работам, возглавляют и участвуют в жюри этих городских олимпиад. Также преподаватели кафедры заняты в организации и проведении олимпиад по краеведению «Санкт-петербургским городским дворцом творчества юных», и конкурсов для учащихся в Музее истории парламентаризма (при Межпарламентской ассамблее государств участников СНГ).

Кафедра методики обучения истории и обществознанию РГПУ им.А.И.Герцена более чем полвека, является одним из ведущих центров подготовки высоко квалифицированных кадров для педагогических вузов страны и для системы повышения квалификации учителей. С 40-х годов ХХ века на кафедре существует аспирантура по методическим специальностям. Ее выпускники работают в педагогических вузах страны от Мурманска до Магадана, они пополняют штат преподавателей Академии постдипломного педагогического образования, Ленинградского Областного Института развития образования.

С переходом в 90-х годах ХХ века РГПУ им. А.И.Герцена на двухуровневую систему подготовки педагогов (бакалавриат-магистратура) работники кафедры стали создателями стандартов и программ для методической подготовки учителей истории и обществознания. В настоящее время сотрудниками кафедры созданы стандарты, программы и разработаны методические курсы нового поколения. На кафедре еще в 90-е годы ХХ века возникла магистратура по методике обучения истории и обществознанию. Выпускники магистратуры, работая в школах, неоднократно становились победителями многочисленных конкурсов учителей города и области.

Таким образом, кафедра методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена активно участвует в научных исследованиях актуальных проблем школы и осуществляет внедрение получаемых результатов в систему российского образования. Эта деятельность осуществляется на всех уровнях: от подготовки и переподготовки педагогических кадров до непосредственного участия в процессе совершенствования практики предметного обучения.


1- См.: Теория и методика обучения истории. Словарь – справочник. Под ред.В.В. Барабанова, Н.Н.Лазуковой. М.: Высшая школа, 2007.; Деятельностный поход в историческом и обществоведческом образовании. Сборник научных статей. / Под ред. В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

2. См.: Сайт издательства «Вентана-Граф». Каталог учебной, учебно-методической литературы для общеобразовательной школы. http://www.vgf.ru

3. См.: Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) История Древнего мира . 5класс. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рубрикатор: «История Древнего мира» (N 204572).Уникальный идентификатор:79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hool-collection.edu.ru/dlrstore/4b661375-8da4-4326-9a8a-b8a9e8d7904b/method.html

4. Лазукова Н.Н., Иванов О.В., Ванина Э.В. Учимся изучать историю Учебное электронное пособие М.,ЗАО "Новый Диск". 2010.


учебники.jpg


Поделиться:


Назад в раздел