Поиск по сайту

Программа «Зеленый мир» как эффективный метод обучения детей с глубоким нарушением интеллекта

Автор: Грищенко В.С.


Экспериментальная программа «Зеленый мир» была разработана мной на основе опыта работы коллег в Санкт-Петербурге, а также в результате участия в выездном семинаре в г. Псков (Центр лечебной педагогики). Данная программа позволяет качественно выполнять коррекционную работу на уроках трудового обучения детей с глубоким нарушением интеллекта.

Факультатив ставит целью ознакомление детей с элементарными законами живой и неживой природы, свойствами предметов. Весь период обучения проходит в непосредственном контакте с природой путем проведения экскурсий, прогулок, наблюдений и практических опытов. Благодаря предметно-практической деятельности происходит познание ребенком окружающего мира, изменение его самооценки и поведения, развитие личностных качеств и коррекция умений общения в коллективе. Таким образом, программа объединяет социальную, практическую и эколого-биологическую направленность и предполагает коррекционно-развивающую работу детей непосредственно с растениями. Значимость данного вида деятельности для детей с глубокими нарушениями интеллекта неоценима, так как работа с растениями позволяет снимать негативную энергетику, видеть плоды своего труда, дает возможность приобретения первичных навыков ухода за комнатными и садовыми растениями.

Дан методический и практический материал по овладению следующими навыками:

  • Работа с природным (посадочным) материалом, приготовление почвы, уход за растениями;
  • Подготовка, изготовление и работа с сельскохозяйственным инвентарем;
  • Развитие гигиенических навыков, воспитание положительного отношения к различным видам работ, проводимых в школьной оранжерее.

Я апробирую данную программу второй год и могу сделать уверенный вывод, что подобная работа с детьми целесообразна и успешна. Она дает конкретный положительный результат по обучению, воспитанию, социализации и коррекции учащихся вспомогательных школ.

Зеленый мир

Тема

Количество часов

I

Вводное занятие

1

II

Мир вокруг нас

7

III

Сельскохозяйственный инвентарь

6

IV

Уличные растения

18

V

Комнатные растения

18

VI

Практическое повторение. Огородные растения.

18

VII

Самостоятельная диагностическая работа

4

Дата

Тема

Количество часов


I

Вводное занятие.

Цели и задачи обучения в триместре. Школьный зимний сад. Правила поведения. Техника безопасности.



II

Мир вокруг нас

  1. Земля, вода, воздух, небо, солнце, звезды, луна.
  2. Земля: суша, горы, равнины, пустыни.
  3. Овраги. Канавы, лес, тайга.
  4. Вода: пруды, реки, водопады.
  5. Озера, моря, океан.
  6. Фауна – животный мир.
  7. Флора – растения. Мир растений для человека.



III

Сельскохозяйственный инвентарь.

  1. Перечень сельскохозяйственного инвентаря: лопата, вилы, грабли, тяпка, мотыга, ведро, лейка, пила, секатор, шланг, лом, топор
  2. Использование, техника безопасности.
  3. Хранение, складирование.
  4. Правильные приемы работы.
  5. Содержание, чистка, заточка, ремонт, дезинфекция.
  6. Изготовление черенка, замен, насадка черенка на лопату.



IV

Уличные растения.

  1. Перечень уличных растений: трава, цветы, кусты, деревья. Лесное хозяйство.
  2. Сельскохозяйственные культуры, огородные растения, злаки, зерновые, плодовые культуры, кустарники, деревья.
  3. Использование растений человеком. Растения для человека. Обогащение воздуха кислородом.
  4. Еда (пища), топливо, одежда.
  5. Строительные материалы, лекарства, инструменты.
  6. Плодовые деревья и кустарники.
  7. Дрова: получение, использование.
  8. Лекарственные растения, ткани.
  9. Экскурсия в лесопарк. Правила поведения учащихся в общественных местах.
  10. Деревья. Строение (корни, ствол, крона, ветка, листья, иголки).
  11. Строительные материалы. Лесоматериалы.
  12. Пиломатериалы, брус. Доска.
  13. Копка земли. Лопата, вилы, грабли. Правильные, безопасные приемы работы.
  14. Изготовление клумбы: копка, рыхление. Посадка нарциссов.
  15. Посадка пионов в грунт (клумбу).
  16. Посадка тюльпанов в грунт (клумбу).
  17. Посадка флоксов в грунт (клумбу).
  18. Самостоятельная работа: рисование сельскохозяйственного инвентаря.



V

Комнатные растения.

  1. Перечень комнатных растений.
  2. Комнатные растения для человека. Необходимость, целесообразность.
  3. Размещение (условия выращивания): полки, подоконники, стеллажи, кронштейны, кашпо.
  4. Инструменты, приспособления, инвентарь для выращивания комнатных растений.
  5. Инструменты: тяпки, лопатки, леечка, опрыскиватель, ножницы.
  6. Приспособления: освещение, мини стеллажи на подоконник, кашпо.
  7. Инвентарь: горшки, вазоны, поддоны, ящики, короба, канистры для воды, опрыскиватели.
  8. Заготовка почвы. Торф, чернозем, песок.
  9. Смешивание чернозема с песком.
  10. Насыпание почвы в горшки. Керамзит (дренаж), мох, перегной, почва.
  11. Посадка фиалок. Полив.
  12. Заготовка почвы (смешивание).
  13. Наполнение ящиков почвой.
  14. Посадка тюльпанов. Полив.
  15. Заготовка почвы.
  16. Наполнение горшков (дренаж, перегной, почва).
  17. Посадка герани. Полив.
  18. Самостоятельная работа: рисование комнатных растений.



VI

Практическое повторение. Огородные растения (лук, петрушка).

  1. Овощи в дикой природе. Что такое огород?
  2. Перечень огородных растений. Овощи.
  3. Огородные растения для человека.
  4. Огород на подоконнике (зимой)
  5. Хранение овощей, складирование.
  6. Использование (сырые, свежие), приготовление (варка, сушка, засолка, консервирование).
  7. Выращивание лука, приготовление почвы.
  8. Заполнение ящиков почвой.
  9. Посадка луковиц, полив.
  10. Уход, выращивание, контроль, наблюдение.
  11. Выращивание петрушки, приготовление почвы.
  12. Изготовление посадочного ящика. Разметка, пиление досок.
  13. Сборка на гвоздях и шурупах.
  14. Изготовление донышка, сверление сквозных отверстий.
  15. Сборка стенок и донышка.
  16. Заполнение ящика почвой.
  17. Посадка корнеплодов петрушки.
  18. Самостоятельная работа. Рисование огородных растений.



VII

Самостоятельная диагностическая работа.

  1. Заготовка почвы смешиванием песка и торфа.
  2. Заполнение горшка почвой.
  3. Пропитка водой (опрыскивание). Посадка луковиц.
  4. Полив. Анализ выполненной работы. Устный рассказ о проделанной работе и рисованный отчет.



Программа «Зеленый мир» как эффективный метод обучения детей с глубоким нарушением интеллекта

Назад в раздел