Поиск по сайту


Авторcтво: Крук Ольга Владимировна, воспитатель, Бабич Ульяна Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад 134 Санкт-Петербурга


           Вопросы, связанные с проблемами здоровья населения нашего государства, а, особенно – подрастающего поколения, являются одними из важнейших в настоящее время. Причём актуальность этих вопросов возрастает с каждым годом, сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья населения. Здоровье населения – наивысшая национальная ценность в развитом государстве, от которой зависит благополучие как отдельного гражданина, так и общества в целом. Достойная жизнь человека возможна только при условии его здоровья – физического и духовного.

          Здоровье – главное достояние человека, причём оно является не только личным делом гражданина, но и имеет важное общественное значение. Здоровье человека зависит от наследственных факторов, образа жизни, состояния окружающей среды и от уровня развития здравоохранения. Становится очевидным, что уровень здоровья зависит, во многом, от факторов, влияющих на личность в детском возрасте.

          Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития. С начала жизни здоровье ребёнка зависит от микросоциума, в котором он формируется и развивается. В этой связи главными социальными структурами, которые определяют, в основном, уровень развития и здоровья ребёнка являются семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

          Единство и взаимосвязь семьи и ДОУ в вопросах сохранения здоровья ребёнка и формирования потребности в здоровом образе жизни возможно достичь при соблюдении следующих условий:

·         чётко сформулированы и ясно поставлены цели и задачи по формированию здорового образа жизни, которые понятны не только специалистам – сотрудникам ДОУ, но и родителям;

·         знакомство семьи с основным содержанием, методами, приёмами работы ДОУ в контексте оздоровительной деятельности детей;

·         использование педагогами опыта семейного воспитания потребности в здоровом образе жизни.

          Важность изучения такой темы как «Система работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей 5-6 лет в сотрудничестве с родителями» можно объяснить тем, что одним из основных вопросов государственной политики является здоровье нации. «Здоровье нации» - гражданские инициативы в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни

          Ключевым фактором в этом контексте, на наш взгляд, является целенаправленная, планомерная систематическая работа над формированием потребности в здоровом образе жизни с детского возраста. В этой связи огромная роль принадлежит всем субъектам образовательно-воспитательного процесса. Главное направление в реализации задач по формированию здорового образа жизни - сохранение и укрепление здоровья детей.

          Таким образом, актуальность системы работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей 5-6 лет в сотрудничестве с родителями неоспорима. Несмотря на большой интерес к проблеме, вопросы форм, методов и способовдеятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни детей в сотрудничестве с родителями продолжает быть дискуссионным.

          Вопросы комплексной оценки эффективности деятельности педагогов в сотрудничестве с родителями имеют недостаточную степень разработанности.

 

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 

         Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения]. Автор Осик В.С. в своих трудах выделяет следующие аспекты здоровья: физический, психический, социальный [Осик, с. 15]. Современные исследователи выделяют следующие компоненты здоровья: соматический, физический, психический, нравственный.

Характеристики компонентов здоровья представлены в таблице.

Таблица 1.1.1 Компоненты здоровья[1]

Компонент здоровья

Характеристика

Соматический

Состояние систем органов организма. Её основа – биологическая программа онтогенеза (индивидуального развития), определённая базовыми потребностями, преобладающими на разных этапах индивидуального развития. Потребности являются пусковым механизмом развития человека, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический

Уровень роста и развития систем органов организма. Его основа – морфофизиологические и функциональные резервы, которые обеспечивают адаптационные реакции.

Психический

Состояние психической сферы. Её основа – состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную поведенческую реакцию. Это состояние обусловлено биологическими и социальными потребностями, а также – возможностями их удовлетворения.

Нравственный

Комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизни. Её основу определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным компонентом здоровья определяется духовность человека.

 

Признаками здоровья являются следующие.

Признаки здоровья

устойчивость к действию повреждающих факторов

показатели роста и развития

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития  

функциональное состояние и резервные возможности организма

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

 


 Рисунок 1.1.1 Признаки здоровья[2]

          Взаимосвязь в системе «образ жизни – здоровье» наиболее полно выражено в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет факторы, способствующие выполнение человеком бытовых, профессиональных, общественных функций в условиях, оптимальных для здоровья. Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности человека в направлении формирования здоровья (индивидуального и общественного), его сохранения и укрепления. С точки зрения Брехмана И.И. здоровый образ жизни характеризуется следующим образом: активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [Брехман, с. 34].

         Говоря об образе жизни, необходимо констатировать, что он является отображением типа жизнедеятельности людей, который обусловлен общественно-экономической формацией и её особенностями.

Ключевыми параметрами образа жизни выступают следующие:

·                    трудовая деятельность (учебная деятельность для обучающихся);

·                    деятельность человека в быту;

·                    общественно-политическая деятельность человека;

·                    культурная и досуговая деятельность человека;

·                    поведенческие привычки и их проявления.

        Следовательно, если организация, содержание и проявления ключевых параметров благоприятствуют поддержанию и укреплению здоровья, тогда есть все основания утверждать, что здоровый образ жизни реализуется. Таким образом, здоровый образ жизни – комплекс видов деятельности, который обеспечивает оптимальное взаимоотношение человека со средой обитания.

Здоровый образ жизни – комплексное явление, формирующееся из ряда элементов:

1)                 обучение основам здорового образа жизни с детства (как в семье, так и в учреждениях образования);

2)                 формирование безопасной окружающей среды, способствующей разностороннему развитию личности и безопасной для здоровья;

3)                 формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;

4)                 формирование культуры питания, включающую в себя режим питания и употребление здоровой пищи;

5)                 потребность в адекватной регулярной физической нагрузке (соответствующей состоянию организма и возрасту);

6)                 знание правил личной и общественной гигиены и их соблюдение.

         Учитывая комплексность понятия здорового образа жизни, необходимо учитывать совокупность нескольких аспектов:

1.                  Физический аспект – сохранение хорошего самочувствия и усиление защитных механизмов организма, благодаря которым происходит противодействие заболеваниям.

2.                  Эмоциональный аспект – развитие стрессоустойчивости, адекватной реакции на возникающие проблемы.

3.                    Интеллектуальный аспект – умение работать с источниками информации и её рациональное использование.

4.                  Духовный аспект – способность устанавливать ориентиры,расставлять приоритеты и следовать им.

        Таким образом, определение здорового образа жизни не может быть ограничено только физическим состоянием человека и его хорошим самочувствием.

Здоровый образ жизни – многоаспектное явление, которое формируется несколькими уровнями:

·                    социальный уровень обеспечивает пропаганду, осуществляемую через образовательные учреждения, СМИ, различные общественные организации;

·                    инфраструктурный уровень реализуется через изменения условий жизни, материальных возможностей, физических возможностей, проведение профилактических мероприятий, мониторинг экологической обстановки;

·                    личностный уровень подразумевает индивидуальные мотивы личности, жизненные приоритеты и ценности, а также – организацию быта.

         Для эффективной реализации воспитательных и обучающих программ необходимо, чтобы подрастающее поколение было здоровым. Следовательно, здоровье – ключевой фактор работоспособности и основополагающий аспект гармоничного развития организма ребёнка. Будущее, надежда и опора любого государства – его дети. Обеспечение условий для здорового развития детей является ключевой задачей государственных структур.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на здоровье человека влияют следующие факторы:

·                    наследственность – 30 - 40%;

·                    образ жизни – 20 - 30 %;

·                    условия окружающей среды – 20 %;

·                    уровень развития здравоохранения – 10 %.

Резюмируя вышеизложенное, делаем следующие выводы:

1.                  Здоровый образ жизни – сложное многоаспектное явление, которое необходимо рассматривать как социально-педагогическое явление.

2.                  Формирование потребности в здоровом образе жизни - процесс, который протекает при участии всех субъектов образовательного процесса и участников общественной жизни.

 

Особенности работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей 5-6 лет в сотрудничестве с родителями

          Формирование потребности в здоровом образе жизни необходимо начинать уже в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность ребёнка в детском саду должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья. В учреждениях дошкольного образования вопрос здоровья детей является основополагающим, следовательно, приоритетным направлением деятельности является физическое развитие ребёнка. Основную часть времени в детском саду ребёнок проводит с педагогом. Следовательно, совместная партнёрская деятельность педагога и ребёнка, регулярные познавательные занятия, занятия физической культурой и интегрированные занятия являются базой для формирования здорового образа жизни.

          Цель оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении – создание стойкой мотивации потребности сохранении здоровья: своего и окружающих. Следовательно - важным является правильно сформированное содержание образовательно-воспитательного процесса, учитывающего все аспекты развития ребёнка; отбор актуальных программ, обеспечивающих приобщение к ценностям здорового образа жизни. Укрепление и охрана здоровья воспитанников, формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни – первостепенная задача педагогов.

          В этой связи необходимо организовывать разноплановую и всестороннюю деятельность, которая направлена на сохранение здоровья детей, осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих формирование потребностей у детей в рациональном режиме дня, правильном питании, обоснованной двигательной активности, закаливании организма, сохранении устойчивого эмоционального состояния.

          Успешных результатов в этой деятельности можно достигнуть при следующих условиях:

1.                  Нацеленностью образовательно-воспитательного процесса на физическое развитие детей.

2.                  Реализацией комплекса оздоровительных мероприятий в контексте режима дня и в зависимости от сезона года.

3.                  Сознанием благоприятных условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.

4.                  Формированием путей и методов взаимодействия педагогического коллектива и семьи и совершенствование социального партнёрства между субъектами образовательно-воспитательного процесса.

Планомерное и целенаправленное сохранение и укрепление здоровья в ДОУ необходимо осуществлять в нескольких направлениях.

     Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, прививки, витаминизация)

Направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

             Психологическое (организация режима дня, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, релаксация)

              Гигиеническое (формирование знаний о здоровье; умении сохранять, сберегать и укреплять его)

           Оздоровительное (учёт гигиенических требований к нагрузкам, создание условий для оздоровительных режимов, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей)

 

                                                                                      Направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ[3]

           Таким образом, при систематической работе педагогов в данных направлениях, происходит формирование потребности в здоровом образе жизни. Здоровье детей дошкольного возраста – объект пристального внимания педагогов, интерес к проблеме сохранения и укрепления здоровья актуален в силу того, что изменившиеся социально-экономические условия привели не только к переосмыслению, но и к значительному расхождению взглядов и точек зрения социальных институтов на цели, задачи, содержание и методы физического, интеллектуального и психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.

           В современных условиях комплексного рассогласования взаимоотношений человека с природной средой объективной необходимостью является пересмотр педагогических подходов к условиям воспитания детей в контексте формирования потребности в здоровом образе жизни. В этой связи формируется потребность в разработке гибких современных педагогических здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения. Использование педагогами таких технологий будет способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать у детей чувство сопереживания, развивать навыки саморегуляции и самоконтроля, предупреждающих девиантное поведение.

          Совместно с применением инновационных технологий воспитания, важный фактор влияния на формирование личности ребёнка – родственные эмоциональные связи. Любовь родителей даёт ребёнку психологический комфорт и эмоциональную защиту, опору в жизни; доверие ребёнка к родителям, любовь к ним являются причиной его особой восприимчивости к родительскому воздействию.

          Семья – источник и важнейший элемент воспитания, передающий ребёнку социальный опыт, опыт взаимоотношений между людьми. В связи с этим необходимо отметить, что семья – важнейший институт воспитания и социализации ребёнка. Анализируя источники, мы пришли к выводу о том, что можно выделить некоторые факторы семейного воспитания, благодаря которым оно имеет приоритет перед такими воспитательными институтами как дошкольное образовательное учреждение, школа:

1)   личный, глубоко эмоциональный характер семейного воспитания;

2)   длительный и постоянный характер воспитательных воздействий родителей;

3)   объективность возможностей включения ребёнка в семейную деятельность: воспитательную, хозяйственную, бытовую.

          В этом контексте необходимо рассматривать совместную согласованную деятельность взрослых, окружающих ребёнка – родителей и воспитателей, как один из значимых ресурсов и важнейших условий развития личности. Для плодотворной и реально способствующей развитию ребёнка деятельности необходима специально организованная система взаимодействия между сотрудниками дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников. Семья является необходимой составляющей социально-педагогической ситуации ребёнка, его самое близкое окружение. В современных социальных условиях необходимо иметь возможность помочь семье создавать полноценные условия развития ребёнка, ориентируясь на психологические и возрастные особенности ребёнка.

         Для создания эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи необходимо иметь цель воспитать физически здорового ребёнка, который будет личностью с устойчивой нервной системой, способной к трудовой, бытовой, социальной адаптации, к интеграции в обществе.

Эта цель достигается путём решения задач:

1)                      формирование среды для развития – пространства самореализации;

2)                      помощь ребёнку в накоплении необходимых знаний и опыта для удачной реализации задач воспитательно-оздоровительной деятельности, способствующей укреплению здоровья;

3)                      формирование путём активной деятельности организма ребёнка, обладающего устойчивостью в разных ситуациях;

4)                      стимулирование ребёнка для двигательной активности, побуждение к самопознанию;

5)                      направление совместной деятельности педагогов и родителей на физическое, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка;

6)                      формирование у дошкольника навыков самоконтроля и саморегуляции поведения для сохранения и укрепления здоровья.

          Образовательно-воспитательный процесс, направленный на организацию здоровьесбережения, необходимо реализовывать, используя в педагогическом процессе технологии, которые обеспечивают как решение задач сохранения здоровья детей, так и успешную реализацию воспитательных и образовательных задач. Сотрудничество педагога и родителей - важнейший ресурс педагогического воздействия, посредством которого формируется потребность в здоровом образе жизни.

          Благоприятные педагогические условия физического воспитания детей нельзя рассматривать как достаточно эффективную меру, так как часть активной деятельности дети проводят в семье, соответственно – на родителей возложена ответственность за организацию оздоровительной деятельности с ними. Для создания благоприятного физкультурно-оздоровительного климата необходимо формировать семейные традиции, передаваемые младшему поколению, используя различные формы физического воспитания, создания предметно-развивающей среды в домашних условиях, адекватной индивидуально-возрастным особенностям ребёнка.

          Для того, чтобы успешно решать эту проблему в контексте формирования здорового образа жизни ребёнка, педагог должен использовать как традиционные формы работы с родителями (собрания, открытые занятия, дни открытых дверей, акции, наглядную агитацию), так и нетрадиционные – индивидуальные беседы об организации в домашних условиях предметно-развивающей среды, практикумы).

Исследователь Громова Л.А выделяет следующие формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Традиционные формы:

1.              Коллективные (родительское собрания, конференция, круглые столы, открытые занятия, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов).

2.              Индивидуальные (посещение семей, педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации).

3.              Наглядно-информационные (режимных моментов, занятий, фотографий, выставки детских работ, ширмы, папки передвижки, стенды). Нетрадиционные формы:

1.              Информационно-аналитические (анкетирование, брошюры, доска объявлений и др.).

2.              Досуговые (выставки работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии).

3.              Познавательные (родительские вечера, экскурсии).

Главное условие развития взаимодействия с семьей — общение в системе «педагог — ребенок-родитель» [Громова Л.А., с.110]. Все методы работы воспитателя в сотрудничестве с родителями по формированию здорового образа жизни у детей можно разделить на две группы: адресные (индивидуальные) и коллективные (групповые). Цель работы воспитателя с родителями – формирование у родителей педагогической компетенции, позволяющей понимать ребёнка, организовывать его физическое развитие и работать в сотрудничестве с педагогом.

         Наибольшую популярность приобретают коллективные методы, характеристика которых представлена в таблице.

 

Таблица 1.2.1 Коллективные методы работы воспитателя в сотрудничестве с родителями по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.[4]

 

Метод

Цель

Характеристика

Общее родительское собрание

 

Создание условий для сотрудничества детского сада и родителей в воспитании детей в контексте формирования ЗОЖ.

 

Необходимо отметить главную и нужную информацию; познакомить родителей с программой ДОУ по формированию ЗОЖ.

Необходимо составить очерёдность выступлений сотрудников дошкольного учреждения.

Необходимо предоставить слово медицинскому работнику ДОУ. Специалисту необходимо познакомить родителей с системой прививок, профилактикой болезней, методами закаливания, некоторыми детскими заболеваниям, а также ответить на ряд вопросов, которые могут возникнуть в ходе беседы.

 

Групповые собрания родителей

 

Расширение контакта между педагогами и родителями;

моделирование перспектив взаимодействия воспитателя и родителей.

 

Такие собрания в саду проводятся в том случае, когда до родителей нужно донести важную и новую информацию, касающуюся различных сторон жизни конкретной возрастной группы.

Педагогический совет с участием родителей

 

Совершенствование работы ДОУ и семьи по вопросам формирования потребности в здоровом образе жизни у дошкольников и повышения компетенции родителей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации – одна из задач на сегодняшний день. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями.

Родительская конференция

 

Знакомство родителей с системой оздоровительной работы в ДОУ, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах оздоровления дошкольников.

Освещение актуальных вопросов формирования здорового образа жизни. Для подготовки к конференции необходимо привлечь специалистов: медицинских работников, педагогов-воспитателей. Кроме того, родительский актив – важный ресурс таких мероприятий.

 

Тематическая консультация

Информирование родителей об основных направлениях формирования здорового образа жизни.

 

Консультация содержит краткую информацию о значении здоровогообраза жизни для ребенка, о том, какое внимание уделяется этому аспекту в детскомсаду, а также рекомендации по ведению здорового образа жизни дома. Консультации могут быть плановыми и неплановыми.

«Круглый стол»

 

Доказательства необходимости формирования здорового образа жизни в семье.

 

Проводится предварительное анкетирование родителей по вопросам здорового образа жизни. В результате работы «Круглого стола» педагоги и родители анализируют результаты анкетирования, обсуждают предложенные вопросы.

 

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

 

Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье в контексте здорового образа жизни на основе учета их индивидуальных потребностей.

 

Знакомство родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Педагог в процессе занятия может включить в него элементы беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в каких-то вопросах, или наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостям).

«Дни открытых дверей»         

 

Установление связи между субъектами образовательного процесса, определение задач совместного сотрудничества и путей их реализации.

День открытых дверей в ДОУ представляет собой обычный рабочий процесс, за исключением того, что каждый родитель может стать наблюдателем или даже непосредственным участником педагогической деятельности.

Клуб для родителей

 

Создание микросоциума для решения актуальных вопросов.

 

Встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке, во время которых сообща решаются актуальные проблемы здорового образа жизни.

В организации деятельности клуба используются разнообразные формы работы: беседы, семинары, круглые столы, обсуждение семейного опыта.

Длительность заседания около 1 часа. Периодичность 1 раз в месяц. План заседанийопределяется на учебный год.

Интервью с родителями

 

Установление обратной связи с родителями в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Подготовка вопросов для родителей с привлечением специалистов (психологов, медицинских работников), представление их родителям, интервьюирование. Анализ ситуации.

 

Коллективные методы работы подразумевают работу со всем составом родителей или частью (группой). Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в двух аспектах:

1)      информативное просвещение: знакомство с возрастными особенностями детей; видами оздоровительных мероприятий в семье; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье;

2)      обучающее просвещение по овладению родителями практическими умениями и навыками: руководить детской деятельностью; развивать речь детей; укрепление физического и психического состояния детей; развитие любознательности детей; формирование творческого воображения, предпосылки учебной деятельности у детей; приобщение к общечеловеческим ценностям; обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе [Громова Л.А., с.110].

         Разностороннее развитие личности ребёнка требует систематического, единого и согласованного взаимодействия педагогов и родителей. Значение семьи в формировании системы взаимодействия трудно переоценить, так как семья является первым институтом социализации ребёнка и имеет решающее воздействие на развитие главных черт характера личности ребенка.Формирование нравственно-положительного потенциала ребёнка происходит, главным образом, именно в семье. В семье дети получают первые уроки нравственности, именно там формируется их характер.Семья закладывает исходные жизненные позиции. Вследствие этого важным является то, чтобы основной частью деятельности дошкольных образовательных учреждений была пропаганда и распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

        Дошкольное образовательное учреждение –первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, в котором начинается их систематическое педагогическое просвещение, в том числе – в сфере формирования потребности в здоровом образе жизни. От успешности совместной работы родителей и педагогов-воспитателей во-многом зависит дальнейшее развитие ребенка. Качество работы дошкольного учреждения оказывает влияние на уровень педагогической культуры родителей, следовательно – на уровень семейного воспитания детей.

        Дошкольный возраст - решающий при формировании фундаментальных основ физического и психического здоровья личности. Для этого периода характерно интенсивное развитие систем органов, формирование основ личностных качеств, отношения к себе и окружающим, осознание своего места в социуме. Для дошкольного возраста очевидна значимость формирования основ базы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Взаимодействие в системе «ДОУ – семья» по формированию основ здорового образа жизни – планомерная, систематическая, последовательная, целенаправленная деятельность, состоящая из взаимосвязанных компонентов, которые мы представляем в виде схемы.

 

 

педагоги ДОУ


воспитанники ДОУ


родители воспитанников


 

 Рисунок 1.2.2 Взаимодействие в системе «ДОУ – семья»[5]

        Взаимосвязанные блоки в системе «ДОУ – семья» являются субъектами образовательного процесса, деятельность которых является взаимодополняющей.

Педагогическая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи при формировании здорового образа жизни включает в себя три компонента:

1.      Опережающая подготовка педагогов в сфере здорового образа жизни.

2.      Сотрудничество педагогов и родителей по вопросам формирования здорового образа жизни.

3.      Формирование знаний и навыков в вопросах здорового образа жизни у родителей и детей.

        Таким образом, взаимосвязь субъектов образовательного процесса путём реализации различных мероприятий, о которых было сказано выше, должна обеспечивать реализацию потребностей в формировании здорового образа жизни у детей. При работе воспитателя с семьёй необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные, инновационные формы работы. В контексте работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей в сотрудничестве с родителями важной задачей педагога является педагогическое просвещение родителей дошкольников по ряду вопросов (психологические и физиологические особенности детей, основы здорового образа жизни),предметом деятельности - содержание и формы педагогического просвещения.


[1] Таблица составлена автором на основании изучения компонентов здоровья.

[2] Рисунок составлен автором на основе изучения признаков здоровья.

[3] Рисунок составлен автором на основании изучения методов формирования здорового образа жизни у дошкольников.

[4]Таблица составлена автором на основании изучения методов работы воспитателя в сотрудничестве с родителями.

[5] Рисунок составлен автором на основании изучения взаимодействия субъектов образовательного процесса.

             Продолжение статьи в следующем выпуске журнала.



Поделиться: